Русский народный праздник «Масленица» (для детей дошкольного, младшего школьного возраста)

Инна Щукина
Русский народный праздник «Масленица» (для детей дошкольного, младшего школьного возраста)

Праздник «Масленица» (на улице)

Цель: Создать условия для совместной познавательно-игровой деятельности детей, атмосферы сотрудничества и сотворчества.

Задачи:

Способствовать приобщению детей, их родителей и сотрудников Центра к традициям русской культуры.

Воспитывать чувство дружбы и коллективизма;

Познакомить с обрядовыми играми и забавами.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций народных гуляний, знакомство с утварью быта крестьян прошлого века. Слушание русской народной музыки. Разучивание с детьми частушек, поговорок, стихов, песен, игр, хороводов. Изготовление «мешка неприятностей», куда дети на кануне праздника отправляют письма, рисунки с изображением неприятностей. В день праздника родители детей приносят по 3-4 блина.

Ход ПРАЗДНИКА

1. Действие в групповых помещениях

Скоморохи перед началом праздника заходят в каждую группу и приглашают детей принять участие в гуляниях

1 ском.: Что вы, гости, тут сидите?

2 ском.: Аль гулять вы не хотите?

1 ском.: Засиделись чай с утра!

2 ском.: Уж на улицу пора!

1 ском.: Все! Все! Все на праздник!

2 ском.: Зиму провожаем, Весну закликаем!

1 ском.: Приходите без стеснения!

2 ском.: Билетов не надо – предъявите хорошее настроение!

1 ском.: Спешите скорей, спешите скорей!

2 ском.: Нет праздника нашего веселей!

2. Действие на улице

Звучит народная музыка. Дети и взрослые собираются на улице. У девочек одеты русские платки и шали, щеки у детей накрашены. Их встречает ведущая в русском костюме.

В центре площадки стоит чучело Масленицы.

Ведущий: Собирайся народ!

В гости Масленица ждет

Мы зовем к себе тех

Кто любит веселье и смех

Ждут вас игры, забавы и шутки

Скучать не дадут ни минутки!

Масленицу широкую открываем

Веселье начинаем!

Масленица – семейный праздник и мы собрались всей нашей большой, дружной семьей, чтобы отметить этот праздник, как это делали в старину.

Ой, как много здесь гостей

Ждет вас множество затей

Будем петь да играть

Старину вспоминать.

Ведущий:

Что ни лес, ни трава расстилается,

Под ногами лежат расстояньица,

Неоглядны российские стороны,

Ох, и буйны русские головы!

Что ни лес, ни трава расстилается,

Праздник Масленница …. НАЧИНАЕТСЯ!

1 ском.: Как у наших у ворот

Стоит ряженый народ!

Шевелись, не стой на месте,

Веселиться будем вместе!

2 ском.: Дети, гости в круг большой

Становятся все гурьбой!

Дружно, вместе, не зевай,

Смех, улыбки доставай!

Звучит горн, скоморох читает указ.

1 ском.: Внимание, внимание!

Велено до вас

Довести в сей час указ,

Продиктованный самой

Нашей матушкой – Зимой:

«Каждый год, числа сего,

Как гласит указник,

Будь то город, аль село –

Выходи на праздник!

Непременно все должны

Быть на проводах Зимы!»

2 ском.: Будем Зиму провожать, Весну закликать!

Ведущий: Эй, веселый народ, заводи хоровод!

Веселятся от души, взрослые и малыши!

Хоровод «У леса на опушке»

Хоровод проводится в два круга, которые движутся в разных направлениях, скоморохи показывают движения, все остальные участники повторяют.

Русский народный праздник «Масленица» (для детей дошкольного, младшего школьного возраста)

1 ском: Эй, Емеля, не пойму:

Ноги мерзнут на снегу,

Нос в сосульку превращается,

Не Зима ли возвращается?

2 ском.: прикладывает ухо к земле

Ой, Ерёма, погоди,

Слышу я ее шаги!

1 ском: Ой, гляди! Гляди! Гляди!

Под музыку появляется Зима с посохом в руках и с танцующими девочками-снежинками

Зима: Это кто тут меня провожает раньше времени? Кто своевольничает? Рано радуетесь! Ждут вас ещё морозы трескучие, да вьюги снежные. Ох, заморожу всех! Льдинки – снежинки, помогайте, скучных и ленивых за щеки щипайте!

Девочки-снежинки, кружась, бегут к детям и становятся к ним в круг.

Ведущий: Здравствуй, матушка – зима! Не сердись, не морозь нас, любим мы тебя со снегом твоим искристым, с метелями и морозами трескучими, знаем и забавы весёлые зимние!

Ведущий обращается к детям

Ребята, снега для лыжных прогулок хватало всегда? дети хором отвечают «Да»

С горок вы быстро съезжали всегда?«Да»

Снеговика мы лепим без труда? «Да»

Морозов не боимся никогда? «Да»

Ведущий: Видишь Зима, весело ребятам с тобой! Любят они тебя с твоими весёлыми играми и забавами!

Зима: Это хорошо, а порадуйте-ка меня, потешьте играми зимними.

1 ском.: Знаю зимнюю игру!

Как играть – щас научу!

2 ском.: Дружно, гости, не зевайте!

И за нами повторяйте!

Ведущий: Ну, матушка – Зима! Веселись с нами!

Танец «Зимние забавы»

Ведущий называет зимние забавы: катание на лыжах, на санках, игру в снежки, лепка снеговика и т. д., дети и взрослые изображают их в кругу под музыку.

Зима: Ай-да молодцы! Вижу, что по душе вам Зимушка-зима! Льдинки – снежинки, удалось вам заморозить кого-нибудь?

Снежинки: Нет, Зимушка, веселые здесь ребята, подвижные, никак не удается заморозить.

Зима: Может от того, что они стоят рядом друг с другом? Греют друг друга ладошками горячими?

Ведущий: Да мы и в одиночку не замерзнем! Ребята, давайте разъединим ладошки и рассыплемся как снежинки по полянке, будем веселиться и танцевать!

Дети и взрослые располагаются свободно по площадке.

Ведущий: А я помогу, подую ветром холодным. А как только услышите вьюгу, да пургу - застывайте, замирайте как фигуры снежные, не шевелитесь. А кто пошевелится - отправится со мной в царство снежное.

Игра «Заморожу, заколдую»

Дети и взрослые выполняют под музыку движения, предлагаемые ведущим. Под звук вьюги все участники игры замирают в образе снежинки, лесных зверей и т. д.. В конце игры все становятся в два круга.

Зима: Какие горячие ребята, не проймешь их холодом да стужей!

1 ском.: Матушка – Зима! Хватит вьюжить, ворожить! Давай играть и веселиться!

Ведущий: Дорогие ребята, взрослые, давайте разделимся на команды.

Пока команды формируются звучит фоновая музыка.

Эстафеты:

1. «Весёлая метла» (каждая команда получает по метле парами «ребёнок – взрослый» оббегают вокруг буйка) скоморохи показывают

2. «Идём на прогулку» (команда получает валенок и санки-ледянки, парами оббегают вокруг буйка, передают атрибуты следующим участникам)

Ведущий: Трудно всё же в одиночку,

Станем мы сейчас цепочкой!

Веселее помогай!

Свою силу проявляй!

Ведущий: Раз, два, три, тяни!

3. Перетягивание каната (скоморохи берут канат)

Зима: Ох, жарко мне… Видно не миновать прихода весны… Чую дыхание ее теплое….

Ведущий: Вот-вот Весна-красна придёт с ветром тёплым и солнцем ясным! Давайте позовём её дружно!

Дети повторяют за скоморохами заклички:

1 ском.: Весна красная,

Приди с радостью,

С великой милостью:

С дождями сильными,

С хлебами обильными.

2 ском.:

Ясна, красна,

Приди, весна,

С золоченым гребнем,

С изумрудным стеблем,

С полною водою,

С первой бороздою!

Звучит музыка. Появляется Весна, в сопровождении девочек – веснянок.

Весна: Здравствуйте, дорогие дети и взрослые! Вот и настал мой черед радовать вас солнышком ласковым. Но я не могу полностью вступить в свои права, пока Зима на дворе.

Зима: Ошиблись ребята, не хотели они тебя звать. Им и со мной хорошо!

Весна: Да правду ли ты говоришь-то, сестрица? Уж так-то громко звали, так старались! Верно, уж мой черед подошел? Тепла да цветов всем захотелось!

Зима: А я говорю — рано пришла! Еще подожди! Мы не во все зимние игры переиграли, не все песни перепели!

Весна: Будто у меня ни песен, ни игр весенних в припасе нет!

Побежали по дорожке,

Ручейков веселых ножки

Ножки весело бегут.

Ребятню с собой зовут.

Просыпайся ото сна,

На дворе уже весна.

1 ском.: Эй, взрослые и дети! Становитесь за Еремой и Емелей!

2 ском.: Зажурчат ручейки по дорожкам!

Не промокнут наши быстрые ножки!

Игра «Ручеек»

Взрослые и дети становятся друг за другом в две цепочки, во главе стоят скоморохи, они ведут свой «ручеек» под музыку змейкой. По окончании игры скоморохи выстраивают взрослых и детей в два круга.

Зима: Пора - не пора ухожу со двора…

Вступай весна в свои права.

Прими, сестрица, от меня посох волшебный. Кончилось мое время зимнее, уступаю я тебе дорогу. Спасибо вам, люди добрые за то, что зимушку любите! (передаёт посох Весне)

Ведущий: Зиме – матушке спасибо от души мы говорим,

Провожаем ее с миром, и за все благодарим!

Под музыку Зима и девочки-снежинки уходят, дети машут им рукой.

Весна: Тает снег, бегут ручьи,

Солнце ярче светит.

Скоро прилетят грачи,

Веселятся дети!

Ведущий: Последний день масленичной недели, называют «прощенным воскресеньем».

Люди просят друг у друга прощение за нанесенные обиды. Это очень хороший древний обычай. Не стоит о нем забывать. Давайте и мы поклонимся друг другу и обнимемся в знак прощения наших взаимных обид.

1 ском.: Чтобы в нынешнем году шутить и веселиться

С неприятностями нам надо бы проститься.

2ском.: Надо нам костер разжечь,

В нем обиды, горечь сжечь,

Сжечь тревогу и беду

Дни пусть добрые придут!

Скоморохи выносят «мешок с неприятностями» и устанавливают его на площадке для сжигания.

Ведущий: Все невзгоды, печали и горести собрались в этом мешке. Давайте мы сожжем эти неприятности. Пусть они сгорают, к солнцу улетают!

Скоморохи натягивают канат, которым отгораживают место, где горит «Мешок с неприятностями»

Скоморохи: Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Дети и взрослые повторяют закличку за скоморохами.

Ведущий: Широкая Масленица

Мы тобою хвалимся

На горах катаемся

Блинками наедаемся

Вот и стало светлее

Вот и стало теплее

Скоро птицы прилетят

И комары запищат!

1 ском.: Мы на славу нагулялись,

Наигрались, наплясались,

А теперь пришла пора

Чаю выпить, детвора!

2 ском.: Эй, веселый самовар!

Мы тебя сюда зовем,

С тобой спляшем и споем!

Под музыку выходит ряженый в костюме самовара.

Танец «Самовар»

Дети исполняют танец, Самовар танцует в центре круга, в конце танца к нему присоединяются ряженые с подносом блинов.

Ведущий: Праздник наш мы завершаем,

Всех мы к чаю приглашаем,

С пылу с жару из печи,

Принесли мы булочки.

Проходите ко столам,

Очень рады будем вам!

Ведущий: Взрослые и дети! Спасибо всем за хорошее настроение, за задор, и веселье! Угощайтесь, не стесняйтесь, досыта наедайтесь!

3. Чаепитие

Ряженые с подносами с блинами подходят к гостям и угощают их.

Публикации по теме:

«Картины из каши». Рисуем на столах-планшетах. О пользе работы с крупами для детей дошкольного и младшего школьного возраста«Картины из каши». Рисуем на столах-планшетах. О пользе работы с крупами для детей дошкольного и младшего школьного возраста Рисование крупами — одно из самых необычных и интересных занятий для детей. Казалось бы, что в нем такого особенного? Каждый может выложить.

Физкультурно-игровая программа «Морские выкрутасы» для детей среднего дошкольного и младшего школьного возраста с родителями Физкультурно-игровая программа «Морские выкрутасы» для детей среднего дошкольного и младшего школьного возраста с родителями. Цель: Активизировать.

Консультация «Коррекционная программа развития мышления детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста» Пояснительная записка. Данная коррекционная программа предназначена для детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста. Задачи.

«Сказка о заколдованном мальчике» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Сказка о заколдованном мальчике В некотором царстве, в тридесятом государстве, за тридевять морей, в заколдованном лесу, в ветхой избушке.

Музыкально-игровая программа «Зимняя радость» для детей среднего дошкольного и младшего школьного возраста Музыкально-игровая программа «Зимние радости» для детей среднего дошкольного и младшего школьного возраста. Цель: Создать условия для оздоровления.

Осенний русский народный праздник в подготовительной группе «Осенины нынче на Руси»Осенний русский народный праздник в подготовительной группе «Осенины нынче на Руси» Цель: формирование познавательного интереса у детей к истории своей страны, к обычаям старины, к русскому народному фольклору. Задачи: 1. Дать.

Празднично-игровая программа «Милой мамочке моей» для детей среднего дошкольного и младшего школьного возраста Праздник «Милой мамочке моей» Для детей дошкольного и младшего школьного возраста Цель: Создать радостную, праздничную атмосферу. Задачи:.

Проект «Фольклор как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста» Паспорт проекта 1. Наименование проекта «Народный фольклор, как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного.

Проект «Русский народный праздник «Масленица» Цель:Вовлечь ребят в совместную продуктивную деятельность - в подготовку к празднику; Задачи:повысить познавательный интерес к окружающему.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия. Обувь для детей дошкольного и младшего школьного возраста» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 11 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Осень
Автор публикации:
Русский народный праздник «Масленица» (для детей дошкольного, младшего школьного возраста)
Опубликовано: 18 февраля 2016 в 12:29
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий мероприятия «30-сентября День Интернета в России»
«Какие величайшие открытия совершил человек за период своего существования, изменившие ход развития цивилизации? » 1. Добыл огонь, после чего стал...
Консультация по математике для детей дошкольного возраста
Антонова Ольга Аркадьевна Консультация на тему: Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей...
Конспект спортивного праздника совмесной НОД с детьми и родителями по ПДД «Город...
Конспект спортивного праздника совмесной НОД с детьми и родителями по ПДД «Город аварий» ( II младшая группа) Цель: Закрепить знания детей о правилах...
Экскурсия в библиотеку. Фототчет
Что такое библиотека? Как донести это понятие для детей дошкольного возраста? Библиотека это удивительный мир книг , где можно найти любую книгу, а...
Долгосрочный проект «Родной свой край — люби и знай» (средняя группа «Божьи коровки»)
Долгосрочный проект « Родной свой край - люби и знай» ( средняя группа «Божьи коровки») Подготовила: Воспитатель: Пермякова А. И. 2018г....