МААМ-картинки

Русские народные традиции в ДОУ

Елена Чугаева
Русские народные традиции в ДОУ

«Русские народные традиции в детском саду»

Без памяти — нет традиций, без традиций — нет культуры, без культуры — нет воспитания, без воспитания — нет духовности, без духовности — нет личности, без личности — нет народа как исторической общности.

Г. Волков

Публикация «Русские народные традиции в ДОУ» размещена в разделах

Наша многовековая история и культура, терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности — вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. В современном мире, во время развития высочайших информационных технологий, люди все реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, люди не проявляют интереса к истории, не могут различать народные промыслы.

Таким образом, в настоящее время актуализировалась проблема необходимости воспитания в наших детях духовности на основе традиций русского народа, его истории.

Постановка данной проблемы является своевременной, а работа над этой проблемой осуществляется в тесном взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса. Формирование представлений у дошкольников о русских традициях носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников: в повседневной жизни, непосредственно образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду, и дома.

Наш детский сад работает по направлению социально-личностного развития детей, целью работы является создание условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольника на русских традициях посредством народной культуры.

Задачи

1. Изучить особенности формирования представлений о русских традициях у детей дошкольного возраста в условиях интеграции различных видов деятельности.

2. Формировать у детей первоначальные нравственные представления о Родине, быте, традициях русского народа.

3. Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

4. Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.

5. Создать развивающую предметно - пространственную среду в группе, способствующую развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на мини-музей «Русская изба».

6. Вовлечь родителей в проектную деятельность по формированию у воспитанников представлений о традициях русского народа.

Были определены три основных направления.

1. Организация деятельности с воспитанниками.

2. Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

3. Организация взаимодействия с социальными партнерами.

Первое направление — работа с воспитанниками — представлено через направление духовно-нравственного воспитания «Русская народная культура». Оно состоит из семи блоков: «Православная Россия», «Православная культура», «Русский фольклор», «Декоративно-прикладное искусство», «Русские народные игры», «Хозяева и хозяюшки», «Мини-музей в группе „Русская изба

Каждый блок включает содержание деятельности по направлению, задачи, итоговый результат.

Второе направление системы взаимодействия — работа с родителями (законными представителями) воспитанников

Поскольку главными воспитателями ребенка остаются родители и многое зависит от среды, в которой ребенок растет и развивается, то важно проектировать свою деятельность в тесной взаимосвязи с семьей. Поэтому были выбраны следующие формы работы с родителями

1. Анкетирование.

2. Выставка детских работ (продуктивная деятельность).

3. Консультация «Семейные традиции — зеркало вашей семьи» и др.

4. Выпуск папок-передвижек «Традиции современной семьи».

5. Конкурс на лучшее оформление рецепта блинов к традиционной Масленичной неделе.

6. Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов, телепередачи «Играй, гармонь».

7. Оформление тематических альбомов: «Народный календарь», «Масленица», «Пасха», «Рождество Христово» и др.

8. Акции «Покормите птиц зимой», «Спасибо деду за Победу!»

9. Совместные посиделки, праздники «Широкая Масленица», «Колядки».

10. Изготовление макета печи, предметов быта русской избы.

Сотрудничество с социальными партнерами открывает огромные возможности. С воспитанниками проводились беседы, викторины, экскурсии в библиотеку, музей.

С воспитанниками МБУДО «Детская музыкальная школа» были организованы творческие встречи в «музыкальной гостиной». Сотрудничество с городским музеем представлено посещением выставок по данной теме.

Итогом всей деятельности стал мини-музей «Русская изба» в подготовительной группе. Совместно с родителями постарались воссоздать обстановку русской избы, передающую атмосферу русского быта. Оснастили мини-музей предметами старины и народных промыслов. Сделали печь, изготовили кочергу, ухват. Над печкой повесили плетенку лука, чеснока, поместили оберег. Родители принесли самотканые половички, лапти, расшитые скатерти. В избе оборудовали колыбельку. В нашем музее есть самовар, чугунок, ухват, миски, коромысло, расписные деревянные ложки и прочие предметы домашнего обихода. Развесили сарафаны, кокошники, рушники с вышивкой, русские народные костюмы. С каким интересом воспитанники каждый раз рассматривают эти старинные вещи!

В свободной деятельности во второй половине дня дети собираются в мини-музее, чтобы послушать сказку, поделиться своими впечатлениями.

Первые результаты работы в данном направлении показали, насколько вырос интерес воспитанников. Дети получили первоначальные знания об истории крестьянского быта. Познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.

Также проведенная работа помогла наладить тесный контакт с родителями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного здоровья, найти пути оптимизации педагогического взаимодействия ДОО и семьи. Все это свидетельствует о том, что проведенная в данном направлении работа дала свои положительные результаты.

Содержание работы Задачи Итоговый результат

Блок 1.«Православная Россия»

Знакомство детей с родным городом, историей российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев Воспитывать чувство любви к своему городу своей стране, уважение и признательность к основателям города, его защитникам, к людям, прославившим Россию, гордость за историческое прошлое города, края, страны 1. Оформление альбома «Их почитают на Руси».

2 Выставка детских работ «Русские богатыри».

3. Рисование, конструирование московского Кремля.

Блок 2. «Православная культура»

Знакомство с историей пра-вославных праздников, традициями отечественной культуры Прививать уважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитывать желание подражать благим образам 1. Оформление альбомов «Народный календарь», «Пасха», «Гуляют ребятишки в рождественские святки».

2. Развлечения «Широкая Масленица», «Колядки»

Блок 3.«Русский фольклор»

Знакомство детей с русским фольклором на основе литературных произведений Познакомить с русским фольклором. Развивать у детей интерес к народному творчеству — фольклору, эмоциональную отзывчивость 1. Театрализованные представления для младших групп.

2. Выступление воспитанников детской музыкальной школы.

Блок 4. «Декоративно-прикладное искусство»

Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства (гжель, дымка, хох-лома, городец) Приобщение детей к народной культуре через декоративно-прикладное искусство.

Развитие самовыражения через различные формы творческой деятельности 1. Развлечение «Город мастеров»

2. Выставка изделий из оригами «Символы России» (голуби, расписанных по народным мотивам.

3. Выставка детских работ «Предметы народного быта»

Блок 5. «Русские народные игры»

Знакомство с русскими на- родными играми, танцами, подвижными играми, пред-ставляющими собой состязания (бег, прыжки, метание, стрельба из лука) Развивать ловкость, гибкость, силу, моторику, тренировать реакцию и координацию движений. Воспитывать навыки общения, расширять кругозор, представления об окружающем мире 1. Спортивные состязания «Смелые, сильные, ловкие».

2. Народные игры : горелки, перетягивание каната, городки и др.

Блок 6. «Хозяева и хозяюшки»

Знакомство детей с духовно-нравственным традициями и укладом жизни в православной семье Воспитывать любовь, уважение и милосердное отношение к ближним.

Формировать умение понимать свое место в семье, ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения.

Учить умению взаимодействовать друг с другом, распределять роли, находить общий замысел игры 1. Оформление газеты «Семейные традиции».

2. Сюжетно-ролевая игра «Хозяева и хозяюшки».

3. Режиссерская игра «Посиделки» с использованием макета «Русская изба»

Блок 7. «Мини-музей в группе „Русская изба»

Знакомство детей с устройством русской избы, многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением

Развивать любознательность.

Воспитывать чувство прекрасного через познание окружающего мира, характерного для русского народного быта.

Расширять словарный запас (изба, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук, лучина, коромысло) 1. Посиделки в русской избе.

2. Организация экскурсии в мини-музей воспитанников других групп

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Русские традиции»Фотоотчёт «Русские традиции» Нынешние дети растут в эпоху, очень отличающуюся от времени их родителей: другой общественный строй, ценности, идеалы, но, наши дети должны.

«Русские народные сказки». Конспект НОД«Русские народные сказки». Конспект НОД Конспект НОД «Русские народные сказки». Автор: Иванова М. А., воспитатель МБДОУ №299. Тема: «Русские народные сказки» Цель: Систематизировать.

Лэпбук «Наши любимые русские народные сказки»Лэпбук «Наши любимые русские народные сказки» Совсем недавно в современной педагогике появилось новое средство обучения- ЛЭПБУК. Это тематическая папка, содержащая множество кармашков.

Лэпбук «Русские народные инструменты»Лэпбук «Русские народные инструменты» Хочу предложить вашему вниманию лэпбук "Русские народные инструменты" Цель моей работы: Закрепить знания детей по теме "Русские народные.

Мини-музей «Русские народные музыкальные инструменты»Мини-музей «Русские народные музыкальные инструменты» Мини - музей "Русские народные музыкальные инструменты" (проектная деятельность, как основной метод развития музейной педагогики в ДОУ).

Русские народные игры для детей 4–7 летРусские народные игры для детей 4–7 лет РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ (4-7 лет) Елена Анатольевна Анохина Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал через игру.

Проект «Русские народные сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 9 г. Донецка РО Педагогический проект.

Русские народные праздники. Святки и колядки Форма недельного планирования Группа № 6 общеразвивающей направленности среднего возраста воспитатели: Пономарева Е. В. 2018 -2019 год. Месяц.

Сценарий праздника в средней группе «Русской гжели синева» в рамках проекта «Русские народные промыслы и традиции»Сценарий праздника в средней группе «Русской гжели синева» в рамках проекта «Русские народные промыслы и традиции» Сценарий праздника в средней группе «Русской гжели синева» Педагог : Сазонова Любовь Владимировна Цель : приобщение детей и родителей.

Стендовый театр «Русские народные сказки на магнитах»Стендовый театр «Русские народные сказки на магнитах» Пересказ художественных произведений, рассказывание сказок положительно влияет на формирование связной речи дошкольников. Но выбранные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русские народные традиции в ДОУ
Опубликовано: 13 мая 2021 в 19:00
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД