Лучший педагог года

Самоанализ по теме «Изучение традиций, культуры народа своего края»

надюшка галкина
Самоанализ по теме «Изучение традиций, культуры народа своего края»

Одной из значимых особенностей системы образования последнего десятилетия является вариативность работы дошкольных учреждений. Благодаря новым требованиям обновляется содержание образования и воспитания детей. Внедрение Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования, Комментарии к ФГОС ДО Минобрнауки России от 28 февраля 2014г., Конвенцию о правах ребенка, Программа «От рождения до школы» Васильевой и др. закрепляли за дошкольным учреждением право выбора программы из комплекса вариативных, рекомендованных государственными органами управления образованием, а также право разработки собственных (авторских) программ. Это означало пересмотр содержания образования, его обновление и изменение: инновационность педагогических технологий, оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей в разных ее видах. Наибольший интерес для меня представляет раздел «Социально –личностное развитие, который затрагивает тему традиционной народной культуры. Набрав группу новых детей, и проведя анкетирование родителей, я поняла, что данное направление вызвало явный интерес и поддержку в углубленном изучении.

Публикация «Самоанализ по теме „Изучение традиций, культуры народа своего края“» размещена в разделах

В настоящее время, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о культуре разных народов, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции. Кроме того, давно забыты и не употребляются в речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. Именно сейчас, в век стремительного научно – технического прогресса, народная педагогика, традиционная культура народов России должны стать для подрастающего поколения тем стержнем, который может спасти не только наших детей, но и будущее России от многих бед.

Наше дошкольное учреждение посещают дети с разной национальной культурой, поэтому в практической деятельности стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники не были «Иванами», не помнящими родства, не утратили духовную связь с родным краем, с его культурой, судьбой и могли найти свое место и осознать себя личностью.

Свою работу я начала с составления перспективного плана на каждую возрастную группу, затем разработала серию конспектов занятий, диагностические задания, папки с консультациями для педагогов и родителей. Одним из важных условий реализации системы моей работы в ДОУ является правильная организация развиваю-щей предметной среды. Для работы по данной теме была изучена научно –краеведческая литература, подобран наглядно-демонстрационный материал, в группе организован мини-центр по краеведению, оборудование которого усложнялось соответственно возрасту воспитанников. По серии конспектов проведены пробные занятия, позволяющие отследить их развивающий эффект.

Если в младшей и средней группах работа строилась, в основном, на изучении народного фольклора, игр, элементарного народно-прикладного творчества, семейных традиций, праздников, изучении природы родного края, народных примет,то работа с детьми старшего дошкольного возраста должна строиться с учетом интенсивного развития мышления и других интеллектуальных процессов, существенного изменения ориентации на социальные отношения в мире взрослых.

Особое внимание на начальном этапе работы с детьми старшего дошкольного возраста уделяю таким темам, как «Семья». Это формирование интереса к своей родословной : рисование членов своей семьи, рассказы детей о них, беседы «Что такое родословное дерево», «Мои мама, папа», «Отдыхаем всей семьей», «Мои бабушка, дедушка, какие они»; встречи с близкими людьми, когда кто-то из родственников неожиданно приходит на занятие, дети рассказывают о своей жизни в д/саду, а гость рассказывает о своих увлечениях, о себе, показывает фотографии; игры «Найди сходства/различия», «Угадай, чей я ребенок», «Найди пару»; рассматривание семейных альбомов, создание альбомов «Наши братья и сестры», «О мамах разных и очень важных». Наряду с темой «Семья», продолжается работа по теме «Детский сад».

Постепенно расширяются представления детей о родной стране, государственных и народных праздниках, продолжает формироваться интерес к своей «малой Родине»,культуре и традициям родного края, знакомятся с флагом, гербом, мелодией гимна России, а также своего родного Борисоглебска.

Мной определены следующие приоритеты в работе с детьми:

- формирование чувства причастности к истории родного края через знакомство с праздниками и традициями;

- накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров Воронежского края, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития;

- развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов Воронежской губернии ;

- развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с другом через знакомство со старинными народными играми;

- совершенствовать познавательно- конструктивные способности по-средством ознакомления с народной и современной архитектурой Борисоглебска и Воронежа;

- формировать чувство гордости, знакомя детей с творчеством талантливых художников, писателей, поэтов Воронежского края, с народной музыкой и хореографией.

В перспективе отражено знакомство со сказками выдающихся воронежских сказительниц А. К. Барышниковой и А. Н. Корольковой, чтение и рассказывание сказок, легенд, поверий знаменитого собирателя А. Н. Афанасьева;

рассказ воспитателя и обыгрывание обрядов и традиций Календарных праздников: Святки, Рождество, Крещение, Масленица, Праздник Георгия Победоносца, Троица, Ильин день и др. ;

знакомство с резьбой по дереву, плетение из лозы, соломки; ткачество, вышивка, вязание, оформление выставок: «Воронежский сувенир», «Золотая лоза», «Вышитая картина»;

изучение творчества и знакомство с произведениями И. А. Бунина, С. Я. Маршака, М. Я. Ильина («Рассказы о вещах», художников И. Н. Крамского, А. П. Рябушкина, А. В. Куприна, поэтов И. С. Никитина, А. В. Кольцова;

слушание песен в исполнении хора М. Е. Пятницкого, Воронежского государственного академического русского народного хора, просмотр выступления ансамбля песни и танца «Воронежские девчата», борисоглебских ансамблей, заучивание с детьми календарно-обрядовых песен, частушек, закличек, считалок;

изучение архитектуры родного города, знакомство с названиями улиц города – современными и историческими.

При проведении работы особые трудности испытываю в связи с недостатком наглядности, но это компенсируется экскурсионными поездками по городу, в краеведческий музей, посещением Картинной галереи

Публикации по теме:

«Вышивание орнаментов Уральского региона как способ творческого осмысления культурного наследия своего народа» В культуре любого народа есть черты, определяющие ее своеобразие, являющиеся как бы «паспортом» культуры, ее исторического пути, межкультурных.

Семейные ценности — возрождение традиций и духовной культуры в семье Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как.

Формирование у детей 5–6 лет представлений о культуре народов Нижегородского края через изучение фольклора План по саморазвитию "Формирование у детей 5-6 лет представлений о культуре народов Нижегородского края через изучение народного фольклора".

Фотоотчет «Духовно-нравственное развитие детей через приобщение к истории Красноярского края на основе традиций казачества»Фотоотчет «Духовно-нравственное развитие детей через приобщение к истории Красноярского края на основе традиций казачества» Наша группа принимала участие в реализации проекта «Духовно-нравственное развитие детей через приобщение к истории Красноярского края.

Конспект НОД по формированию представлений о матрешке, как предмете истории, культуры своего народа в средней группе №2 Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию представлений о матрешке, как предмете истории, культуры своего народа.

Организации воспитания дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края Организации воспитания дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно – исторических традиций Донского края (система деятельности.

План саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группаПлан саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группа Зуева Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 41 Нижегородская область, г. о. г. Шахунья. Проблема нравственно-патриотического воспитания.

Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА. Хорошавина Ольга Владимировна МАДОУ Детский сад № 10 «Огонёк»г. Бирска Современное.

Экологический смотр-конкурс как эффективный метод сохранения традиций православной русской культуры (фотоотчёт)Экологический смотр-конкурс как эффективный метод сохранения традиций православной русской культуры (фотоотчёт) Продуктивная деятельность играет большую роль в развитии ребенка-дошкольника, так как необходимость создания продукта теснейшим образом.

Значение традиций народной культуры в воспитании детейЗначение традиций народной культуры в воспитании детей О значении традиций народной культуры в воспитании детей «МАСЛЕНИЦА» Возвращение к истокам традиционной народной культуры воспитывает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самоанализ по теме «Изучение традиций, культуры народа своего края»
Опубликовано: 12 октября 2016 в 12:17
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД