Получи документы

Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук

ольга хозова
Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук
▼ Скачать + Заказать документы

«Истоки способностей и дарований детей

находится на кончиках пальцев».

А. В. СУХОМЛИНСКИЙ

Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка. Доказано, что дошкольный возраст - это самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей ребенка, когда кора больших полушарий окончательно не сформирована. Одним из эффективных приемов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста является - аппликация, она заставляет работать пальчики развивает координацию их движений.

Публикация «Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук» размещена в разделах

Положительное влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает салфеточная аппликация. Она вносит определенную новизну в нашу деятельность, делает ее более интересной и увлекательной, быстро позволяет достичь желаемого результата.

Актуальность темы.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно- двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Я считаю очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. один из самых простых, но в то же время педагогически эффективных видов детского творчества- является аппликация, она помогает развивать у ребенка мелкую моторику, вкус, художественные способности, а также разнообразить тактильный опыт.

Положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация (нетрадиционная художественная техника изобразительного искусства). Данная техника хороша тем, что она:

-развивает мелкую моторику рук, побуждая работать пальчики;

-доступна младшим дошкольникам ;

-дает возможность создавать шедевры без ножниц;

-вносит определенную новизну в деятельность малышей, делая её более увлекательной и интересной;

-развивает тактильные восприятия используя бумагу различной фактуры.

Цель и задачи.

Цель: Активизировать активные и пассивные движения пальцев рук через салфеточную аппликацию, научить детей формировать положительный настрой на занятиях, проявляя эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Задачи:

1. Развить умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

2. Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес.

3. Обогащать сенсорные впечатления дошкольников (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги).

4. Развивать умение общаться, договариваться между собой, действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату.

5. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

6. Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук.

Формы работы:

Формы работы я строю таким образом:

• организованная деятельность

• совместная с воспитателем деятельность детей,

• самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление

интереса к салфеточной аппликации и развитие мелкой моторики рук

Описание опыта работы с детьми по салфеточной аппликации.

Развитие мелкой моторики рук является средством интеллектуального развития ребенка. Ученые – физиологи доказывают, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста. Тренировка пальчиков детей облегчается использованием пальчиковых игр, нетрадиционных техник аппликации.

Считаю особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук в дошкольном возрасте оказывает салфеточная аппликация. Бумажные салфетки - с одной стороны очень простой, а с другой стороны - необычный материал для детского творчества:

- во-первых, салфетка - намного мягче, чем простая или цветная бумага, а это означает, что она легко может принять форму, которую ей придаёт ребенок;

- во-вторых, в работе можно использовать не только прием сминания кусочков салфетки в комочки и заполнение ими контура, но и прием скручивания (например, в тонкие жгутики, и прием отрывания.

- в третьих, разнообразная цветовая гамма и фактура салфеток позволяет ребенку творить, выдумывать и реализовывать свои замыслы.

Меня очень заинтересовала данная тема, но прежде чем начать работу, я провела обследование детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Диагностику проводила по следующим критериям:

-сжимание и разжимание кулачков,

-потирание кулачков,

-сминание бумаги в кулаке.

Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: точное воспроизведение движения.

Средний уровень : основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.

Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 70% вновь пришедших детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 30% - средний.

Решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада. Начала с того что подобрала необходимую литературу, познакомилась с пособием Лыковой И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду», 2007 г. изучила несколько статей из журнала "Дошкольное воспитание" :

-Жукова О. Дошкольный возраст: "О ручной умелости"(№ 8-2008г.)

-Сидоренко Л. "Мои пальчики расскажут".- Дошкольное воспитание, 2008

составила перспективное планирование занимательной деятельности с использованием салфеточной аппликации.

Первым нашим совместным опытом с детьми стала коллективная работа «Яблоневое дерево» : я заранее нарезала небольшие квадратики детям, намазывала клеем бумажную основу. Детям предлагала скатать не очень плотные шарики по одному комочку салфеток и приклеить их на готовый контур.

Затем предложила работу посложней - «Снег идёт», сначала детям нужно было самостоятельно нанести клей на картон синего цвета, где были отмеченные карандашом небольшие кружочки, а затем приклеить белые шарики- "снежинки".

Рисунки сначала были одноцветные, например на лист вырезанный в форме банки наклеивали красные комочки-«вишенки» получилось «Ягодное варенье в банке».

В процессе работы сначала закрепляли основные цвета: белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый; постепенно цветовая гамма расширялась : фиолетовый, оранжевый, голубой, розовый, что способстовало умению детей отличать цвета по оттенкам.

Например на тонкую линию наклеить разноцветные шарики в определенном порядке и без такового «Бусы для мамы» (Такие работы помогают еще и в счёте)

Постепенно наши рисунки усложнялись, кусочки салфеток брали меньшего размера, комочки скатывали более плотными и совсем не большими дети научились наклеивать их плотно прикладывая друг к другу. В рисунке «Горшочек каши» на лист приклеили форму горшочка из цветной бумаги, желтые комочки – каша.

Проклеивание более мелких деталей требует внимания, аккуратности и точности в работе, но дает большую возможность дополнительно активизировать кончики пальцев рук.

Что бы детям интересней было выполнять работу мы вместе придумываем сюжет или выбираем любимого героя.

Продуктивная деятельность всегда была интересна детям, но когда дети видят готовую коллективную работу, украшающею группу, нет придела детской радости, восхищения, гордости за свой труд. В занятиях салфеточной аппликацией не последним фактором является воспитание эстетического вкуса, понимания красоты окружающего мира.

Работа с родителями.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей.

-Подготовила и провела собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

-Папка-передвижка «Салфеточная аппликация в детском саду и дома».

-Была проведена консультация на тему: «Развивайте мелкую моторику рук ребенка».

-В родительском уголке помещаю рекомендации различные памятки по теме.

Цель: довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Не забывать хвалить ребенка.

Заключение.

Сравнивая результаты я увидела, что дети стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их работы по аппликации приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Все задания, которые давались детям выполнялись гораздо быстрее и без всяких усилий

Эта техника помогает развить у детей фантазию, творческое мышление, мелкую моторику рук и речь.

Используемая литература.

-Лыковой И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду», 2007 г.

- Жукова О. Дошкольный возраст: о ручной умелости. -Дошкольное воспитание, 2008 № 8

- Сидоренко Л. Мои пальчики расскажут. - Дошкольное воспитание, 2008

Публикации по теме:

«Профессии». Презентация для детей среднего дошкольного возраста Пояснительная записка Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений.

Программа «Развитие мелкой моторики» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук
Опубликовано: 15 декабря 2014 в 06:47
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук» (включая файлы) размещена пользователем ольга хозова (УИ 278759) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД