МААМ-картинки

Русский фольклор как средство всестороннего развития личности ребёнка.

Кутова Анна Валерьевна
Русский фольклор как средство всестороннего развития личности ребёнка.

Важной задачей дошкольного образовательного учреждения является создание условий для наиболее полного раскрытия всех задатков и способностей ребенка. Фольклор - одно из действенных и ярких средств педагогики, таящий в себе дидактические возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, развития речевых навыков. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Известный педагог Л. Н. Павлова отмечает, что «фольклор – действенный метод гуманизации воспитания ребенка с первых лет жизни, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей…» Детский фольклор – часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп. В детском фольклоре сочетаются разные функции: познавательная, педагогическая, мнемоническая и эстетическая.

Публикация «Русский фольклор как средство всестороннего развития личности ребёнка,» размещена в разделах

При использовании фольклорного материала в образовательном процессе мы учитываем возрастные особенности детей. В младшем дошкольном возрасте мы используем малые фольклорные формы. Например, колыбельные песни, которые помогают заснуть ребенку. И сколько радости и покоя приносят эти незатейливые мотивы и такие знакомые персонажи! И добрый котик и гули, которые курлыкали и убаюкали малыша. Пестушки помогают нам развлечь малыша и порадовать, одновременно развивая и укрепляя его физически, закладывая в нем чувство ритма, развивая его образное мышление.

Тушки – тушки,

Сели на подушке,

Пришли подружки,

Столкнули с подушки. -

Эта пестушка мы используем, чтобы разбудить маленького соню.

Веселя малыша, можно сказать:

Кокли-мокли,

Глазоньки промокли,

Кто будет плакать,

Лягушкой будет квакать!

Во время кормления мы приговариваем:

Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

При одевании на прогулку произносим пестушку:

Наши детки маленькие,

На них шубки аленькие.

Опушки бобровые,

Детки чернобровые.

Шапка да шубка –

Вот и есть Мишутка!

Во время умывания мы приговариваем:

Мыли мылом ушки,

Мыли мылом ручки,

Вот какие чистые

Ушки и ладошки!

Потешка – это уже игра взрослого с ребенком, которая позволяет развить у малыша мышление, мелкую моторику и речь. Вспомните знакомые с детства «Ладушки», «Сорока», «Коза».

Прибаутка, шутя, показывает взаимосвязь всего в мире:

Куда, Фома, едешь,

Куда погоняешь?

– Сено косить.

На что тебе сено?

– Коров кормить.

На что тебе коровы?

– Молоко доить, ребяток поить.

Для работы с детьми раннего возраста я бы посоветовала использовать книги с иллюстрациями российских художников, например, Юрия Алексеевича Васнецова. Особенно мне нравится новый сборник под названием «Мамам, бабушкам и няням», издательства «Духовное преображение» под редакцией Макаровой. Здесь подобраны фольклорные произведения различных жанров с подробным описанием, когда и как их можно применять. Чтение народных потешек, сказок лучше сопровождать показом наглядного материала, это более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. А благодаря простоте и мелодичности звучания, дети, играя, легко запоминают их, приучаясь пользоваться ими в своей речи. Потешки пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Кроме того, при использовании народной игрушки мы развиваем у ребенка сенсорику, моторику, логику, образное мышление. Ребенок с раннего возраста приобретает умение действовать на основе различения формы, цвета, размера.

Применение фольклорных форм требует от воспитателя умения владеть художественными навыками исполнения, эмоциональностью и чувством личной сопричастности. Очень важно внести в образовательную деятельность элементы артистичности, красочного действия, веселья в исполнение народных произведений для того, чтобы все прошло как яркое общение.

В среднем возрасте, наряду с усложнением и обогащением «малых форм» мы применяем пословицы, поговорки, скороговорки, являющиеся средством развития звуковой культуры речи.

Свинья тупорыла

Весь двор перерыла,

Вырыла полрыла,

Да норы не дорыла.

Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, у них развиваются навыки творчески использовать слова, образно описывать предмет. В этом возрасте в игровой деятельности детей начинают появляться считалки:

Катится торба

С высокого горба,

В этой торбе

Хлеб, соль, пшеница,

С кем будешь делиться?

Увлекшись “народной педагогикой”, в старшей группе мы большое внимание уделяем знакомству с народной культурой и традициями, все чаще вносим фольклор в непосредственно образовательную деятельность. В течение года знакомим детей с историей народной игрушки матрешки, с ремеслами, русским народным костюмом, народными инструментами и естественно, обрядами. Дети знакомятся со многими

«устаревшими» словами, которые ушли из нашей речи также, как вышедшие из обихода предметы. Дети с удовольствием заучивают заклички, потешки, приметы, поговорки, русские народные игры, песни и попевки. К этой работе с интересом подключились родители наших воспитанников. Они посещают с детьми музеи, дарят нам предметы народного быта (рушники, подзоры, ложки, народные игрушки.

В работе со старшими детьми мы используем более сложный фольклорный материал – былины, сказания, обрядовые песни. В этом возрасте фольклор не только обучает и развлекает, а все больше воспитывает, дает основы нравственного, патриотического, гендерного воспитания. Среди богатств народного эпоса сказки и былины являют собой особую фольклорную форму, в которой вытекают друг из друга реальное и фантастическое. Говоря словами великого поэта: «Что за чудо эти сказки. Каждая из них – поэма!» Ушинский К. Д. писал, что «воспитание существует в русском народе столько веков, сколько существует сам народ». А Н. Н. Новиков ещё в 18 веке выступал за народное образование, говорил, что «оно является подлинным творцом добрых нравов …».

В старшем возрасте важно знакомить детей с былинными героями, так как этико-эстетическому идеалу русского крестьянина соответствовал добрый молодец высокого роста, здоровый, румяный, с могучими плечами, гордой поступью и осанкой. Он- защитник Отечества и народа, прекрасный воин, упорный труженик, отличный семьянин. В их честь слагали песни, былины, которые передавались из поколения в поколение. На их примере воспитывались мальчики много лет. И сейчас, на мой взгляд, очень важно сохранять эту традицию, воспитывать мальчишек на примере Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича.

Образ женщины не менее интересен и сложен в русском фольклоре. С одной стороны – это женщина-красавица, ведущим отличием которой является природный ум, который проявляется в труде, ибо труд есть творчество (Василиса Премудрая). С другой стороны – русская женщина – это мать. «Ценностное отношение к матери как к одной из главных святынь…является наиболее древней русской традицией». Образ матери – это материнская любовь, сердечность и душевность, сострадание и сочувствие, мудрость и терпимость. Разве не на этих духовно-нравственных идеалах надо воспитывать детей?

При знакомстве детей с русской народной сказкой очень важно помнить, что это произведение устного творчества, поэтому лучше всего её рассказывать, а не читать, обязательно использовать иллюстративный материал. Замечательная работа со сказкой – это её драматизация, когда сначала сам воспитатель, а потом и дети при его помощи делают её постановку. Это очень обогащает эмоциональную составляющую детской души.

Раскрывая все стороны жизни народа, представления о добре и зле, неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности, представляют собой пословицы и поговорки. В изумительной силе мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены вековые традиции народа: любовь к Родине, трудолюбие и свободолюбие, храбрость и стойкость, любовь к матери, желание творить добро и т. д. : «Добро творить – себя веселить», «Честь дороже жизни», «Человек без Родины – соловей без песни» и так далее. Эти простые, но главные истины, которые постигают дети с помощью пословиц и поговорок, могут закрепиться в сознании на всю жизнь.

Для того, чтобы дети получили возможность погрузиться в ту историческую эпоху, с которой мы их знакомили, наглядно увидеть предметы быта, прикладного искусства, мы создали силами родителей и сотрудников мини-музей «Русская горница», в котором постарались воссоздать внешний облик убранства крестьянской избы.

Детям очень интересно там бывать, и даже прослушивание русских народных песен в «Горнице» проходит как-то по-особенному - они слушают их с большим вниманием и очень эмоционально воспринимают.

Очень расширяют представления детей о культуре и традициях русского народа и родного края мультимедийные презентации. Мы их сделали несколько: «Русская изба», «Художественные промыслы Нижегородской области», «Русский женский костюм».

В старшей группе мы начали знакомить детей с православными («Рождество», «Святки», «Коляда») и народными праздниками («Масленица»).

С детьми мы заучили колядки:

Коляда – моляда

Прикатила молода!

Мы нашли коляду

На Мироновом двору,

Эй, дядька Мирон,

Вынеси добро во двор.

Как на улице мороз

Подмораживает нос.

На Масленицу мы познакомим детей с народными играми «Петушки», «Золотые ворота», «Как у тетушки Матрены» и др.

В подготовительной группе мы, конечно, продолжим знакомство с русским фольклором, который является неисчерпаемым источником народной мудрости и стимулом для творчества.

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей детей». Цель работы психолога в ДОУ содействовать созданию условий для полноценного психического развития детей, их личности. Наиболее ярко индивидуально.

Презентация работы с детьми по теме Формирование психоэмоциональной отзывчивости у детейПрезентация работы с детьми по теме Формирование психоэмоциональной отзывчивости у детей Потешки,песенки,прибаутки-это первые поэтические произведения,которые слышит ребенок. Знакомство с ними играет большую роль в формировании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русский фольклор как средство всестороннего развития личности ребёнка.
Опубликовано: 6 марта 2013 в 19:16
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД