Самоанализ деятельности «Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников» (часть первая)

Татьяна Фельде
Самоанализ деятельности «Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников» (часть первая)

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Современный этап развития общества характеризуется принципиально новыми приоритетами в образовательной сфере. Изменилась и деятельность нашего дошкольного образовательного учреждения: функционирование в режиме развития, внедрение инноваций, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей и особенностей. А так как в своей работе я всегда стараюсь ориентироваться на детей, на личность каждого из них, то возникла необходимость поиска новых форм сотрудничества, сотворчества педагога и детей, взрослого и ребенка.

И такое уникальное, на мой взгляд, средство нашлось – это технология проектирования, одна из педагогических инновационных технологий, применяемых в детских садах. Чем больше изучала литературу по этой теме, тем больше убеждалась, что проектирование – тот метод, который позволит процесс познания детьми окружающего мира сделать не скучным, гармонично вписать его в образовательный процесс ДОУ. Ещё метод проектов позволяет мне, как воспитателю, сконцентрировать материал по определенной теме (чего всегда не хватало в Программе, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, а также, что немаловажно, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями.

Метод проектов даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка. Проектная деятельность делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, помогает самостоятельно осваивать окружающую действительность. Участвуя в проектах, ребенок развивается, учится находить выход из трудной ситуации и становится увереннее в своих силах.

Для меня эта тема стала актуальной, так как я считаю, что благодаря методу проектов, детей можно научить, самостоятельно мыслить, планировать, обсуждать, находить и решать проблемы, развивать познавательный интерес, можно научить конструировать свои знания, используя разные области, и более свободно ориентироваться в информационном пространстве.

Одним из приоритетных направлений нашего детского сада – экологическое воспитание детей. Поэтому основным направлением моей работы стало «Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников».

Работая над проектами, я поставила перед собой цель: способствовать формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Для достижения данной цели мною были определены следующие задачи:

- Обогащать знаниями детей о природе, её многообразии.

- Воспитание у детей любви к родной природе, умения замечать прекрасное, любоваться объектами природы.

- Развивать художественные способности, эстетические чувства.

- Формировать коммуникативные навыки и умения.

- Познакомить детей с простейшими правилами поведения в природе.

Данные задачи я старалась решить, применяя такие методы экологического образования как:

наглядные (наблюдения, экскурсии, просмотр мультфильмов и презентаций, рассматривание иллюстрации);

словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора);

практические (экологические игры, труд детей в природе, экспериментирование).

С моей точки зрения, в экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, экспериментировать, делать опыты, ухаживать за растениями. Для достижения этого в групповой комнате с помощью родителей создан уголок природы, позволяющий поддерживать естественный микроклимат, воспитывать любовь к природе, ответственность, где дети знакомятся с правилами ухода за растениями, приобретают соответствующие умения. В уголке природы имеются схемы и модели; картотека дидактических, словесных, настольных, подвижных игр по экологическому воспитанию; картотеки пословиц, поговорок, народных примет на экологическую тему; собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы, камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка и глины). По сезонам мною оформляется - календарь природы, календарь погоды. Так же имеется не большой центр экспериментирования, здесь находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься. Совместно с родителями оформлен выставочный центр, где выставляются все рисунки, поделки детей и взрослых, выполненные в процессе реализации проектов.

Прежде чем начать работу с детьми над проектом, я стараюсь глубоко изучить тематику проекта, поддержать детскую инициативу, любознательность и интерес к проблеме, стараюсь заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, опираясь на интересы детей, их личный опыт. Для этого я стремлюсь создать в группе комфортную обстановку каждому ребенку для разностороннего творческого развития, для свободного выбора вида деятельности. Я тактично рассматриваю предложенные детьми варианты решения проблемы, ведь ребенок не должен бояться высказываться, он имеет право на ошибку. В ходе работы над проектом я создаю атмосферу сотворчества с ребенком, используя при этом индивидуальный подход. В результате проектной деятельности между взрослыми и детьми устанавливаются гуманные отношения, осуществляется механизм партнерства и сотрудничества между детьми, воспитателями, родителями. Конфликты решаются не с позиций силы, а с позиций разума, убеждения.

При разработке проектов по экологическому воспитанию я опирались на основную образовательную программу МБДОУ Чановского детского сада №2, и на комплект методических пособий Н. А. Рыжовой «Наш дом природа».

Согласно программе, я планирую образовательную деятельность, объединяю серию занятий по нескольким областям, связанным следующим единым проектом. Особый интерес представляет интеграция всех видов совместной деятельности педагога и детей. Таким образом, проект, начатый на занятии, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину. Проектирование ориентировано на совместную деятельность всех участников образовательного процесса.

Свою проектную деятельность я начинала с краткосрочных проектов. Ставила перед детьми несложные задачи. Учила детей наблюдать, мыслить, находить и решать проблемы. Реализацию проектов осуществляла через разные виды детской деятельности: творческую, экспериментальную, продуктивную. Участие в творческой деятельности решает многие воспитательные и образовательные задачи, а также развивает интегративные качества. Они помогают детям решать интеллектуальные и личные задачи (проблемы, не прибегая к помощи взрослого; контролировать результаты своей деятельности; отстаивать свою точку зрения; овладеть конструктивными способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Проекты усложняются по содержанию, задачам и способам их реализации в соответствии с возрастом детей.

Публикации по теме:

«Дорожка здоровья». Проектный метод, как метод развивающего обучения дошкольников.«Дорожка здоровья». Проектный метод, как метод развивающего обучения дошкольников. Любой проект в ДОУ делится на определенные этапы: Первый этап На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего.

Интерактивные игры в экологическом воспитании дошкольниковИнтерактивные игры в экологическом воспитании дошкольников Уважаемые коллеги! Спешу поделиться с Вами опытом работы по использованию интерактивных игр в экологическом воспитании детей дошкольного.

Использование игр в экологическом воспитании дошкольников Полученные в ходе работы результаты свидетельствуют о положительном влиянии и целесообразности разработанной системы работы по экологическому.

Использование классической музыки в экологическом воспитании дошкольников Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка.

План самообразования по теме «Организация опытно-экспериментальной деятельности в экологическом воспитании» Вос-ль:Коноплева Н. М. Старшая группа Цель:Повышение уровня знаний обучения и мастерства исследовательской деятельности. Задачи:Помочь детям.

Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников Видео Калинина Ирина Геннадьевна Презентация «Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников». Тема моего выступления «Использование.

Проектная работа по теме: «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников» Экологическую культуру нельзя привезти в страну, как какую-либо вещь, экологическая культура - есть знание, понимание природы как необходимого.

Проектный метод в образовании дошкольников Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны.

Самоанализ деятельности «Повышение качества дошкольного образования посредством проектной деятельности» (часть первая) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Чановский детский сад №2 осуществляет свою деятельность в соответствии с годовым.

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения Доброе время суток!Представляю вашему вниманию статью, которую я представила на муниципальной научно-практической конференции "ПЕРСПЕКТИВНЫЕ.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • История
  • Космос
Автор публикации:
Самоанализ деятельности «Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников» (часть первая)
Опубликовано: 16 марта 2016 в 08:01
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Загадки о посуде
Варю я пищу вашу К обеду - суп и кашу. ( Кастрюля) "Ш-ш-ш, - шипит картошка, - Подлейте маслица немножко". Вот это жар, вот это да! Раскалена (...
Уголок ИЗО в группе: помогаем детям раскрыть творческий потенциал
Здравствуйте, дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию вариант оформления уголка изобразительной деятельности Тематические зоны в группе — обязательное...
Фотоотчёт «Посткроссинг. Привет из Рязани»
По крутому яру заросли кипрея, Глину подмывает гибкая Ока, И за ровным лугом вдаль и чуть левее, Нам Рязань открылась, но не вся пока. ( Сергей...
Фотоотчет «8 марта у малышей»
На праздник мам малыши ясельной группы дружно взяли в руки флажки, и смело вошли в зал. Прошагали, положив их на плечики, помахали флажками, скрещивая и...
Мастер-класс по конструированию из гофрированной бумаги «Заколка для сестрёнки»
Сегодня я расскажу, как сделать заколку с розочкой из гофрированной бумаги. Но вначале хочется рассказать немного вам о этой бумаге. Гофрированная...