МААМ-картинки

Самоанализ «Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности»

Лариса Ефимкина
Самоанализ «Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности»

Современный этап развития общества характеризуется принципиально новыми приоритетами в образовательной сфере. Изменилась и деятельность дошкольных образовательных учреждений: функционирование в режиме развития, внедрение инноваций, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей и особенностей. А так как в своей работе я всегда стараюсь ориентироваться на детей, на личность каждого из них, то возникла необходимость поиске новых форм сотрудничества, сотворчества педагога и детей, взрослого и ребенка.

Публикация «Самоанализ „Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности“» размещена в разделах

И такое уникальное, на мой взгляд, средство нашлось – это технология проектирования и экспериментирования. Чем больше изучала литературу по этой теме, тем больше убеждалась, что проектирование и экспериментирование – это методы, которые позволят процесс познания детьми окружающего мира сделать не скучным, гармонично вписать его в образовательный процесс ДОУ. Ещё метод проектов позволяет мне, как воспитателю, сконцентрировать материал по определенной теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, а также, что немаловажно, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями.

Проектно- исследовательская деятельность даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка. Проектно- исследовательская деятельность делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, помогает самостоятельно осваивать окружающую действительность. Участвуя в проектах и экспериментируя, ребенок развивается, учится находить выход из трудной ситуации и становится увереннее в своих силах.

Для меня эта тема стала актуальной, так как я считаю, что благодаря методу проектов, детей можно научить, самостоятельно мыслить, планировать, обсуждать, находить и решать проблемы, развивать познавательный интерес, можно научить конструировать свои знания, используя разные области, и более свободно ориентироваться в информационном пространстве.

Поэтому основным направлением моей работы стало «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе проектно- исследовательской деятельности".

Работая над проектами, я поставила перед собой цель: способствовать формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Для достижения данной цели мною были определены следующие задачи:

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной активности средствами исследовательской деятельности.

Формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к природе, к себе и к людям как к части природы; в сочетании с региональным компонентом.

Расширение и углубление представлений детей о природе.

Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности.

Обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой.

Укрепление познавательного интереса, любви к природе, а также эстетических чувств.

Данные задачи я старалась решить, применяя такие методы экологического образования как :

Наглядные (наблюдения, экскурсии, просмотр мультфильмов и презентаций, рассматривание иллюстрации) ;

Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора) ;

Практические (экологические игры, труд детей в природе, экспериментирование) .

С моей точки зрения, в экологическом воспитании детям необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, экспериментировать, делать опыты, ухаживать за растениями. Для достижения этого в групповой комнате создан уголок природы и уголок экспериментирования позволяющие поддерживать естественный микроклимат, воспитывать любовь к природе, ответственность, где дети знакомятся с правилами ухода за растениями, приобретают соответствующие умения. В уголке природы имеются картотека дидактических, словесных, настольных, подвижных игр по экологическому воспитанию; картотеки пословиц, поговорок, народных примет на экологическую тему; собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний. По сезонам мною оформляется - календарь природы, календарь погоды. Так же имеется не большой центр экспериментирования, здесь находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься. (Критерий 3.5)

Прежде чем начать работу с детьми над проектом, я стараюсь глубоко изучить тематику проекта, поддержать детскую инициативу, любознательность и интерес к проблеме, стараюсь заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, опираясь на интересы детей, их личный опыт. Для этого я стремлюсь создать в группе комфортную обстановку каждому ребенку для разностороннего творческого развития, для свободного выбора вида деятельности. Я тактично рассматриваю предложенные детьми варианты решения проблемы, ведь ребенок не должен бояться высказываться, он имеет право на ошибку. В ходе работы над проектом я создаю атмосферу сотворчества с ребенком, используя при этом индивидуальный подход. В результате проектной деятельности между мной и детьми устанавливаются гуманные отношения, осуществляется механизм партнерства и сотрудничества между детьми, воспитателями, родителями. Конфликты решаются не с позиций силы, а с позиций разума, убеждения.

Особый интерес представляет интеграция всех видов совместной деятельности педагога и детей. Таким образом, проект, начатый на НОД, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину. Проектирование ориентировано на совместную деятельность всех участников образовательного процесса.

Свою проектную деятельность я начинала с краткосрочных проектов. Ставила перед детьми несложные задачи. Учила детей наблюдать, мыслить, находить и решать проблемы. Реализацию проектов осуществляла через разные виды детской деятельности : творческую, экспериментальную, продуктивную. Участие в творческой деятельности решает многие воспитательные и образовательные задачи, а также развивает интегративные качества. Они помогают детям решать интеллектуальные и личные задачи.

Проекты усложняются по содержанию, задачам и способам их реализации в соответствии с возрастом детей.

Тематика и содержание проектов, реализованных мною разнообразна. Например, «Красная книга Кабардино-Балкарии». В течение дня дети совершали путешествие на воздушном шаре по нашей республике, слушали стихи, рассматривали иллюстрации редких растений и животных нашей Республики. С детьми в ходе проекта создали макет горы Эльбрус, изготавливали цветы крокусы и подснежники. С привлечением ИКТ рассматривали природу нашей малой Родины. Дети познакомились с энциклопедией, рисовали березу занесенную в Красную книгу - Радде и ушастого ежа. (папка с проектами №4).

Проект "Волшебница соль" так же доставил детям много эмоций, дети приобрели знания о свойствах соль, путем экспериментальной деятельности. Были задействованы и родители в реализацию проекта. Дома с детьми они рисовали солью и делали радугу из соли. (папка с проектами №2)

Дети являются активными участниками проектов. Они с удовольствием отгадывают загадки и сами сочиняют их, оформляют альбомы. Им интересно наблюдать за объектами природы, узнавать что - то новое. Для того чтобы проекты проходили интересно и продуктивно создаю условия для познавательной активности детей: задаю им вопросы, фиксирую ответы детей, вношу материалы, способствующие диалогу и вместе с детьми ищу ответы на поставленные вопросы.

Для осуществления детских замыслов провожу игры, наблюдения, рассматриваю с детьми иллюстрации в книгах, энциклопедиях, читаю художественную и познавательную литературу, вношу в группу соответствующие предметы и материалы для организации продуктивных видов деятельности, экспериментов, опытов, организовываю игровую деятельность, задаю домашние задания родителям и детям.

Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

Считаю, что использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:

-Я имею возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем.

-Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания.

-Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

Родители и другие члены семей моих воспитанников активно включаются в работу по предложенным проектам, выполняют творческие работы (поделки, рисунки, альбомы, поиск материала, информации). Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

В процессе работы мною было реализованы следующие экологические проекты : «Красная книга КБР", «Одуванчик», «Мир птиц», «Домашние животные», «Обитатели леса», "Свойства воды", "Волшебница соль", "Вредна ли Кока-Кола" и др.

Одним из наиболее понравившихся детям проектов был проект

«Волшебница соль».

Детям очень понравился данный проект, на мой взгляд, потому, что в ходе реализации проекта, мною были продемонстрированы детям мультфильмы о происхождении соли, проводились подвижные, коммуникативные игры на данную тематику, родители приняли участие в выставке поделок «Мир соли» этими работами была обновлена окружающая среда в групповой комнате. Дети в ходе реализации проекта узнали о пользе и вреде соли, выращивали кристаллы, проводили опыты с солью, познакомились с пословицами и сказкой о соли.

"Радуга из соли"

Выполнила: Кумахова Адиюх

Ромашковое поле из соленого теста

Выполнила: Нагацуева Заира

Рисование солью

Выполнил: Агноков Нур Мухаммад

Очень удачным оказался реализованный мною с детьми проект «Будь другом природы» (Приложение в папке с проектами№3, потому, что в ходе работы по проекту проводилось множество экспериментов и опытов, связанных со свойствами воды, воздуха и земли. Занимательные опыты, эксперименты вызывают у детей интерес к объектам живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют их активность в процессе познания окружающего мира. Я поставила перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей, вовлекла дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской цели», наметила план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.

Мои воспитанники научились самостоятельно определять : о чем будут говорить, что исследовать, как лучше это сделать, где найти информацию. Имея опыт разнообразной совместной деятельности, умея согласовывать свои действия, оказывать друг другу помощь и обращаться за ней к взрослым, дети самостоятельно выбирали способы работы над проектом и искали возможность организовать ее, а также сами старались привлечь своих родителей в решение проблем. Мне приходилось только быть для них помощником в создании условий для самостоятельной творческой деятельности, поддерживать детскую инициативу и активность. Наше партнерское взаимодействие носило личностно-ориентированный характер. Самым удивительным открытием для меня было то, что при правильном подходе к созданию условий для осуществления детских замыслов, каждый ребенок находил в рамках проекта деятельность, представляющую для него интерес, у каждого была масса идей и предложений. Дети с удовольствием рассказывали о своих работах, делали выводы, испытывали чувство гордости за достижения. Считаю, что шагая в ногу со временем, предлагая детям современные и нетрадиционные формы и методы работы, можно смело говорить об актуальности и эффективности проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников. Дети с огромным удовольствием черпали знания через просмотр презентаций, чтение рассказов, сказок по теме, решали проблемные ситуации, проигрывали их, проявляли себя в составлении творческих рассказов, драматизации любимых произведений, составлении коллажей, изготовлении творческих работ, оформлении собственных исследований в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Такие качества благоприятно отражаются на успешном обучении детей в школе, что и подтвердилось на практике. Мои выпускники, закончившие в 2013, 2014 году обучение в 1 классе, показали хорошие результаты детей многие учебный год закончили на «хорошо» и «отлично». Они активны, любознательны, инициативны. Все дети посещают разные кружки различной направленности, секции, дом детского творчества, детскую школу искусств, музыкальную школу. Я стараюсь и в школе поддерживать с ними отношения.

Я стараюсь работать в тесном сотрудничестве с родителями, отношения с которыми строю по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Важно заинтересовать родителей в совместной работе. Именно такая работа родителей и воспитателя направлена на развитие личности ребенка, способствует наилучшему результату для достижения поставленных задач. С родителями провожу родительские собрания, анкетирования, совместные праздники (Итоговый НОД "Будь другом Земли!" "досуг с показом мод "День Земли") (Приложение №, привлекаю их к активному участию в жизни группы и детского сада. Мною проведены консультации: «Экологическое воспитание детей в семье»," Экспериментирование дома", "Природа в познавательном и эстетическом развитии детей", "Сбережем родную природу", «Воспитание любви к природе», «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста», «Первая помощь при укусах насекомых” и др. Предлагаю вниманию родителей различные памятки на экологическую тематику. Родители активно вовлечены в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Дети моей группы принимают активное участие в конкурсах, которые помогают выработать у детей стремление к активному творческому самовыражению, к овладению навыками общения и расширению детского кругозора, развитию артистических способностей. В 2016 году в нашем детском саду прошел конкурс "Умники и умницы",где дети моей группы заняли 1-е место, а осенью 2015 года дети моей группы участвовали в интеллектуальном Всероссийском конкурсе "Вопросита", где заняли призовые места, это горит о том, что мною совместно с родителями ребенка была проведена большая работа (Критерий №) .

Мой девиз: Делать добрые дела, открывать, что то новое для себя, быть полезным и нужным!

Моими жизненными принципами являются: «Каждый день узнавать что-то новое», «Возражаешь – предлагай, предлагаешь – делай!», «Кто спит, и ленится, тот ничего не добьется».

Эффективность моей работы зависит от того насколько я забочусь о личностно-профессиональном росте. Всегда готова воспринимать новое. Для этого знакомлюсь с новинками научно-методической литературы, внедряю новые инновационные технологии и не останавливаюсь на достигнутом. Стремлюсь самообразовываться, повышаю своё педагогическое мастерство, являюсь руководителем МО воспитателей нашего детского сада, участвую в семинарах, педсоветах, открытых занятиях, конкурсах, постоянно делюсь своим опытом работы по данной теме со своими коллегами (Критерий №)

В 2012 году участвовала в районном конкурсе "Воспитатель года", где заняла 2-е место. Участвуя в конкурсе я предоставила вниманию жюри конспект непосредственно- образовательной деятельности «Путешествие лесовичка» с использованием ИКТ и разных здоровьесберегающих технологий. (Критерий №)

В 2013 году я была награждена Почетной грамотой Местной Администрации г. п. Нарткалы. (Приложение№)

В 2016 году принимала участие в конкуре на Международном портале Maam.ru, лучший конспект НОД, имею сертификат участника (Приложение№)

Использование компьютерных средств активно входит в педагогический процесс ДОУ, у нашего детского сада есть сайт, где я часто размещаю материалы из жизни нашей группы. (Приложение№)

Так же я разместила свое электронное портфолио на международном образовательном портале www. maam.ru, у меня на этом портале есть свой сайт, где я активно работаю (Приложение№).

На этом портале являюсь участником разных конкурсов, и не только в направлении экологического воспитания дошкольников. (Приложение№)

Интернет изменил мою трудовую деятельность. Учебно - воспитательный процесс стал более успешным и эффективным. Информационные технологии прочно вошли в воспитательно - образовательный процесс моей работы. Это помогает мне при подготовке образовательной деятельности с детьми, в подборе дидактического материала, презентаций, а также в оформлении документации.

Для определения уровня сформированности экологической культуры я использую диагностические и материалы (Приложение№)

По результатам диагностики детей можно сделать следующий вывод: внедрение проектно- исследовательской деятельности в воспитательно-образовательный процесс повышает уровень знаний экологических представлений детей дошкольного возраста.

Работая в этом направлении, используя различную литературу, мною были приобретены подготовлены методическая литература:

"Познавательно- исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе - авторы составители: С. В, Машкова, Г. Н. Суздалева,

"Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ (конспекты занятий)- составитель Н. В. Нищева,

"Проектная деятельность в детском саду", автор- составитель Гулидова,

"Экологические проекты в детском саду"- О. М. Масленникова и А. А. Филипенко,

Марина Султанова: опыты с водой,воздухом, природным материалом,

Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности под редакцией С. Д. Ермолаева. рекомендации

Для педагогов и родителей по формированию экологических знаний у детей 6-7 лет подготовила консультации:

"Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников",

"Развитие наблюдательности у детей в процессе экологического воспитания посредством проектно-исследовательской деятельности, "

Исследовательский проект как путь формирования экологической культуры в ДОУ",

"Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста".

В 2016 году выступала на семинаре перед педагогами нашего детского сада с докладом на тему: "Проектный метод как средство повышения познавательной активности" (Критерий №)

В октябре 2015г в рамках районного семинара провела открытый НОД по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебник воздух" (Приложение№)

В 2015 году посетила 2 Всероссийских вебинара Издательства "Учитель" - Материалы полученные от участия в вебинаре очень помогают в работе. (Приложение№)"

ФГОС ДО: организация детской экспериментально -исследовательской деятельности - объемом 2 часа,

"Развитие детей дошкольного возраста в познавательно- исследовательской деятельности- объемом 2 часа.

Имею Свидетельство о двух опубликованных и разработанных мной конспектов НОД "Путешествие Незнайки по Кабардино- Балкарии" и "День Земли"

Участвовала в блиц -олимпиаде на портале "Умната" по ФГОС ДО дошкольного образования, где заняла II место (Приложение№)

Результатом своей работы считаю положительное влияние проектно- исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников : у детей появился интерес к миру природы, дети научились замечать, любоваться объектами природы, сформировались познавательные и коммуникативные способности, развились творческие способности, развились положительные нравственные качества, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе, повысилась активность, ответственность, самостоятельность, любознательность.

Дети научились: задавать и отвечать на вопросы, анализировать различные ситуации; отстаивать свое мнение; сочувствовать, переживать, радоваться за себя и других, стали более внимательными, доброжелательными. Научились оценивать свои работы, работы сверстников. По диагностике, проводимой два раза в год, количество детей с высоким и средним уровнем значительно увеличилось, низкий уровень сведен к минимуму.

Мне, как педагогу, проектно- исследовательская деятельность помогла более творчески подойти к организации образовательного процесса, она способствует моему саморазвитию, повышает профессиональную компетентность, делает образовательный процесс инновационным, открытым для активного участия в нём родителей и воспитанников. И в дальнейшем я планирую продолжать работу в данном направлении, потому что есть еще над чем работать, хочется разнообразить деятельность маленьких исследователей, а самой еще больше приобретать педагогическое мастерство и я к этому буду стремиться с каждым годом.

«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность»

Л. С. Выготский

Каждый ребенок по – своему неповторим. В нем живет и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неугомонный экспериментатор. Он открыт для красоты, добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость. И моя задача – сохранить и развить его индивидуальность, любознательность и творческие способности.

Подводя итог своей педагогической деятельности, могу с уверенностью сказать, что благодаря использованию метода проектов и исследовательской деятельности детей, у них повысился уровень познавательного интереса. Кроме того, родители стали активными участниками образовательного процесса. Проектная деятельность помогла приобрести умение работать в команде, достигать поставленной цели путем выработки своего плана действий. Технология проектов позволила изменить стиль работы с детьми, построить совершенно новые взаимоотношения с родителями воспитанников.

Анализируя результаты своей педагогической деятельности пришла к выводу, что метод проектов качественно влияет на повышение профессионального личностного потенциала, реализацию индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса, а главное, оказывает положительное влияние на развитие ребенка.

Список литературы

Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. - М. : Издательство «Гном и Д», 2001.

5. Скоролупова О. А. Вода. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. - М. : ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003.

7. Николаева С. Как приобщить ребенка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М., 1993

8. Алексеева Е. Экология – здоровье. Дошкольное воспитание, 2007, №7

10. Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В, Щербакова И. А. Как научить любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей – М. : АРКТИ, 2003.

14. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2009.

15. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. – М. : Мозаика – Синтез, 2007.

Публикации по теме:

Роль сказки и театральной деятельности в воспитании экологической культуры у детей дошкольного возраста «Если хотите научить ребенка мыслить и чувствовать, ведите его в природу». К. Д. Ушинский Удивительный мир природы. Он встречает ребенка.

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста Доклад “Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста” Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделится с вами.

Формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Cенсорный - чувствующей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:.

Конспект открытого занятия по воспитанию экологической культуры у детей средней группы «Чудо - камушки.» Цель. Знакомство детей со свойствами камней. Задачи. Закрепление способов действий при экспериментировании, закрепление.

Консультация для воспитателей «Игра как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста» Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. По общему признанию ученых (философов, экологов, педагогов).

Опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный.

Проект «Роль экологических акций в формировании у детей дошкольного возраста экологической культуры» Актуальность определяется: Возросшими требованиями государства и общества к уровню экологической культуры подрастающего поколения в связи.

Развитие у детей интеллекта, связанного с прогнозированием последствий действий, через формирование экологической культуры.Развитие у детей интеллекта, связанного с прогнозированием последствий действий, через формирование экологической культуры. Современный город следует рассматривать как экосистему, в которой созданы наиболее благоприятные условия для жизни ребёнка. Поэтому, одним.

Развитие экологической культуры, интересов, любознательности, познавательной мотивации детей дошкольного возраста на прогулке Мельникова Ирина Алексеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ НГО «Детский сад общеразвивающего вида №11 «Рябинушка».

Воспитание экологической культуры детей младшего дошкольного возраста по ФГОС Сообщение на тему: «Воспитание экологической культуры детей младшего дошкольного возраста по ФГОС» СП ДОдетский сад «Полюшко» МБОУ СОШ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самоанализ «Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности»
Опубликовано: 15 апреля 2016 в 23:20
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД