Романова Тамара
Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России
▼ Скачать + Заказать документы
«…Опасная и роковая вещь-
лишить ребенка исторической памяти.
Это означает, что его лишают…
возможности брать
пример с людей живших в прошлом…
Чувство истории очень важно,
и его надо прививать детям.»
Серафим Роуз.
Тема:
«Русские былины как средство
приобщения детей шести лет к устному
народному творчеству и истории России.»
Задачи:
1Воспитательные:
Публикация «Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России» размещена в разделах
- Богатыри
- Моя Родина Россия
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
-Воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому нашей Родины.
–Развивать навыки межличностного общения.
2образовательные:
-Формировать первоначальные представления о культуре. истории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве.
–Обогатить литературный опыт детей : обобщить и уточнить знания детей о разнообразии литературных жанров русского народного творчества.
3Развивающие:
-Активизировать речь. Введение в активный словарь терминов: загадка, пословица, былина; богатырь, князь; названия русских городов Киев, Муром, Чернигов и других.
–Повышать познавательную активность детей. Активизировать память, мышление.
Содержание и структура занятия. Деятельность детей. Оборудование.
Актуализация знаний: повторение малых фольклорных жанров.
Представление «Ярмарка»
1.-Здравствуйте, гости дорогие Веселья вам да радости
2. Гостю почет. В красном углу место
3. Ну, гости дорогие, ласковые Говорок на порог, а скуку из избы вон.
Песенка
Ой, ребята, тара-ра! На горе стоит гора, А на той горе-дубок,А на дубе воронок. Ворон в красных сапогах, В позолоченных серьгах. Черный ворон на дубу, Он играет во трубу, Труба точеная, Позолоченная, Труба ладнося Песня складная.
Песня «Калинка-малинка»
Как вставала я ранёшенько, Умывалася белёшенько. Одевала черевички на босу, Я гнала свою корову на росу.
Припев: Калинка, калинка калинка моя,В саду ягода-малинка моя!
Я гнала свою корову на росу. Повстречался мне медведь во лесу. Я медведя испугалася, Во часты кусты бросалася.
Припев:
Ты, медведь, медведь, батюшка, Ты не тронь мою коровушку. Ты не тронь мою коровушку, Не губи мою головушку! Я коровушку доить буду, Малых детушек поить буду.
Припев:
Закличка
На ярмарку! На ярмарку! Эй не стойте у дверей, Заходите к нам скорей!
Торговые ряды
1. По ягодке да по грибку -Полны коробы несу Сколько хошь бери на грош Раз товарец мой хорош
2. По орешку из бору Полны коробы несу Сколько хошь бери на грош Раз товарец мой хорош
3. По шишке да по желудку Полны коробы несу Сколько хошь бери на грош Раз товарец мой хорош
Этюд - «Похищение Забавы Путятичны»
Вед. Пошла поглядеть на ярмарку и племянница князя великого Забавы Путятична
-А сама-то величава,Выступает, будто, пава:А как речь-то говорит,Словно реченька журчит.
Вед. Тут откуда ни возьмись налетает собака Калин-царь. Хватает Забаву-Путятичну и уносит в леса дремучие, в норы в змеиные.
2. Повторение былины
«Исцеление Ильи Муромца».
Вед. - как дошла эта весть нерадостная до палат белокаменных, загрустил, опечалился князь Владимир. Стал он думу думать, кто в такой беде ему поможет. Кликнул он бабок-ключнец: «Ум у бабок-догадлив, на всякие хитрости повадлив» .
– Знаем средство, как удалить от нас такое бедство :
-Закажи-ка ты эту службу Илье Муромцу.
Князь: Кто таков?
«… В том ли городе во Муроме, в том ли селе Карачарове жила была семья. И росло в той семье чадо малое Ильюшенька сын Иванович. Опечалил он родителей своих-был здоровьем слаб, всё в избе на печи лежал и не мог он встать на резвы ноженьки»…
«… и лежал он на печи 30лет и 3 годика. Однажды к нему постучали калики-перехожие и попросили водицы испить. Тут случилось чудо чудное: встал Ильюшенька, испил сам водицы и почувствовал в себе силу богатырскую».
«… А как стал Ильюшенька богатырем, так отправился совершать подвиги ратные».
Князь: - Откуда знаете?
Бабки: -Слухами земля русская полнится!
Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу».
1)Воспитатель предлагает собрать богатыря в путь-дорогу. Дети должны из множества предметов одежды выбрать военные доспехи богатыря.
2)По плакату повторяем названия предметов «богатырского» вооружения.
Целеполагание и мотивация.
Вед. –Князь Владимир дает задание Илье Муромцу – найти и освободить Забаву -Путятичну из плена змеиного.
Илья – Муромец
–Красны девицы, Добры молодцы пойдемте со мной выручать из беды-неволи Забаву – Путятичну. Вмести и путь дорога короче покажется.
Вед. – И пошли они лесом темным.
–То ли чудится мне, то ли кажется
-То ли старый колдун куражится -То ли нечисть лесная молодцов-удальцов запугать хочет.
– А. ну-ка, детки милые пригожие, берите в руки погремушки звонкие, да шугнем шумом, гамом нечисть лесную. Она шума, как огня боится.
Дидактическая игра «Мозайка»
Вед.
- Смотрите, ребята, кого мы своим шумом потревожили
-Здравствуй, дедушка!
- Что сидишь невесел, буйну голову повесил?
Старик:
-Как же мне не кручиниться, не печалиться. Была у меня чудо-птица. Да собака Калин-царь её на кусочки разорвал.
Дети:
- Не горюй, это не беда, мы тебе поможем.
Вед.
–А. ну-ка, ребята, соберем чудо птицу добрым людям на радость, старику на забаву.
Старик:
-Ай, ребята, молодцы. Вот вам за это перо-путеводное. Куда оно полетит, туда и вы ступайте. -А вот еще колокольчик. Будет трудно позвоните. Я приду незримо к вам, помогу на зло врагам.
Загадки
Вед.
–Полетело перо-путеводное и привело наших путников в лес дремучий.
Илья Муромец:
-Посидите, детки милые пригожие, а я в разведку пойду, посмотрю есть ли здесь дорога прямоезжая.
Вед.
- Зашел Илья Муромец в чащу лесную и попал в сети паука огромного.
Паук:
-Отпущу богатыря русского, если отгадаете загадки (звенит колокольчик)
Вед.
–Слышите, ребята, это дедушка-лесовик к нам на помощь пришел и принес плакат с отгадками.
1. Бродит одиноко огненное око. Всюду, где бывает взглядом согревает.
(солнце)
2. Белая вата плывет куда-то (облако)
3. Рассыпалось к ночи золотое зерно, глянули утром нет ничего.
(звезды)
4. Сверкает, мигает, огненные стрелы посылает.
(молния)
5. Золотое коромысло над рекою повисло.
(радуга)
Повторение пословиц
Вед.
–Полетело перо-путеводное дальше и привело путников к терему.
–Тук-тук, кто в теремочке живет?
–Тук-тук, кто в невысоком живет?
Мышь:
-Я мышка-норушка, а вы кто?
Дети:
-Мы ребята молодцы, русской армии бойцы.
Мышь:
-Чем же мне гостей дорогих порадовать? А предложу-ка я вам в пословицы.
-Я начну, а вы кончайте дружно хором отвечайте.
- Храбрый побеждает - (трус погибает
-Человек без Родины, (что соловей без песни)
-Один за всех (и все за одного)
-Кто смел (тот и цел)
-Не сробеешь (врага одолеешь)
Мышь:
-Молодцы, а теперь разведите костер на моем дворе да отдохните.
Пересказ былины «Илья-Муромец и Соловей разбойник» с опорой на мнемодорожку.
1ребенок
–Возьму гусли звонкие, да настрою их на старинный лад. Заведу старину стародавнюю. Бывальщину о делах славных русских богатырей. Синему морю на тишину, а всем добрым людям на послушание. 2ребенок
«… А как стал Ильюшенька богатырем, так отправился совершать подвиги ратные. Узнал, что возле города Чернигова сидит враг неведомый. Сидит там Соловей-Разбойник. И свищит он по-соловьиному, кричит по-звериному. И от этого травушка-муравушка заплетается.
3ребенок
«Когда Илья Муромец подъехал ближе, Соловей засвистел. Добрый конь Ильи стал спотыкаться. А он берет тугой лук разрывчатый и стрелу в накладывает, стреляет во врага и выбивает око со косицею. Пристигнул его к стремечку и повез по чистому полю. Прямо в стольный Киев град ко князю Владимиру.
4ребенок
«Удивился князь, велел Соловью Разбойнику посвистеть в полголоса. Соловей Разбойник свистнул во весь голос. С деревьев листья посыпались, маковки на теремах покривились. Рассердился Илья, да отрубил Соловью Разбойнику голову.
5ребенок
–А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле! Не топтать их коням землю русскую! Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь - не шатается! И века простоит – не шелохнется!
Вед.
- Долгий путь мы проделали, а теперь куда идти (звенит колокольчик)-костер меняется на придорожный камень.
Прямо пойдешь - в беду попадешь. Налево пойдешь –женатым будешь. Направо пойдешь – богатым будешь. Илья Муромец:
-Русские богатыри всегда прямо ходили, не будем и мы сворачивать.
Калин-царь:
-Зачем ко мне пожаловали? Илья Муромец:
-Верни нам Забаву-Путятичну!
Калин-царь:
-Оброк!
Илья Муромец:
-Оброк!
–Об оброке век мы не слыхали, не было у нас такой печали. (звенит колокольчик, появляется мешок с дырой). -Был оброк. Да по дороге всё растеряли. Ты пошли своих басурман, пусть по дороге соберут.
Илья Муромец:
(обращается к детям) – Ребята, побросайте немного монет золотых.
Вед.
–Помчались по дороге слуги Калин-царь, да немного нашли. Думают:
Слуги:
- Мало денег, не поверит нам Калин-царь, лучше свои отдадим, чем голову потерять.
Вед. -
И насыпали целую груду золота. Вернул Калин-царь Забаву-Путятичнц. –А теперь пора нам домой возвращаться.
Итог:
Князь: - Прежде чем наградить вас за службу верную, скажите мне, что такое былина? –С каким былинным героем вы путешествовали? -Кого из неволи вызволяли? –А кто на самом деле спасал Забаву-Путятичну? –Вот вам за службу верную по монете золотой, по монете звонкой.