Оксана Халеева
Семинар-практикум для воспитателей «Русские народные подвижные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
С Е М И Н А Р – П Р А К Т И К У М
на тему: «Русские народные подвижные игры – средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Сухомлинский В. А.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Русские народные подвижные игры“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Русские народные игры
- Русские народные подвижные игры
- Семинар, практикум
- Темочки
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались с песнями и плясками.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Передовые представители культуры К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Д. А. Колоцца, Д. А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.
Подвижные игры разных народов
Игры русского народа «Гуси –лебеди», «Обыкновенные жмурки»;
Игры белорусского народа «Михасик», «Прела –горела»;
Игры татарского народа «Серый волк», «Скок-перескок»;
Игры народов Востока «Скачки», «Собери яблоки»;
Игры украинского народа «Высокий дуб», «Колдун»;
Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек»;
Игры чувашского народа «Хищник в море», «Рыбки».
Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. Весной и летом бытовали разные игры с мячом. Одним из примеров такой игры была лапта. В. Г. Григорьев пишет, что без этой подлинно народной игры трудно представить себе жизнь мальчишек и девчонок послевоенной поры и многих более старших поколений. Упоминание об этой игре есть уже в древних русских летописях. Да и среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, есть немало мячей и сама лапта (палка –бита, давшая название игре. Значит более тысячи лет живет эта игра в народе!
Поэт Валентин Берестов вспоминает в своем стихотворении «Лапта» : О, радость жизни, детская игра! Век не уйти с соседского двора. За мной являлась мать. Но даже маме в лапту случалось заиграться с нами. Чего ж ей, великанше, делать тут? В нее ж мячом всех раньше попадут. Кидать-кидали, да не попадали…И к ужину обоих долго ждали.
О значении лапты очень метко сказал знаменитый русский писатель А. И. Куприн. Он отмечал, что эта народная игра-одна из самых интересных и полезных игр… В лапте нужны: находчивость, изворотливость, глубокое дыхание, верность своей команде, внимательность, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят.
На вечеринках, на гуляниях игрались такие игры, как: «Я по травке шла», «Заинька», «Репка», «Редька», «Водяной», «Дедушка Мазай» и другие. В таких играх, начиная с Фомина воскресенья вплоть до Петрова дня, радостно участвовали все, от мала до велика. Это была истинная школа народной игры : синтез ловкого и сильного движения, драматического ролевого действия, пения. А подспудно давалась масса сведений о том, что, допустим, редьку надо сеять, полоть, следить за всходами, а потом, как вырастет, рвать «с конца, да не сорвать с кореньца», чтобы не повредить.
Детские народные подвижные игры отражали не только обрядовые традиции, носили не только отголоски религиозных верований, а также показывали социальную жизнь различных слоев населения.
Замечательные игры «Красочки», «В горшки» являются ролевой имитацией купли-продажи на ярмарке, в торговой лавке, где разворачивается диалог покупателя и продавца, и финалом игры, как правило, является бег.
А вот любимая детская игра «Я садовником родился» открывает совсем другую жизнь. В ней – влюбленность. Она, видимо, пришла из города не раньше, чем в XVIII в., когда с Петровских ассамблей пошла мода на галантность, совсем иного типа ритуальность «светских» отношений. Но и эти игры пришлись детям, кстати, так как построены на любимых ими принципах: диалогичность и динамика, комичность воображаемых ситуаций, необходимость быстрой и верной реакции.
Многозвучная, веселая жизнь напоминает о себе криками продавцов, например, в игре «Съедобное-несъедобное».
Отражение повседневной трудовой жизни крестьян мы видим в таких играх, как «Удочка» и «Рыбаки и рыбки». Русские деревни стояли обычно по берегам рек и речушек, озер, поэтому удочки были у каждого уважающего мальчишки. С интересом наблюдали ребята за ловлей рыбы большими сетями-неводами. Так как же было им не придумать игру, где можно половить рыбу удочкой или сетями?
Детская фантазия безгранична. Из поколения в поколение, от старших к младшим передавались подвижные игры, которые можно было бы определить как современный детский игровой фольклор, например, игра в «Резиночку», в «Банки» и др.
Большинство такого рода игр производится на чистом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях и ясно, что игры такого рода, бесспорно, содействуют наилучшему благосостоянию и развитию организма.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие, и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела. Народные игры являются неотъемлемой частью физического развития дошкольников, но используются недостаточно в практике работы с детьми. К сожалению, сегодня они почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.
Приглашаю детвору
На веселую игру,
А кого не примем,
За уши поднимем
Уши будут красные
До того прекрасные. (зазывалка)
Игра «Первоцвет»
Играющие ставят на землю сосуд (кувшин, горшок и т. д.) Затем они садятся вокруг него и закладывают руки за спину. Один из игроков изображает садовника. Выбирается по считалке:
Раз малинка, два малинка
Ела ягоды Маринка,
И в корзинке у Маринке не осталось ничего.
Кто по ягоды пойдет,
Тот корзиночку найдет.
Он ходит позади сидящих детей с цветами и поет:
Цвет-цвет, первоцвет,
Собирается букет.
Людочка несет незабудочку,
Филимончик-колокольчик,
Игорек-василек,
Наташка-ромашку,
Макарчик-одуванчик.
Не говори ни «да» ни «нет»,
А неси цветы в букет!
Во время исполнения песенного припева садовник кладет в руки нескольким детям по 1 цветку. Потом командует: «Раз, два, забегай! Букет собирай!» Дети с цветами встают и бегут вокруг сидящих участников, возвращаются к местам, где раньше находились, и через эти проходы входят в круг. Кто из игроков первым кладет цветок в сосуд, тот собирает у остальных цветы и становится хозяином букета.
Игра «Пора, бабушка, в пир»
Выбирается «бабушка». Считалка:
Петушок-петушок,
Покажи свой кожушок.
Кожушок горит огнем,
Сколько перышек на нем?
Раз, два, три, четыре, пять,
Невозможно сосчитать!
Держась за руки, играющие образуют круг. В середину встает игрок с завязанными глазами (в платке) – «бабушка». Кто - нибудь из стоящих в кругу начинает диалог:
-Пора бабушка, в пир!
- Не в чем!
- В рогоже!
- Не гоже!
- В лукошке!
- Покато!
- На крылышках полетай!
При последних словах бабушка кружится и машет руками, приближается к стоящим в кругу и, натыкаясь на кого - нибудь из игроков, старается его узнать. Если водящему это удается, то пойманный становится бабушкой. Если нет- то игра продолжается с тем же водящим. (для детей 5-ти лет) Коллективная игра, способствует развитию эмоционально - волевой сферы.
Игра «Редька»
Считалкой выбирается Ивашка Попов:
Ахи, ахи, ахи, ох,
Маша сеяла горох.
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!
Все играющие садятся на пол, позади другого, и крепко обхватывают друг друга за пояс. Задний из сидящих считается бабкой. Остальные - редьки. Выбранный до начала игры Ивашка Попов подходит к сидящим и начинает с бабкой следующий разговор:
- Тук, тук!
- Кто тут?
- Ивашка Попов.
- Зачем пришел?
- За редькой.
- Не поспела. Приходи завтра.
Ивашка отходит, но вскоре опять возвращается и диалог продолжается. Наконец бабка отвечает «Дергай сам какую хошь!» Ивашка берет за руки первого из сидящих игроков и начинает тянуть. Выдернута редька помогает ему тянуть следующую и так до тех пор, пока не будет выдернута последняя.
Диалог может быть и другим:
- Тук, тук?
- Кто там?
- Барский слуга!
- Зачем пришел?
- Барин упал с печки, ушиб плечики, захотел редьки!
- Дергай, да стряхай, на огород не кидай – свиней заманишь!
Для детей с 5-ти лет. Коллективная игра способствует развитию эмоциональной сферы. Сплачивает играющих. Помогает при решении логопедических задач (улучшение звукопроизношения).