Самоанализ педагога-психолога к аттестации на I квалификационную категорию

Татьяна Игошина
Самоанализ педагога-психолога к аттестации на I квалификационную категорию

Самоанализ профессиональной деятельности

Я, Игошина Татьяна Сергеевна, с 05.05.2015 года работаю педагогом-психологом в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад» № 27 комбинированного вида. Педагогический стаж – 9 лет. В 2008 году окончила Институт бизнеса и политики города Москва Нижегородский Филиал по специальности «Психология», присуждена квалификация «Психолог. Преподаватель психологии».

Основная цель моей профессиональной деятельности - это сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО.

Обозначенная цель реализуется через следующие задачи:

1. Создать условия, способствующие эффективному подбору и реализации компонентов психологической безопасности для сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников в условиях ДОУ.

2. Создать условия для естественного всестороннего развития детей, их творческого потенциала и индивидуальных особенностей.

3. Повысить уровень психологической культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Психолого-педагогическое сопровождение участников воспитательно-образовательного процесса МБДОУ «Детский сад» № 27 комбинированного вида действует с 05.05.2015 года. Для эффективного взаимодействия со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса и достижения положительных результатов в развитии воспитанников была разработана Программа, которая включает в себя следующие ступени деятельности педагога-психолога:

• психологическое просвещение педагогов, с целью повышения профессиональной компетентности воспитателей через «психологизацию» образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;

• взаимодействие с родителями через психологическое просвещение и занятия с элементами тренинга по имеющимся вопросам и выявленным проблемам в результате проведенных исследований, знакомство с возрастными и психологическими особенностями дошкольников, улучшение детско-родительских отношений;

• адаптация детей раннего младшего возраста к детскому саду при поступлении, основываясь на методическую литературу "Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия" И. В. Лапина. - Изд. 2-е, г. Волгоград: "Учитель", 2015;

• развитие личностной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер у воспитанников, психических процессов детей ("Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет" Ю. В. Веприцкая, изд. "Учитель", г. Волгоград, 2011; "Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий" авт. -сост. Ю. В. Полякевич, Г. Н. Осинина, изд. 2-е, издательство "Учитель", 2014; "Комплексные занятия с детьми 3-7 лет, формирование мелкой моторики, развитие речи" авт. -сост. Н. Л. Стефанова, г. Волгоград, изд. "Учитель", 2014);

• снятие тревожности и страхов, агрессивности у детей, основываясь на программу "Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет" авт. -сост. Н. Ф. Иванова, изд. "Учитель", г. Волгоград, 2009, а также решение данных проблем через реализацию здоровьесберегающего проекта с применением сказкотерапии «Волшебная шкатулка» (совместно с воспитателем старшей группы компенсирующей направленности);

• формирование психологической готовности воспитанников к обучению в школе, основываясь на специальную психологическую литературу «Готовимся к школе. 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников» Н. П. Локалова, Д. П. Локалова, М. : Генезис, 2014; «Практический психолог в детском саду» А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова, изд. Мозайка-Синтез, г. М., 2014.

Важным аспектом в реализации рабочей Программы педагога-психолога является внедрение фронтальных занятий с воспитателями и учителем - логопедом по плану взаимодействия с детьми с общими нарушениями речи (Приложение 1).

При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:

- Культурно-исторический подход Л. С. Выготского.

- Деятельностный подход (Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец,

А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддьяков, Д. Б. Эльконин и др.).

- Личностный подход (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец,

А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, Д. Б. Эльконин и др.).

Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:

• сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

• формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;

• формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;

• развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;

• развития потребности в реализации собственных творческих способностей.

В рамках реализации Программы все участники воспитательно-образовательного процесса пройдут несколько ступеней развития на протяжении всего периода дошкольного детства и достигнут следующих результатов:

Воспитанники.

1. В период реализации адаптационного блока программы для детей 2-3 лет и их родителей после проведенного первичного и повторного диагностирования детей, посещающих адаптационную группу, выявлена положительная динамика уровня адаптированности малышей к детскому саду.

2. В результате взаимодействия педагога-психолога с детьми 4-5 лет в рамках реализации личностно-коммуникативного блока программы сформировано позитивное межличностное взаимодействие детей в группе, признана ценность и уникальность каждого ребенка, сформировано умение вслушиваться в речь окружающих.

3. По итогам реализации эмоционально-волевого блока программы с детьми 4-6 лет у воспитанников развиты такие качества, как усидчивость, терпение, целеустремленность, развита мелкая моторика и повышена произвольность внимания, развита способность выражать свои эмоции и чувства мимикой, пантомимикой, речевой интонацией, улучшение взаимоотношений в детском коллективе.

4. В результате реализации коррекционно-развивающего блока программы преодолены у детей 5-7 лет тревожность, страхи и психическое напряжение через управление отрицательными эмоциями, ориентирование воспитанников на собственные возможности в преодолении страхов путем рисования, освоены навыки творческой саморегуляции и повышен уровень уверенности в себе, снижена агрессивность.

5. В подготовительных группах в рамках реализации психолого-педагогического блока программы «Скоро в школу!» достигнуты следующие результаты:

- сформировано реальное представление о себе и своих возможностях;

- сформированы мотивационные предпочтения, инициативность и самостоятельность;

- развито наглядно-образное мышление;

- развита зрительная координация и тонкая моторика руки;

- сформировали положительное отношение к предстоящему обучению в школе;

- сформировали устойчивость, произвольность и переключение внимания и увеличили объем запоминания.

Родители.

Через проведение родительских собраний, консультаций и психолого-педагогических мероприятий сформировали положительную динамику в:

- преодолении конфликтных ситуаций посредствам умения использовать эффективные методы общения, разработали необходимую стратегию поведения в данной ситуации;

- период адаптации/дезадаптации детей к детскому саду через создание психологических условий успешной адаптации, преодоление негативного отношения к детскому саду, преодоление у ребенка самоизоляции, тревожности и страхов;

- организации игрового общения между родителями и детьми и художественно-творческой деятельности ребенка в семье, организации предметно-развивающей среды, преодолении трудностей во взаимоотношениях с окружающими.

- повышении родительской компетентности по вопросам возрастных и индивидуальных особенностях детей, использовании приемов эффективного общения;

- формировании компонентов готовности к школе.

Педагоги.

Через активное взаимодействие с педагогами в рамках фронтальных занятий, педагогических советов, круглых столов, индивидуальных консультаций, совместных мероприятиях были достигнуты следующие результаты:

- представлены современные подходы к проблеме психологической безопасности, причинах её нарушения в образовательном процессе и условиях её обеспечения в учреждении;

- сформировано представление о показателях психического здоровья детей разного возраста и признаках его нарушения;

- расширили навыки взаимодействия педагогов с детьми в рамках внедрения ФГОС ДО (репрезентативная система познания окружающего мира детьми и педагогами) через практические игры и упражнения;

- приобретены навыки использования эффективных способов саморегуляции своих психических состояний через проведение релаксационных упражнений с педагогами;

- определены стили взаимодействия педагога с детьми как условие охраны и укрепления их психического здоровья.

Формы психолого-педагогического сопровождения участников Программы:

• консультирование;

• психодиагностика;

• коррекционно-развивающая работа;

• психопрофилактика;

• просвещение;

• релаксация.

Методы, используемые на занятиях:

• метод практических заданий по положению Л. С. Выготского;

• игра (как основной прием в дошкольном возрасте);

• этюды;

• наглядные, словесные методы (чтение, рассматривание);

• прослушивание музыкальных произведений, соответствующих возрасту, обсуждение;

• рисование по заданной теме, под музыку и чтению рассказов, стихотворений и отрывков из художественных произведений;

• психогимнастика;

• аутотренинг;

• пальчиковая гимнастика;

• сказкотерапия (чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребёнком);

• куклотерапия (проигрывание сюжета, который является травмирующим для ребёнка);

• психокоррекционные игры;

• эмоциональные качели (переход от состояния опасности к состоянию безопасности);

• выставка рисунков и коллективно-творческих работ;

• наблюдение, беседа, собеседование, тестирование;

• анализ результатов деятельности.

Приёмы, используемые в рамках реализации Программы:

o переживание эмоций за счет возможности творческой саморегуляции;

o переживание безопасности за счет создания условности ситуаций;

o десенсибилизация страха (привыкание);

o анатомирование явлений и процессов (объяснение, что собой представляет тот или иной предмет, явление или процесс).

Воспитательно-образовательный процесс с детьми организуется в соответствии с годовыми задачами учреждения и согласно комплексно-тематическим планам. Приоритет отдан интеграции образовательных областей, используя различные виды детской деятельности. Во взаимодействии со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса применяются современные технологии:

- здоровьесберегающая (проведение психогимнастики, релаксационных упражнений, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковых игр);

- социо-игровая (игры на развитие коммуникативной и эмоционально – волевой сфер детей);

–личностно-ориентированная (с учетом типа личности и индивидуальным подходом к каждому участнику).

Систематически применяются и информационно-компьютерные технологии, позволяющие расширить возможности организации работы со всеми участниками образовательного процесса, в соответствии с современными возможностями (Приложение 11).

В рамках повышения своего профессионального уровня организовано:

• изучение научно-методической литературы;

• посещение сетевых методических сообществ, районных методических объединений;

• семинаров: межрегиональный научно-практический семинар «Реализация ФГОС ДО: актуальная управленческая практика» 24-25 ноября 2015 г., конференций для педагогов-психологов г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области «Психологическое обеспечение внедрения ФГОС дошкольного и основного общего образования» 3-4 сентября 2015 г., прохождение курсов повышения квалификации с 14.12.2015 по 25.12.2015 г. г. по программе «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях реализации введения ФГОС ДО» в объеме 72 часов;

• самообразование через реализацию здоровьесберегающего проекта «Волшебная шкатулка» с применением методов сказкотерапии, куклотерапии и пескотерапии на тему «Эмоционально-коммуникативное развитие воспитанников» (разработан и введен совместно с воспитателем старшей группы компенсирующей направленности № 5).

Также необходимо отметить ценность существования районного методического отделения педагогов-психологов ДОУ. Взаимодействие с участниками объединения предоставило возможность представлять свой опыт работы на муниципальном уровне. А знакомство с коллегами, эмоциональная поддержка, обмен профессиональным опытом – это то, чего не хватало в моей деятельности, это стимул к дальнейшему саморазвитию, личностному росту.

Результативность моей деятельности отслеживается в процессе анализа эффективности всех блоков Программы, изучения эмоционального благополучия воспитанников, отзывов и рекомендаций педагогов и родителей, а также по результатам диагностики сформированности у детей навыков и умений, адекватной самооценки, инициативы и самостоятельности, а также развития психических процессов (входящая и исходящая диагностика по каждому блоку Программы).

Перспективы деятельности

Одной из причин модернизации системы дошкольного образования (далее ДО) в рамках введения ФГОС ДО является несоответствие уровня ДО современным требованиям общества, а именно несформированная преемственность детских садов и школ. Вследствие чего нарушено системно- ориентированное психологическое сопровождение воспитанников. За один год функционирования и развития психолого-педагогического сопровождения участников воспитательно-образовательного процесса МБДОУ «Детский сад» № 27 комбинированного вида было достигнуто немало поставленных задач, но данный аспект остался неохваченным. На сегодняшний день основной перспективой развития ДОУ в рамках введения ФГОС ДО является формирование преемственности детского сада и школ, что способствует сохранению психического здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из детского сада в 1 класс школы, значительно повысит успешность адаптации детей к обучению в общеобразовательном учреждении.

Для более эффективного структурирования деятельности педагога-психолога необходимо создание и развитие электронного банка данных документов: психолого-педагогических карт адаптации малышей к ДОУ, психологических и коррекционно-развивающих карт воспитанников.

Одним из важнейших условий деятельности считаю повышение профессионализма.

Мною создан блог на сайте мaam.ru, где размещены мои различные материалы психологической направленности для взаимодействия с родителями, педагогами и воспитанниками (сертификаты прилагаются). Создан сайт педагога-психолога и прикреплен к сайту дошкольного учреждения в виде «странички педагога-психолога», на которой размещены рекомендации, консультации для родителей и педагогов различной тематики, фотоотчеты о проведенных занятиях с детьми, информация о предстоящих мероприятиях.

За время деятельности педагога-психолога МБДОУ принимала участие в конкурсе на муниципальном уровне:

- в районном смотре-конкурсе «На лучшую разработку дидактического пособия (игры)» по номинации «Дидактическое пособие для познавательного развития воспитанников» было разработано, представлено, а также введено в занятия с детьми младшего школьного возраста пособие «Цветочная поляна» для сенсорного развития воспитанников.

Являюсь куратором участников в Международном детском творческом конкурсе рисунков и поделок (февраль 2016 г.).

Уделяю должное внимание публикациям в средствах массовой информации и интернет – изданиях на международном, федеральном и муниципальном уровнях, имею Свидетельства о публикации статей, методических разработок, проектов, программ и конспектов на образовательных проектах http://www.маааm.ru/ :

• Круглый стол «Психологическое здоровье воспитанников» для родителей;

• «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста или, Знаете ли Вы своего ребенка!» (занятия с родителями с элементами тренинга);

• «Адаптация малышей к ДОУ» (родительское собрание);

• «Эффективное взаимодействие педагогов с детьми в рамках внедрения ФГОС ДО» (круглый стол, 1 и 2 части);

• «Эффективное взаимодействие младших воспитателей с детьми в рамках введения ФГОС ДО» (круглый стол);

• «Занятие с воспитанниками старшей возрастной группы с общими нарушениями речи в рамках реализации проекта «Волшебная шкатулка» на тему «Путешествие по сказкам Шарля Перро»»;

• «Конспект НОД с детьми средних групп в рамках реализации коммуникативно-личностного блока Программы на темы: «Мы разные», «Путешествие в зимнюю сказку»»;

• «Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанников ДОУ»;

• «Документация педагога-психолога по проведенным занятиям с детьми»;

• «Оформление кабинета-психолога» и др.

К своей деятельности стараюсь подходить творчески и с любовью. Участие в культурно-массовых мероприятиях ДОУ способствует улучшению взаимоотношений с участниками воспитательно-образовательного процесса.

Практика моей психолого-педагогической деятельности и результаты диагностики за межаттестационный период с мая 2015 по март 2016 г. показали успешность применения современных образовательных технологий, способствующих сохранению и укреплению психологического здоровья участников воспитательно-образовательного процесса. В дальнейшем планирую продолжить работу: по осуществлению научного поиска, по изучению и внедрению «эффективных методов развития и воспитания дошкольников, направленных на повышение уровня развития компетентностей и социализации дошкольников». Проведенная работа позволила мне проявить себя, повысить собственные профессиональные знания, выявить свои профессиональные возможности, стимулировала дальнейший интерес к выбранной профессии.

Публикации по теме:

Образец характеристики инструктора по физической культуре ДОУ на высшую квалификационную категорию Характеристика – представление ФИО (Р. п.) инструктора по физической культуре наименование учреждения по Уставу (Р. п., города… области.

Образец характеристики педагога-психолога на первую квалификационную категорию Характеристика-представление ФИО (в Р. п.) педагога-психолога название учреждения в соответствии с Уставом, города …. области, года рождения,.

Образец характеристики учителя-дефектолога на первую квалификационную категорию В Главную аттестационную комиссию ХАРАКТЕРИСТИКА — ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФИО (в Р. п.) учителя-дефектолога полное название учреждения в соответствии.

Основные формы аттестации педагога ДОУ сегодня Процедура экспертизы уровня квалификации педагогических работников на сегодня предполагает следующие основные формы аттестации: • Защита.

Роль педагога-психолога в ДОУРоль педагога-психолога в ДОУ Когда я начала работать педагогом-психологом в детском саду, то столкнулась с одной проблемой. Как распределить рабочее время с детьми?.

Портфолио старшего воспитателя ДОУ для аттестации на первую категориюПортфолио старшего воспитателя ДОУ для аттестации на первую категорию Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Отрадненская средняя общеобразовательная школа» Брянского района Портфолио старшего.

Резюме педагога-психолога Я, Кучерова Ирина Валерьевна, работаю в МАДОУ «Детский сад №12 «Ладушки» г. Старая Русса в должности педагога-психолога с 7 сентября 2009.

Самоанализ профессиональной деятельности для аттестации Самоанализ профессиональной деятельности для аттестации воспитателя ГБОУ СОШ №6, г. о. Отрадный СП «Детский сад №14», Зотовой Натальи Александровны.

Справка для аттестации на первую квалификационную категорию. Аналитическая справка о проведении открытого мероприятия [h3] Аналитическая справка о проведении открытого мероприятия. [/h3] Дана Романишко Татьяне Леонидовне, воспитателю МБДОУ –детского сада.

Заявление на высшую квалификационную категорию. Прошу аттестовать меня в 2015 учебном году на высшую квалификационную категорию по должности воспитатель. В настоящее время имею первую.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Наша армия
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Самоанализ педагога-психолога к аттестации на I квалификационную категорию
Опубликовано: 5 апреля 2016 в 18:20
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет праздника «Яблочный Спас — яблочки припас»
«Яблочный спас – яблочки припас! » Фотоотчет праздника в младшей группе Сегодня малыши праздновали Яблочный спас, веселились и играли с яблочками. [ К...
Фотоотчёт о конкурсах «Рукописная книга» и «Герб писателя» по литературе для 5–7 классов
Фотоотчёт о конкурсах «Рукописная книга» и «Герб писателя» по литературе Автор: Краснова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ...
Фотоотчёт «Делаем сами — своими руками» из опыта работы
Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию поделки помогающие при оформлении развивающей среды в группе детского сада. Предметно-развивающая среда...
«Секрет из фольги» фотоотчет о традиции «Я дарю тебе общение»
Фотоотчет. Традиция «Я дарю тебе общение»- 2. "Секрет из фольги" Сегодня к нам в гости мамочки пришли и с собой свой «секрет» принесли. - Вот вам,...
Фотоотчёт о конкурсе коллажей по литературе
Фотоотчёт о конкурсе коллажей по литературе Автор: Краснова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Средняя школа №1 имени А. М....