Папки-передвижки

Семинар-практикум для воспитателей «Русские народные подвижные игры» (7 фото)

Оксана Халеева
Семинар-практикум для воспитателей «Русские народные подвижные игры»
▼ Скачать + Заказать документы

С Е М И Н А Р – П Р А К Т И К У М

на тему: «Русские народные подвижные игры – средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Сухомлинский В. А.

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Русские народные подвижные игры“» размещена в разделах

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались с песнями и плясками.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Передовые представители культуры К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Д. А. Колоцца, Д. А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.

Подвижные игры разных народов

Игры русского народа «Гуси –лебеди», «Обыкновенные жмурки»;

Игры белорусского народа «Михасик», «Прела –горела»;

Игры татарского народа «Серый волк», «Скок-перескок»;

Игры народов Востока «Скачки», «Собери яблоки»;

Игры украинского народа «Высокий дуб», «Колдун»;

Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек»;

Игры чувашского народа «Хищник в море», «Рыбки».

Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. Весной и летом бытовали разные игры с мячом. Одним из примеров такой игры была лапта. В. Г. Григорьев пишет, что без этой подлинно народной игры трудно представить себе жизнь мальчишек и девчонок послевоенной поры и многих более старших поколений. Упоминание об этой игре есть уже в древних русских летописях. Да и среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, есть немало мячей и сама лапта (палка –бита, давшая название игре. Значит более тысячи лет живет эта игра в народе!

Поэт Валентин Берестов вспоминает в своем стихотворении «Лапта» : О, радость жизни, детская игра! Век не уйти с соседского двора. За мной являлась мать. Но даже маме в лапту случалось заиграться с нами. Чего ж ей, великанше, делать тут? В нее ж мячом всех раньше попадут. Кидать-кидали, да не попадали…И к ужину обоих долго ждали.

О значении лапты очень метко сказал знаменитый русский писатель А. И. Куприн. Он отмечал, что эта народная игра-одна из самых интересных и полезных игр… В лапте нужны: находчивость, изворотливость, глубокое дыхание, верность своей команде, внимательность, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят.

На вечеринках, на гуляниях игрались такие игры, как: «Я по травке шла», «Заинька», «Репка», «Редька», «Водяной», «Дедушка Мазай» и другие. В таких играх, начиная с Фомина воскресенья вплоть до Петрова дня, радостно участвовали все, от мала до велика. Это была истинная школа народной игры : синтез ловкого и сильного движения, драматического ролевого действия, пения. А подспудно давалась масса сведений о том, что, допустим, редьку надо сеять, полоть, следить за всходами, а потом, как вырастет, рвать «с конца, да не сорвать с кореньца», чтобы не повредить.

Детские народные подвижные игры отражали не только обрядовые традиции, носили не только отголоски религиозных верований, а также показывали социальную жизнь различных слоев населения.

Замечательные игры «Красочки», «В горшки» являются ролевой имитацией купли-продажи на ярмарке, в торговой лавке, где разворачивается диалог покупателя и продавца, и финалом игры, как правило, является бег.

А вот любимая детская игра «Я садовником родился» открывает совсем другую жизнь. В ней – влюбленность. Она, видимо, пришла из города не раньше, чем в XVIII в., когда с Петровских ассамблей пошла мода на галантность, совсем иного типа ритуальность «светских» отношений. Но и эти игры пришлись детям, кстати, так как построены на любимых ими принципах: диалогичность и динамика, комичность воображаемых ситуаций, необходимость быстрой и верной реакции.

Многозвучная, веселая жизнь напоминает о себе криками продавцов, например, в игре «Съедобное-несъедобное».

Отражение повседневной трудовой жизни крестьян мы видим в таких играх, как «Удочка» и «Рыбаки и рыбки». Русские деревни стояли обычно по берегам рек и речушек, озер, поэтому удочки были у каждого уважающего мальчишки. С интересом наблюдали ребята за ловлей рыбы большими сетями-неводами. Так как же было им не придумать игру, где можно половить рыбу удочкой или сетями?

Детская фантазия безгранична. Из поколения в поколение, от старших к младшим передавались подвижные игры, которые можно было бы определить как современный детский игровой фольклор, например, игра в «Резиночку», в «Банки» и др.

Большинство такого рода игр производится на чистом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях и ясно, что игры такого рода, бесспорно, содействуют наилучшему благосостоянию и развитию организма.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие, и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела. Народные игры являются неотъемлемой частью физического развития дошкольников, но используются недостаточно в практике работы с детьми. К сожалению, сегодня они почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

Приглашаю детвору

На веселую игру,

А кого не примем,

За уши поднимем

Уши будут красные

До того прекрасные. (зазывалка)

Игра «Первоцвет»

Играющие ставят на землю сосуд (кувшин, горшок и т. д.) Затем они садятся вокруг него и закладывают руки за спину. Один из игроков изображает садовника. Выбирается по считалке:

Раз малинка, два малинка

Ела ягоды Маринка,

И в корзинке у Маринке не осталось ничего.

Кто по ягоды пойдет,

Тот корзиночку найдет.

Он ходит позади сидящих детей с цветами и поет:

Цвет-цвет, первоцвет,

Собирается букет.

Людочка несет незабудочку,

Филимончик-колокольчик,

Игорек-василек,

Наташка-ромашку,

Макарчик-одуванчик.

Не говори ни «да» ни «нет»,

А неси цветы в букет!

Во время исполнения песенного припева садовник кладет в руки нескольким детям по 1 цветку. Потом командует: «Раз, два, забегай! Букет собирай!» Дети с цветами встают и бегут вокруг сидящих участников, возвращаются к местам, где раньше находились, и через эти проходы входят в круг. Кто из игроков первым кладет цветок в сосуд, тот собирает у остальных цветы и становится хозяином букета.

Игра «Пора, бабушка, в пир»

Выбирается «бабушка». Считалка:

Петушок-петушок,

Покажи свой кожушок.

Кожушок горит огнем,

Сколько перышек на нем?

Раз, два, три, четыре, пять,

Невозможно сосчитать!

Держась за руки, играющие образуют круг. В середину встает игрок с завязанными глазами (в платке)«бабушка». Кто - нибудь из стоящих в кругу начинает диалог:

-Пора бабушка, в пир!

- Не в чем!

- В рогоже!

- Не гоже!

- В лукошке!

- Покато!

- На крылышках полетай!

При последних словах бабушка кружится и машет руками, приближается к стоящим в кругу и, натыкаясь на кого - нибудь из игроков, старается его узнать. Если водящему это удается, то пойманный становится бабушкой. Если нет- то игра продолжается с тем же водящим. (для детей 5-ти лет) Коллективная игра, способствует развитию эмоционально - волевой сферы.

Игра «Редька»

Считалкой выбирается Ивашка Попов:

Ахи, ахи, ахи, ох,

Маша сеяла горох.

Уродился он густой,

Мы помчимся, ты постой!

Все играющие садятся на пол, позади другого, и крепко обхватывают друг друга за пояс. Задний из сидящих считается бабкой. Остальные - редьки. Выбранный до начала игры Ивашка Попов подходит к сидящим и начинает с бабкой следующий разговор:

- Тук, тук!

- Кто тут?

- Ивашка Попов.

- Зачем пришел?

- За редькой.

- Не поспела. Приходи завтра.

Ивашка отходит, но вскоре опять возвращается и диалог продолжается. Наконец бабка отвечает «Дергай сам какую хошь!» Ивашка берет за руки первого из сидящих игроков и начинает тянуть. Выдернута редька помогает ему тянуть следующую и так до тех пор, пока не будет выдернута последняя.

Диалог может быть и другим:

- Тук, тук?

- Кто там?

- Барский слуга!

- Зачем пришел?

- Барин упал с печки, ушиб плечики, захотел редьки!

- Дергай, да стряхай, на огород не кидай – свиней заманишь!

Для детей с 5-ти лет. Коллективная игра способствует развитию эмоциональной сферы. Сплачивает играющих. Помогает при решении логопедических задач (улучшение звукопроизношения).

Семинар-практикум для воспитателей «Русские народные подвижные игры»
Фото «Русские народные подвижные игры»
Семинар-практикум для воспитателей - фото
С Е М И Н А Р П Р А К Т И К У М на тему Русские Народная культура фольклор народные подвижные игры средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития Игра это огромное светлое окно через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений понятий об окружающем мире
Публикации по теме:

«Русские народные игры». Конспект досуга для старших детей и родителей «Русские народные игры» конспект досуга для старших детей и их родителей. Задачи: --создать у детей и взрослых радостное, бодрое настроение;.

Игровая деятельность «Народные подвижные игры»Игровая деятельность «Народные подвижные игры» Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами при подготовке и проведении праздников представляют собой основу этапа формирования.

Конспект интегрированного занятия-путешествия в подготовительной группе «Русские народные игры» Цель: познакомить детей с русскими народными играми. Задачи: расширить знания детей о русских народных играх; развивать внимание, ловкость,.

Проект по художественно-познавательному развитию детей в средней группе на тему «Русские народные сказки» Прекрасен сказок мир воздушный- к нему с младенчества привык, мне мил и дорог простодушный, животворящий их язык. К. М. Фофанов. К сожалению,.

Проект «Русские народные сказки» Проект: «Русские народные сказки» Цель: приобщение детей к русской народной сказке. Задачи: 1. Познакомить детей с разнообразием русских.

Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников Пояснительная записка. Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях,.

Семинар-практикум для воспитателей «Подвижные игры на улице летом» Подвижные игры подразделяются на элементарные и сложные, а элементарные, в свою очередь, - на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.

Спортивный досуг в старшей группе «Народные подвижные игры» (фотоотчёт)Спортивный досуг в старшей группе «Народные подвижные игры» (фотоотчёт) 27 января в нашем детском саду прошел спортивный досуг"Народные подвижные игры" Цель:: Продолжать развивать детей физически (сила, ловкость,.

Консультация «Русские народные игры в семье» Русские народные игры в семье. Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных контактов.

Методическая разработка «Народные подвижные игры» Народные игры действительно забыты народом, и наши дети к сожалению не знают, быт наших предков, очень хотелось чтобы родители взяли себе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Русские народные подвижные игры»
Опубликовано: 23 июня 2016 в 21:31
+61Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для воспитателей «Русские народные подвижные игры»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Халеева (УИ 601369) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД