МААМ-картинки

Из опыта работы «Русская народная сказка как средство социализации дошкольников»

Ирина Соколец
Из опыта работы «Русская народная сказка как средство социализации дошкольников»

Федеральный государственный образовательный стандарт диктует нам новые подходы к социализации дошкольников в современном мире. В связи этим важнейшим направлением нашей работы с детьми является социально-коммуникативное развитие.

Социально коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Публикация «Из опыта работы „Русская народная сказка как средство социализации дошкольников“» размещена в разделах

На протяжении ряда лет я веду с детьми старших и подготовительных групп театральный кружок «Теремок». Литературной основой для театрализованных действий служит в основном устное народное творчество : сказки, потешки, пословицы. Интонацией, жестом, мимикой мы учимся передавать настроение, манеры, намерения героев, обсуждая при этом, какие чувства движут тем или иным персонажем и какими выразительными средствами лучше эти чувства передать.

Фольклор, или устное народное творчество, – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т. к. в нем отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем.

Назовите жанры устного народного творчества. (Сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песенки, заклички, предания, былины и пр.)

Рассмотрим значение некоторых жанров и начнем со сказки.

Нравственное воздействие сказки подразумевает по меньшей мере три составляющих: познавательное, эстетическое и воспитательное. Вопросы к аудитории:

В чем состоит познавательное значение сказки? (Каждая конкретная сказка отражает труд и быт той социальной среды, о которой она повествует. В русских народных сказках дети знакомятся с русским национальным бытом, узнают значения слов изба, сарафан, полати, кафтан и пр. В ненецко-нанайских сказках «Айога», «Кукушка» дети узнают слова чум, малица, пимы, тундра. В казахской народной сказке «Чудесная шуба» звучат новые для детей слова бай, кумыс, юрта.)

В чем состоит эстетическое значение сказки? (Сказка является высокохудожественным произведением устного народного творчества, впитавшим в себя мудрость многих поколений.

В чем состоит воспитательное значение сказки? (Сказки пропитаны оптимизмом, в сказке всегда счастливый конец, сказки выражают веру народа во всемогущество человека, веру человека в свои силы, а также воспитывают в ребенке правила поведения в соответствии с его гендерной принадлежностью.)

Остановимся на последнем моменте. Вопросы к аудитории:

Как величают в русской народной сказке молодую девушку? (Красна девица.)

Какими качествами она должна обладать? (Скромностью, рассудительностью, достоинством и т. д. Предлагаю пройтись, как красная девица: гордо подняв голову, опустив глаза, плавно, как лебедушка.)

Как величают парня? (Добрый молодец.)

Какими качествами он должен обладать? (Смелостью, честностью, ответственностью и т. д. Предлагаю изобразить доброго молодца: пройтись, расправив плечи, руки в боки, твердо вышагивая.)

Предлагая детям эти ролевые игры, мы воспитываем в них необходимые нравственные качества, соответствующие их гендерной принадлежности.

Значительный нравственный и эстетический потенциал заложен и в русских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. Предлагаю назвать и дать толкование пословицам о труде:

• Сделал дело – гуляй смело

• Делу время – потехе час

• Без труда не вынешь и рыбку из пруда

• Труд человека кормит, а лень портит

• У доброго Федота спорится работа

• Глаза страшатся, а руки делают

• Не спеши языком, торопись делом

Пословицы о дружбе:

• Не имей сто рублей, а имей сто друзей

• Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты

• Друг познается в беде

• Старый друг лучше новых двух

Пословицы о зиме:

• Мороз не велик, да стоять не велит

• Береги свой нос в большой мороз

• Сугроб да вьюга – два друга

• Много снега – много хлеба

Несомненно, что заучивание и толкование пословиц нравственно развивает ребенка, заставляет его задумываться о духовных ценностях жизни.

Публикации по теме:

Доклад «Русская народная сказка в системе духовно-нравственного воспитания» из опыта работы Тема: «Русская народная сказка в системе духовно-нравственного воспитания»Духовно – нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших.

Из опыта работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Ребёнок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. На протяжении.

Консультация для педагогов «Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников» «Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников» подготовила: воспитатель первой категории Захарова В. В.

Консультация для воспитателей «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников» Консультация для воспитателей Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников Традиционно литература используется как.

Личный сайт как средство обобщения и распространения опыта работы по социально-эмоциональному развитию дошкольников 2 Слайд В своей работе по использованию личного сайта как средства обобщения и распространения опыта работы по социально-эмоциональному.

Обобщение опыта работы «Народно-прикладное искусство как средство развития речи старших дошкольников с ОНР» Народно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит.

Обобщение опыта работы по теме «Литературное краеведение как средство формирования любви к малой Родине у дошкольников» МКДОУ «Введенский детский сад общеразвивающего вида №3» Обобщение опыта работы на тему: «Литературное краеведение как средство.

Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развивающие игры как средство развития ручной моторики у дошкольников» Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс самореализации, устанавливается.

Русская народная сказка как средство развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста Важным периодом для речевого развития ребёнка является дошкольное детство. Речевое развитие детей идёт в тесной связи с характером их деятельности.

Сообщение из опыта работы «Лэпбук как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников» Что такое лэпбук и как его использовать? Всё новое это хорошо забытое старое. Лэпбук не исключение. Если вернемся мысленно в прошлое, то.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Русская народная сказка как средство социализации дошкольников»
Опубликовано: 9 декабря 2018 в 17:59
+52Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД