Ирина Соколец
Из опыта работы «Русская народная сказка как средство социализации дошкольников»
Федеральный государственный образовательный стандарт диктует нам новые подходы к социализации дошкольников в современном мире. В связи этим важнейшим направлением нашей работы с детьми является социально-коммуникативное развитие.
Социально коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Публикация «Из опыта работы „Русская народная сказка как средство социализации дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
На протяжении ряда лет я веду с детьми старших и подготовительных групп театральный кружок «Теремок». Литературной основой для театрализованных действий служит в основном устное народное творчество : сказки, потешки, пословицы. Интонацией, жестом, мимикой мы учимся передавать настроение, манеры, намерения героев, обсуждая при этом, какие чувства движут тем или иным персонажем и какими выразительными средствами лучше эти чувства передать.
Фольклор, или устное народное творчество, – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т. к. в нем отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем.
Назовите жанры устного народного творчества. (Сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песенки, заклички, предания, былины и пр.)
Рассмотрим значение некоторых жанров и начнем со сказки.
Нравственное воздействие сказки подразумевает по меньшей мере три составляющих: познавательное, эстетическое и воспитательное. Вопросы к аудитории:
В чем состоит познавательное значение сказки? (Каждая конкретная сказка отражает труд и быт той социальной среды, о которой она повествует. В русских народных сказках дети знакомятся с русским национальным бытом, узнают значения слов изба, сарафан, полати, кафтан и пр. В ненецко-нанайских сказках «Айога», «Кукушка» дети узнают слова чум, малица, пимы, тундра. В казахской народной сказке «Чудесная шуба» звучат новые для детей слова бай, кумыс, юрта.)
В чем состоит эстетическое значение сказки? (Сказка является высокохудожественным произведением устного народного творчества, впитавшим в себя мудрость многих поколений.
В чем состоит воспитательное значение сказки? (Сказки пропитаны оптимизмом, в сказке всегда счастливый конец, сказки выражают веру народа во всемогущество человека, веру человека в свои силы, а также воспитывают в ребенке правила поведения в соответствии с его гендерной принадлежностью.)
Остановимся на последнем моменте. Вопросы к аудитории:
Как величают в русской народной сказке молодую девушку? (Красна девица.)
Какими качествами она должна обладать? (Скромностью, рассудительностью, достоинством и т. д. Предлагаю пройтись, как красная девица: гордо подняв голову, опустив глаза, плавно, как лебедушка.)
Как величают парня? (Добрый молодец.)
Какими качествами он должен обладать? (Смелостью, честностью, ответственностью и т. д. Предлагаю изобразить доброго молодца: пройтись, расправив плечи, руки в боки, твердо вышагивая.)
Предлагая детям эти ролевые игры, мы воспитываем в них необходимые нравственные качества, соответствующие их гендерной принадлежности.
Значительный нравственный и эстетический потенциал заложен и в русских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. Предлагаю назвать и дать толкование пословицам о труде:
• Сделал дело – гуляй смело
• Делу время – потехе час
• Без труда не вынешь и рыбку из пруда
• Труд человека кормит, а лень портит
• У доброго Федота спорится работа
• Глаза страшатся, а руки делают
• Не спеши языком, торопись делом
Пословицы о дружбе:
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей
• Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты
• Друг познается в беде
• Старый друг лучше новых двух
Пословицы о зиме:
• Мороз не велик, да стоять не велит
• Береги свой нос в большой мороз
• Сугроб да вьюга – два друга
• Много снега – много хлеба
Несомненно, что заучивание и толкование пословиц нравственно развивает ребенка, заставляет его задумываться о духовных ценностях жизни.