Людмила Рустамова
«Красота в природе рождается, а руками сотворяется. Русское кружево». Конспект занятия по изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Обобщить имеющиеся знания детей о народном промысле России – Вологодское кружево.
Развивать творческую фантазию, самостоятельность в составлении композиций из знакомых элементов в собственных работах.
Умело пользоваться кистью – рисовать концом, свободно двигать кисть в разных направлениях.
Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным.
Воспитывать уважение и побуждать интерес к труду народных мастеров, создающих красивые вещи.
Публикация «„Красота в природе рождается, а руками сотворяется, Русское кружево“, Конспект занятия по изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Материалы: Для оформления – белые снежинки, голуби, цветы, веточки в «снегу»; листы бумаги разной формы (круги, овалы, прямоугольники) темных тонов (синий, бордовый, сиреневый); белая гуашь, кисточки; салфетки; выставка иллюстраций «Вологодское кружево»; аудиозапись народных мелодий.
Предварительная работа: Беседа о народных промыслах; расписывание силуэтов; рисование морозных узоров на зеркалах.
Содержание:
Под спокойную музыку входят дети.
Педагог: Здравствуйте, мои милые друзья! Сегодня я приглашаю вас совершить удивительное путешествие в страну природы, страну народных умельцев.
«Все бело, ой, все бело,
Белым цветом расцвело.
Бел зайчонка легкий след,
На березе бел берет.
И на рощице ольховой
Белым-бел платок пуховый»
(рассматривают оформление – белые снежинки, белые цветы, белые голуби, «заснеженные» веточки)
Педагог:
- Нравится вам белый цвет?
- Каким он вам кажется? - теплым или холодным, радостным или грустным, праздничным или повседневным?
Педагог:
- Молодцы, вы очень правильно ощутили этот цвет. - А что еще в природе встречается белым? ( ответы детей: снег, сугробы, облака, цветы, заяц, лошади, чайка).
Педагог: Все это сотворила природа, все это надо беречь и сохранять. Белый цвет – цвет чистоты, добра и света. Погрузившись в него, мы станем чуть-чуть добрее и красивее. А еще у меня есть волшебный стул. Кто на него садится, то сразу забывает все неприятности, все плохое.
(ребенок садится на стул и закрывает глаза, остальные по очереди говорят о нем только хорошее)
Педагог:
Что я вижу! Что за диво!
Сколько кружева кругом!
Правда, дети, здесь красиво?
Аж захватывает дух!
(Дети рассматривают выставку «Вологодское кружево»)
Педагог:
Стучат коклюшки:
Стук – стук – стук!
Платочек появился вдруг,
И воротник из белой нити
Прекрасно выполнен, взгляните!
- Как вы думаете, что это может быть?
Дети: Это Вологодское кружево.
Педагог:
- Почему кружево называют Вологодским? (Его плетут из тонкой нити мастерицы из города Вологда).
- А какие изделия у них получаются? (Накидки, салфетки, покрывала, скатерти, занавески, косынки, воротники).
- Плетут кружева с помощью деревянных палочек, они называются «коклюшки».
- Слово «кружево происходит от слова «окружать», украшать нарядной отделкой. Кружеплетение известно на Руси издавна. Им обычно занимались женщины. Одежду царей и князей украшали кружева из золота, а бедные люди украшали свою одежду льняной ниткой.
Кружевницы – мастерицы начинали заниматься плетением с ранних лет.
Научиться плести кружево достаточно сложно. Кружевницы должны приложить к работе не только свои руки, но и сердце.
Кружево – удивительное творение человеческой фантазии. Посмотрите, какие тонкие непрерывные линии, необычные цветы, завитки, листочки, можно увидеть птиц, зверей.
- Как можно описать кружева?
Дети: Они нежные, воздушные, легкие, как паутинка.
Педагог: Русское кружево известно не только в России, но и в других странах. Сегодня его можно увидеть в музеях, на выставках народного промысла.
Педагог:
Не рисовал ни я, ни ты, -
Откуда ж на окне цветы?
Ребенок:
Пока я спал, пока он спал,
Их Дед Мороз нарисовал.
На окне старик Мороз
Льдинкой росписи нанес!
(дети рассматривают удивительные узоры, сравнивая их с кружевами)
Педагог: Наверное, кружевницы подсмотрели эти узоры у Мороза и сплели свои удивительные кружева. Стало быть, кружево не просто произведение народного искусства. Это перепев того, что дает человеку природа.
Из чего снежинка кружевная?
Это еще с детства каждый знает:
Из мороза и паров воды
Сжал снежок и вот его следы.
Так и кружево сплетает кружевница,
А узор – и ночью не приснится.
Вологодские резные кружева –
В них вся суть народная жива.
Неземная красота сведет с ума,
Будто бы плела сама Зима!
Педагог: Вот и мы с вами волшебной белой краской «сплетем» свои кружева, как кружевницы и Мороз. Будем рисовать кончиком кисти, еле касаясь бумаги. (Под спокойную музыку дети рисуют).
Педагог: Посмотрите, какие кружева у нас получились. Мы своими руками создали такую красоту. Нет одинаковых кружев. В них слышится дыхание природы, то, что дорого людям, то, что надо беречь. Не зря же говорят, что красота в природе рождается, а руками сотворяется. Эти кружева вы можете подарить своим мама, бабушкам к Дню 8 Марта.