Папки-передвижки

Самоанализ на первую категорию

Кайль Замира Закирзяновна
Самоанализ на первую категорию

Самоанализ

педагогической деятельности

воспитателя Кайль Замиры Закирзяновны,

аттестуемой на 1 квалификационную категорию.

Использование средств народного творчества в развитии детей дошкольного возраста.

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? Будет ли он ценить и уважать язык, культуру других народов? Думается, что нет. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Публикация «Самоанализ на первую категорию» размещена в разделах

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, общая основа воспитания и обучения детей.

Цель моей работы :

Формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Исходя из поставленной цели определила задачи :

1. Научить детей свободно пользоваться родным языком в непосредственном общении с окружающими людьми, правильно и понятно для слушателей выражать свои мысли в устной речи.

2. Воспитать личность, которая внимательно и вдумчиво относится к слову, имеющая качества, присущие народу : трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.

3. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру. Развивать умение ясно формировать свои мысли, лучше понять правила житейской мудрости.

Изучив общетеоретические вопросы развития речи детей дошкольного возраста в трудах Д. Б. Эльконина, А. Н. Гвоздева, Л. С. Выготского, методику речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора Ю. Г. Илларионовой, Е. И. Тихеевой, Ф. А. Сохина, А. М. Бородич, О. С. Ушаковой я пришла к выводу, что фольклор – одно из действенных и ярких мер, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Первый этап работы можно начинать. Постоянно вызывая интерес малышей к потешкам, сказкам, загадкам, я решила, что они помогут мне «разговорить» детей. Работу провожу в основном в свободное время. Знакомство начинаю с потешек, колыбельных песенок.

Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, я показываю, как громко лает собачка Белолоба (использую мягкую игрушку) и может разбудить Катю. Дети нежно просили ее: «Ты, собачка, не лай. Белолоба не скули». После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминают песенки и переносят их в повседневную игру.

Знакомство с потешками начинаю с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав возможность детям рассмотреть игрушку, я рассказываю о персонаже потешки, о его особенностях. В предварительной беседе объясняю значение новых слов, которые ребята услышат в потешке.

Приятно было наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «Дочки-матери», как бережно и с любовью они относятся к своим куклам.

Перед своими слушателями ставила задачу не только запомнить потешку, и эмоционально прочитать ее, но и самим обыграть. Малышам предлогаю поучиться говорить, как лисичка, заяц и т. д. в зависимости от того, о ком потешка.

Далеко не все дети могут передать характер персонажа, но с каким интересом относятся к нашему маленькому «театру».

В старшей группе необходимо много времени уделять сказкам, которые не читать, а рассказывать. Я считаю, что дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, отношение к ее персонажам. Чаще всего я сама надеваю костюм бабушки Варварушки и прихожу в группу. Дети встречают меня радостно, приглашают сесть и, конечно, с нетерпением ждут новой сказки. Особенно любят слушать, когда ложатся спать. После сна рассказывают, какой зонтик принес Гномик.

Часто я использую такой прием, как прослушивание сказок в записи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогает детям вслушаться, вдуматься в характер героев, насладиться нежностью, напевностью родного языка. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Пословицу можно использовать в любой ситуации.

Дети собираются на прогулку. Напоминаю медлительному Славе: «Семеро одного не ждут». Или замечаю, Ксюша оделась неаккуратно, говорю: «Поспешишь- людей насмешишь». Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления, события. Гуляем на весеннем участке, любуемся свежестью воздуха и красотой деревьев, отмечаю, что «Весна красна цветами», об осени: «Осень красна плодами». Изучая пословицы о труде, мы с ребятами завели картотеку пословиц, поговорок. Дети оказались активными помощниками. В повседневной жизни ребята подбадривали друг друга: «Глаза боятся, а руки делают», «Терпение и труд все перетрут», «Кончил дело – гуляй смело». Чтобы дети могли лучше запомнить пословицы, я даю им предметы или сюжетные картинки и предлагаю назвать соответствующие по смыслу пословицы.

Загадки – полезное упражнение для детского ума. В своей работе я предлагаю загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. На прогулке, когда дети наблюдают за деревьями, птицами или сезонными явлениями, я предлагаю им соответствующую загадкую.

Богатство родного языка доношу с помощью народных игр.

Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. В играх дети используют различные считалки.

Последним этапом провожу работу над скороговоркой.

Скороговорка – труднопроизносимая фраза с часто встречающимися одинаковыми звуками. Дидактическая задача при использовании скороговорок ненавязчива и увлекательна.

Приведу пример, как я работаю над речевым материалом – скороговорками.

Прежде всего, выбираю нужное количество скороговорок на длительный срок, распределив их по трудности. Заучиваем одну – две скороговорки в месяц – это 8-15 на учебный год. Новую скороговорку произносим наизусть в замедленном темпе, отчетливо выделяя часто встречающиеся звуки. Читаем ее несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями, прежде всего, поставив перед детьми учебную задачу: послушать и посмотреть внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, научиться говорить ее очень отчетливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают ее. Для повторения скороговорки сначала вызываю детей с хорошей памятью и дикцией. Перед ответом повторяю указания: говорить медленно, четко. Затем скороговорка произносится хором, всеми, а так же по рядам или небольшими группами, вновь отдельными детьми, самим воспитателем. На повторных занятиях даю разнообразные задания: произнести громче или тише, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми детьми, менять и темп. Общая длительность таких упражнений 3-10 минут. Постепенно эти занятия разнообразились следующими приемами: дети повторяют скороговорки «по заявкам» детей, повторяют частями по рядам; первый ряд : «Из-за леса, из-за гор…»; второй ряд: «Едет дедушка Егор». Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее дети повторяют по ролям – группами. Первая группа : «Расскажите про покупки». Вторая группа: «Про какие, про покупки?». Все вместе: «Про покупки, про покупки, про покупочки мои!». Все эти приемы активизируют детей, развивают их произвольное внимание. При повторении периодически вызываю детей к столу, чтобы остальные видели артикуляцию, мимику. Оценивая ответы, указываю на степень отчетливости произношения, иногда обращаю внимание на качество движения губ ребенка, чтобы еще раз привлечь к этому внимание детей. Используя в своей работе данный метод, я вижу, что дети легко, свободно и с удовольствием выполняют такие задания.

Используя в работе эти методы и приемы, замечаю, что постепенно дети сами начинают употреблять выражения народной мудрости в нужной ситуации.

Итогом своей работы считаю проведение маленьких праздников и развлечений. Я старалась так организовать развлечение, чтобы все дети принимали участие. Они водили хороводы, весело танцевали, играли в игры. Программа концертов разнообразна: чтение известных потешек, пересказ сказки, игра – драматизация или кукольный театр, народные игры, загадывание загадок. Таким образом, организуя развлечения для детей, стараюсь приобщить к народному творчеству. Это способствует развитию образности и выразительности их речи.

Малые формы фольклора в воспитательно – образовательной работе с детьми использую в интегрированной форме, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, режимные моменты).(Приложение 6- фотографии).

Большую работу провожу с родителями. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учите вместе с нами». В нее я записываю потешки, загадки и пословицы, поговорки. Родители могут дома повторить этот материал со своим ребенком. По каждому жанру провожу короткие беседы, консультации, разъясняю какую огромную пользу приносит народное творчество ребенку. В уголок для родителей помещаю статьи: «Что за прелесть эти сказки», «Пословица не мимо молвится», «Загадка – гимнастика для ума». Все мои советы (понаблюдать за повадками домашних животных или по возможности свозить детей в музей, не остаются без внимания. Родители являются активными участниками праздников и развлечений.

Для выявления уровня освоения материала я выбрала методику О. С. Ушаковой и Е. Струниной. Они считают важнейшим условием развития речевой структуры детей дошкольного возраста работу над словом, которую рассматривают во взаимосвязи с решением других речевых задач. Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка. Для выявления дошкольниками смысла (значения) слова О. Ушакова и Е. Струнина предлагают разные задания, на основе которых составлена диагностика. Диагностику провожу два раза в год (в сентябре и мае).

Вместе с детьми, решая наши маленькие проблемы, я вижу, что дети могут спрашивать, рассуждать, делать выводы.

Вижу, как в процессе речевого общения дети приобщаются к культуре поведения. А правильная речевая манера, (приветливый тон, поза внимания и взгляд, обращенный к собеседнику, становится у детей устойчивой привычкой.

Публикации по теме:

Аналитический отчет на первую категорию. .

Аттестация воспитателей. Заявление на первую квалификационную категорию Прошу аттестовать меня в 2014-2015 году на первую квалификационную категорию по должности «воспитатель». В настоящее время не имею квалификационной.

Новая форма заявления на высшую или первую квалификационную категорию 2015 г. К наболевшему вопросу по аттестации. Я попыталась отправить документы на категорию по новой форме. Жду результатов. Так примерно выглядит.

Самоанализ деятельности «Повышение качества дошкольного образования посредством проектной деятельности» (часть первая) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Чановский детский сад №2 осуществляет свою деятельность в соответствии с годовым.

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя для аттестации на 1 категорию Я, Вишневская Ольга Дмитриевна - воспитатель МБДОУ № 32 г. Каменск-Шахтинский Ростовской области Образование средне-специальное. Имею вторую.

Экспертное заключение для аттестации на первую категорию Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию :Экспертное заключение о соответствии требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям,.

Заявление на аттестацию воспитателя на первую категорию Прошу аттестовать меня в 2015 году на первую квалификационную категорию по должности «воспитатель». В настоящее время квалификационную категорию.

Заявление на первую категорию В аттестационную комиссию департамента образования и науки Кемеровской области по аттестации педагогических работников от Колмаковой Татьяны.

Заявление на первую квалификационную категорию по должности воспитатель В главную аттестационную комиссию от Галактионовой Светланы Викторовны воспитателя МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик».

Заявление на первую категорию по должности «воспитатель» В аттестационную комиссию Департамента образования и науки Кемеровской области по аттестации педагогических работников от Каракозовой Софьи.

Автор публикации:
Самоанализ на первую категорию
Опубликовано: 10 октября 2015 в 13:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД