Получи документы

Самоанализ педагогической деятельности по теме Развитие грамматического строя речи средствами дидактических игр и упражнений

Зоя Слудных
Самоанализ педагогической деятельности по теме Развитие грамматического строя речи средствами дидактических игр и упражнений

«Речь любит течь,

фраза идти потихонечку,

а слово бежать да играть»

Речь- чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, что бы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители должны приложить немало усилий, что бы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Нарушение речи отражается на формирование детского характера, так как не исправленный во время речевой дефект делает ребенка не уверенным в себе, замкнутым раздражительным. Ни для кого не секрет, какой отпечаток накладывает на психический склад детей отсутствие речи или ее патология. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения. А. И. Солжыницина волновала проблема о том, что речь наша становится бедной не выразительной. И может быть скоро, мы станем похожи на Эллочку людоедку (Из кинофильма 12 стульев, которая обходилась тридцатью словами. Например, прилагательное «старая» мы уже не говорим ветхая, древняя, дряхлая.

Публикация «Самоанализ педагогической деятельности по теме Развитие грамматического строя речи средствами дидактических игр и упражнений» размещена в разделах

В связи с этим я обратила внимание на то, что у детей чаще всего нарушен грамматический строй речи. Все это и побудило меня начать работу по улучшению речи у детей. Вот основные задачи, которыми я руководствовалась:

- Формирование умения согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже;

- Развитие умения образовывать наименование детенышей животных;

- Обучение умению соотносить название глагола- движения с действием предмета, человека, животного;

- Составление предложений разных типов- простых и сложных.

Решая эти задачи, я придерживалась следующих принципов;

- Принцип деятельности (ребенок постоянно находится в поиске)

- Принцип вариативности (ребенок, педагог находят компромисс в решении проблемной ситуации)

- Принцип креативности (участие каждого ребенка)

- Принцип доступности (от простого к сложному)

- Принцип непрерывности (связь с другими видами деятельности)

- Принцип гуманности (когда рядом глаза в глаза)

- Для себя я выбрала следующие методы и приемы:

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию его лучших качеств, формированию разносторонней и полноценной личности.

Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности, В этом мне помогают программы, которые я использую в решении своих задач. А именно: программа М. А. Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду», З. А. Михайловой «Детство», С,Н. Николаевой «Юный эколог».

Чтобы задачи поставленные мной решались успешно необходим дидактический материал и развивающая среда. Наличие этого способствует проявлению и становлению интереса ребенка к познанию, к явлениям окружающего мира; обогащает его, выявляет его индивидуальные возможности и уровень развития.

Свой дидактический материал, я подбирала так, чтобы он развивал восприятие и мышление, внимание и память, самостоятельность, инициативность. Дети любят подвижную жизнь, весело проводят время со своими игрушками. Игра - их жизнь. Так вот, чтобы не нарушить их жизнь я строю свой обучающий процесс так чтобы ребенок этого не заметил.

Главный вид деятельности ребенка - игровая деятельность. Для этого необходимо много наглядного материала. Поэтому мною было изготовлено много дидактического материала : куклы для инсценирования и драматизации (на ложках и пальчиках, пособия для развития мелкой моторики рук, так как считается, что чем лучше тренируем пальчики тем лучше развивается речь, атрибуты для спектаклей и использую настольный театр. В изготовлении дидактического материала принимали участие дети. Они клеили карточки, приносили из дома коробочки, перчатки, рукавички, привлекали родителей к изготовлению игр. У нас в группе есть специальное место (подиум, где дети свободно могут разыгрывать сценки и устраивать концерты. Все игры и пособия лежат в доступных для детей местах.

В 2005 году была аттестация, которую я успешно прошла. Тем самым я подтвердила вторую квалификационную категорию.

Пришло время проходить очередную аттестацию.

Свою работу начинала с младшей группы. Начиналась она как кружковая работа с веселым названием «Говорушки». Дети маленькие, впитывают в себя все как губка. Потешки, песенки помогали во все организационные моменты. Например, с куклой Катей могли играть целый день. Каждый хотел ее уложить спать, покормить, полечить и т. д. Воображение ребенка четвертого года жизни развито слабо, но наличие способности подражанию, копированию помогают широко использовать воображаемые ситуации (имитация поведению животных, приготовлению еды и т. д.). Эти упражнения доставляют детям большую радость. У детей развивается интонационная выразительность, воображение. фантазия.

Справиться с грамматическими трудностями детям помогают такие упражнения : «Добавь слово», «Что это?», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Что не так?», «Много и один», «Мишка, сделай», игры - путешествия, игры- поручения, игры - предположения, игры - загадки, игры - беседы, «Чудесный мешочек»

Чтобы ребенок мог выразить свои мысли связной формой предлагаю ему понаблюдать, выделяя главное в предметах и явлениях, а затем задаю вопросы «Зачем,как,почему». Такие вопросы эффективное средство для активизации мыслительной деятельности. Хорош прием «договаривания» детьми и, конечно же рассматривания сюжетных картинок. Ориентируясь на наглядно представленную ситуацию ребенку легче охарактеризовать место действия, время, установить причинно-следственную связь.

Дети любят образовывать однокоренные слова. Эта игра доставляет им большую радость, так как дети занимаются слово-формотворчеством. Много времени уделяю синтаксической стороне речи. Для этого создаю специальные ситуации, в которых ребенок должен объяснить что то мне или детям (правила игры, или ошибку в рассказе, или что то доказать (признаки весны).

Грамматический строй речи большой раздел в программе и поэтому требует много времени для изучения. Как мы занимаемся? Это в первую очередь занятия, индивидуальная работа, самостоятельные, ранее разученные игры, настольно-печатные, совместные, дидактические игры, кружковая работа и наблюдения во время прогулок.

В своей работе стараюсь применять новые технологии. Используя алгоритмы, схемы, сочинение сказок на новый лад. Закрепляем результаты полученных знаний в театрализованной деятельности. Этому способствуют досуги, развлечения, викторины,праздники,КВН,вечера загадок и отгадок. Для того чтобы успешней решались задачи по развитию грамматического строя речи мною был составлен план мероприятий на учебный год (см. приложение № 1)

Вся моя работа неразрывно связана с родителями. Например, проводила открытое занятие для родителей «Окружающий мир и его изменения». Меняются времена года не зависимо от нас, но кое-что мы можем изменить, и дети начинают экспериментировать с красками. Смешивают два цвета, получают третий. Потом дети объясняют, как они получили этот цвет, что еще может быть такого цвета, к какому времени года подходят эти цвета.

Под музыку дети рисуют, лепят, передают в своих работах эмоции настроение. Рассказывают,что они представляют, слушая ту или иную музыку.

Так же были проведены совместные досуги и развлечения, совместные праздники, тематические встречи на тему «Знаете ли вы своих детей», Встречи за круглым столом, «Хорошо и плохо» - азбука нравственности.

Была проведена дискуссия на тему «Посеешь привычку- пожнешь характер». Для родителей показали музыкальные спектакли «Стрекоза и муравей»,

«Встреча на лесной полянке», «Сказка о глупом мышонке».

В родительский уголок была сделана папка- раскладка как можно и нужно играть с ребенком дома, какими принципами руководствуется при этом ребенок:

- Давай сядем рядом друг с другом

- Не торопи меня

- Помоги мне сосредоточиться

- Подари время нашего занятия мне одному

- Не нервничай если у меня не получается, не говори мне обидных слов.

Чтобы проверить, как я справилась с поставленными задачами- провела диагностику. Вот что у меня получилось:

ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

Кол-во детей Предлоги Образование

формы

множественного

числа Употребление существительных в именительном и родительном падежах Составление

предложений

29 13 15 10 14

ДИАГНОСТИКА ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ

Кол-во детей Предлоги Образование

формы

множестве иного числа Употребление существительных в именительном и родительном падежах Составление

предложений

29 20 21 19 20

ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА

Кол-во детей Предлоги Образование

формы

множестве иного числа Употребление существительных в именительном и родительном падежах Составление

предложений

29 24 23 22 24

По результатам этой диагностики, медико-педагогической комиссии наши дети овладели грамматическим строем речи. Дети стали раскрепощенней, коммуникабельней, свободней. Они имеют свою точку зрения и отстаивают ее, легче адаптируются в новых условиях. Отзывы учителей о подготовке наших детей к школе всегда хорошие, все они успешно оканчивают начальную школу.

Я считаю, что таких результатов я добилась благодаря тому, что у нас имеется много дидактического материала. Дети всегда задействованы. Они могут взять себе интересующую их игру сами. Когда я зову ребенка поиграть со мной он охотно соглашается. При этом выбираю такую игру для него, чтобы ребенок в это время научился или доучился в нее играть. Предлагаю детям, которые хорошо знают игру поиграть с теми, кто не усвоил ее, при этом наблюдаю, как идет ход игры. Надо сказать, что дети всегда эмоционально отзываются на призыв поиграть.

Особенно часто дети играют в игры, которые делали мы сообща. С радостью разыгрывают знакомые сказки, небольшие произведения, инсценируют потешки. С восторгом принимают игру когда в роли воспитателя выступает какой-то персонаж (Хрюша, Степашка,Петрушка). Дети радуются, когда быстро находят подходящее слово к данному мной слову и за это получают фишку. Одним словом дети позитивно реагируют на мои предложения поиграть, при этом они очень активны и эмоциональны.

Я в свою очередь активно посещала районные методобъединения. Сама давала открытые занятия по грамматическому строю речи с использованием дидактических игр и упражнений( «Космическое путешествие», «В гости к нам пришла лиса, вот какие чудеса». Была на семинарах-практикумах, участвовала в конкурсах по изготовлению дидактических игр и игрушек. Делилась опытом своей работы по теме «Привитие детям нравственнопатриотических чувств». Участвовала в общественной жизни своего сада.

Публикации по теме:

Игры для развития грамматического строя речи • Игра: «Один-много» Цель: закреплять правильное употребление существительных множественного числа в родительном падеже. Один шарф – много….

Картотека игр и игровых упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Главная цель в речевом развитии дошкольного возраста – научить ребёнка пользоваться родным языком до поступления в школу. Этой целью определены.

Картотека игр и упражнений по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у детей 5–7 лет Тема: «Детский сад» 1. Словарь: группа, участок, кухня, физкультурный зал, музыкальный зал, кабинет логопеда, кабинет медсестры, прачечная,.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по теме «Весна» в подготовительной группе. Конспект НОД по развитию речи «Лексико-грамматические игры по теме Весна» в подготовительной группе. воспитатель первой квалификационной.

Обследование грамматического строя речи ОПИСАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НАПРАВЛЕННОГО НА ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ. Адекватная.

Развитие лексико-грамматического строя речи детей старшей группы Тема: «День Победы!» Родителям рекомендуется: Закончить предложения: 9 Мая –___ Все поздравляют ветеранов с ___ В этот день ветеранам дарят.

Развитие лексико-грамматического строя речи детей старшей группы Лексическая тема: «Зима» Родителям рекомендуется: «Подбери признак» (уметь согласовывать прилагательные в роде и числе): Снег (какой).

Развитие лексико-грамматического строя речи детей старшей группы Лексическая тема: «Мебель.» Родителям рекомендуется: Пальчиковая гимнастика «НАША КВАРТИРА» В нашей комнате – стол – (на каждое название.

«Развитие лексико-грамматического строя речи детей». Рекомендации родителям Учебное пособие содержит материалы, обеспечивающие успешному формированию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

Самоанализ педагогической деятельности по теме «Художественное творчество как условие для всестороннего развития ребёнка» Самоанализ педагогической деятельности Евпловой Елены Леонидовны, воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самоанализ педагогической деятельности по теме Развитие грамматического строя речи средствами дидактических игр и упражнений
Опубликовано: 20 декабря 2016 в 15:03
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД