Папки-передвижки

Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках и развлечениях

Алла Куприянова
Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках и развлечениях

Куприянова Алла Николаевна, МБДОУ «Детский сад № 14 «Родничок», музыкальный руководитель, Чувашская Республика, город Алатырь.

Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках и развлечениях

Публикация «Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках и развлечениях» размещена в разделах

В настоящее время проблеме воспитания детей средствами музыкального фольклора уделяется большое внимание. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Я решила расширить репертуар русских народных песен, хороводов, игр, потешек изготовила необходимые атрибуты, костюмы, то есть планирую работу так, чтобы на музыкальных занятиях, в быту, в праздниках и развлечениях звучала русская народная музыка. Русская народная песня обладает огромной художественно - воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребёнка, обогащает речь народными выражениями (зимушка- зима, травушка- муравушка, Ванечка- дружок). Дети быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни: «А я по лугу», «Пошла млада за водой», «Во кузнице», «Блины» и другие. Эти песни хороши ещё и тем, что их можно инсценировать. Посредством народной музыки знакомлю детей с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного творчества: «Каравай», «Горелки», «Теремок»- образцы игровых песен. «Земелюшка - чернозём» – старая обрядовая песня. «Во поле берёза стояла», «Ходит Ваня» – хороводные песни.

На музыкальных занятиях дети знакомятся с движениями русской пляски : хороводный, переменный, топающий шаг, ковырялочка, присядка и другие. Выученные движения применяю в танцах: «Кадриль», «Яблочко», «Танец с платочками», «Танец с ложками», Кроме песен, плясок разучиваем игры с пением, хороводы, потешки с движениями, Особенно нравится детям играть на русских народных инструментах: ложки, трещотки, колокольчики, колотушки. В репертуаре нашего оркестра русские народные песни : «Светит месяц», «Ах, вы сени», «Во саду ли, в огороде».

Праздники и развлечения являются итогом нашей совместной работы с детьми. Например, осенний праздник: «Покров- Батюшка».

Зал оформлен в народном стиле: русская изба, на полу- домотканые половики, на столе, застеленным вышитой скатертью – самовар, чугунок, чайная посуда. Ведущий в русском сарафане, дети в красочных русских народных костюмах. Весь праздник сопровождается пением русских народных песен, прибаутками, играми.

Месяц март по времени совпадает с народным праздником Масленицей- весёлый, с гуляньем, катаньем на лошадях, с блинами. На наш праздник приходит Масленица - румяная, коса длинная, трёхаршинная, платье синее, ленты красные. Дети поют, пляшут, играют в народные игры и угощаются блинами.

С благоговением отмечаем в детском саду праздник светлого Христова воскресения. На праздник приглашаем служителя храма, он проводит с детьми интересную беседу о традициях празднования праздника - Пасха. Непременной принадлежностью праздника были и есть хороводные песни, игры с пасхальными яйцами, вспоминаем народные приметы, пословицы. В конце праздника словами: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!»- дети обмениваются яйцами угощаются куличами.

Таким образом, все праздники года я провожу на основе фольклорного материала. Проделанная работа не могла, не отразиться на успехах детей. Они стали активнее, эмоциональнее, обогатился словарный запас, появился интерес к народной музыке. Проведение праздников и развлечений, с использованием фольклорного материала, способствует пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту и традициям.

Работа по духовно-нравственному воспитанию проводится как на занятиях, так и на праздниках. Предлагаю конспект фольклорного праздника «Покров-Батюшка», который провели в детском саду.

Сценарий фольклорного праздника «Покров-Батюшка»

для детей подготовительной к школе группы.

Дети под музыку входят в зал, в русских народных костюмах.

Ведущий: Один из самых чтимых в народе осенних праздников – Покров Пресвятой Богородицы. Как писал Сергей Есенин:

Льется пламень в бездну зрения

В сердце радость детских снов

Я поверил от рождения

В Богородице покров.

Отмечают этот праздник 14 октября Покров - первое зазимье. Он покрывает землю где снежком, где листком. С Покрова рачительные хозяева начинают утеплять дом на зиму, все стараются «загнать тепло». «Покров, натопи нашу хату без дров» - говорили в народе. Приваливали завалинки, конопатили мхом и паклей пазы, промазывали рамы. В этот день первый раз топили в жилых горницах печи, пекли блины. Это называлось «запекать углы», что бы было в избе зимой тепло, а следующий год принес хороший урожай.

Хозяйка: Добрый день, гостюшки дорогие! Давно мы вас ждали, поджидали, стол накрывали. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко, и забавушек мы припасли на всякий вкус.

Хозяин: Все ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? Будут вам и блины, и чай с кренделями. А сейчас распотешимся загадушкой:

Пусты поля, мокнет земля

Дождь поливает

Когда это бывает?

Дети: Осенью!

Ребенок: Ушел незаметно сентябрь

Поблекла небесная синь,

За окнами бродит октябрь

Средь голых берез и осин.

Ребенок: Веселый маляр на угад

Разбрызгал чудесные краски

И леса осенний наряд

Нас манит как добрая сказка.

Ребенок: Там в золоте клена блестит

Пурпурная ветка рябины,

И ель изумрудом горит

И тихо трепещут осины.

Песня: «Ах, какая Осень»

муз. Е. В. Горбина.

Ребенок: Зима! Красавица суровая

Ты погоди, ты не спеши,

Деревья желтые, багряные

Так праздничны, так хороши.

Ребенок: И о тебе зиме сверкающей

Мы тоже будем песни петь

Ты подожди, ведь мы пока еще

Хотим на осень посмотреть.

Песня: «Промелькнуло быстро лето»

сл. и муз. С. Юдиной

Хозяин: В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, и снизу льет. Давайте вспомним осенние приметы:

Дети: Дым стелиться – к непогоде.

Гром в сентябре – к теплой погоде.

Осенью тихая вода – будет хорошей зима.

Комары в ноябре – быть мягкой зиме.

Хозяйка: А старики примечали: если лист с березы или дуба на Покров упал чисто – к легкому году, а не чисто – к строгой зиме. А сейчас дружно скажем: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, землю снежком, а хозяина добром».

Хозяин: Вот спасибо гости дорогие. Быть нам всем и с теплом и с добром.

Ох, и слава Богу,

Что жито пожали

И в копны поклали:

И на гумне стагали,

В клети закромами,

А в печи с пирогами,

Будем все с блинами.

Песня: «Блины» р. н. п.

Хозяйка: Вот блинчики блины

В печи испечены

И сочные, и молочные

И крупитчатые, и рассыпчатые

С дымом, с паром, с головным угаром.

(угощает всех блинами)

Ведущий: А еще в народе говорили: «Весело Покров проведешь – дружка найдешь». С Покрова начиналось на Руси время свадеб. В избах в Покров день молодежь не ограничивалась угощением, звучали песни и разыгрывались игры.

Игра: «Гори ясно» р. н. м. обр. Р. Рустамова.

Ведущий: Покров – это конец хороводам, начало посиделкам. Сразу после Покрова молодежь собиралась на вечерки в дома, где имелись молодые парни и девушки: пели песни частушки веселили друг друга, но и о работе не забывали.

(входят дети с рукоделием)

Девочка: Я пялички взяла, в посиделки пришла

Девочка: У меня – куделька, работы на недельку.

Девочка: У меня – веретешко, попряду немножко.

(появляются мальчики поют)

Мальчик: Девушки вы девушки

Где берете денежки?

Девочки: Летом ягодки берем

Зимой куделечку прядем.

Мальчик: Что ты милочка не робишь

На кого надеешься

Придет зимонька холодна

Ты во что оденешься?

Девочки: Моя прялка не прядет

Колесо не вертится

Не идет ко мне дружок

Он наверно сердится.

Девочки: Да не стой ты у порожка

Небольшая тебе честь

Иди, сядь ко мне на лавку

Для тебя местечко есть.

Мальчик: Вот и девушки Покров

Вот и нам гуляночка,

Скоро- скоро заиграет

Звонкая тальяночка.

Мальчик: Не распотешиться ли нам прибауткой?

Мальчик: От чего же не распотешится?

Бабушка Арина, куда ты ходила?

Девочка: В новую деревню!

Мальчик: Что в новой деревне?

Девочка: Утка в юбке, селезень в кафтане

Корова в рогоже – нет ее дороже

Куделя летела на кусточек села

На кусточек села – соловьем запела.

Мальчик: А у нас…

Таракан дрова рубил

Комар водушку носил

В грязи ножки увязил

Вошка парилася

Да ударилося ненароком – правым боком:

Ребро вывихнула

Клопы подымали

Живот надорвали.

Девочка: Не в том углу сидишь, не те песни поешь.

Мальчик: Так без запевалы и песня не поется.

Девочка: Где песня льется там легче живется.

Ведущий: Правду говорят: Беседа дорогу коротает, а песня – работу. Не спеть ли нам русскую народную песню.

Песня: «На горе – то калина» р. н. п. об. Ю. Чичкова.

Ведущий: Вот и подошел к концу наш праздник. Спасибо гости за внимание.

Батюшка Покров, покрой землю снежком, а всех людей - добром!

Публикации по теме:

Сценарий досуга «Весела была беседа». Русский народный фольклор МКДОУ №1 с. Некрасовка Хабаровского района, Хабаровского края Музыкальный руководитель Гаврюшина Ирина Ивановна "ВЕСЕЛА БЫЛА БЕСЕДА".

Белгородский игровой фольклор как средство развития музыкальных способностей детей во внеурочное время Сегодня возрождение духовных ценностей является приоритетной задачей нашего государства, и приобщение будущего поколения к народной культуре.

Консультация для молодых педагогов детского сада «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и утренниках ДОУ» Консультация для начинающих педагогов «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и утренниках ДОУ» Музыка – самое выразительно и доступное.

Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ «Фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников» ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА. ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА, НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ. Русское.

Методическая разработка «Роль ведущего на праздниках и музыкальных развлечениях». Роль ведущего на праздниках и музыкальных развлечениях. Работа ведущего детского праздника или развлечения, начинается задолго до праздника.

Русский фольклор как средство развития звуковой культуры речи дошкольников Умение правильно использовать нормы устного и письменного языка, умение грамотно применять выразительные языковые средства в разных условиях.

Использование русской народной сказки на музыкальных занятиях и развлечениях с дошкольникамиИспользование русской народной сказки на музыкальных занятиях и развлечениях с дошкольниками ВЫСТУПЛЕНИЕ музыкального руководителя МДОБУ № 31 «Солнышко» Калюжной Евгении Анатольевне на семинаре «Сказка терапия» в МДОБУ № 43. 22.12.2011года.

Сообщение из опыта работы «Русский фольклор и экопластика» Природа – великий, могучий фактор народного воспитания. Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве высшая гармония.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ: ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА ДЕТЕЙ. «Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которых успешно развивается.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятияхЗдоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в МБДОУ ДС №2 «Березка», филиал Детский сад № 36 «Березка». Использование нетрадиционных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках и развлечениях
Опубликовано: 12 декабря 2016 в 18:04
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД