Анна Дорошенко
Самоанализ профессиональной деятельности учителя — дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ профессиональной деятельности учителя — дефектолога
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района
«Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
633623, р. п. Сузун, Партизанская, 213.
Тел. (838346) 2-14-17, 2-25-77, факс (838346) 2-25-77
Электронный адрес: shkola_vsp@sibmail.ru
mmol2010@ngs.ru
Самоанализ
профессиональной деятельности
учителя – дефектолога
Публикация «Самоанализ профессиональной деятельности учителя — дефектолога» размещена в разделах
Выполнила: учитель – дефектолог
МКОУ «Сузунская ОШ – И»
Дорошенко Анна Александровна
Сузун
2016
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно
любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В. Ю. Ключевский
«Все профессии хороши – выбирай на вкус». Под таким призывом всегда неизменно вставал вопрос о выборе будущей профессии, пожалуй, перед каждым выпускником школы. Профессия – учитель, таков был мой выбор. Это сложная и ответственная профессия, не для равнодушных людей, так как требует много душевных и эмоциональных затрат. Быть учителем – это значит постоянно задавать себе вопросы и искать на них ответы каждый день. Быть учителем для меня – это значит, достучаться до каждого ученика, думать над тем, что значит учение для конкретного ребенка, и что я могу дать этому ученику. Быть учителем – это быть с детьми такой, какая я есть, но в душе остающейся немного ребенком: часто чего-то не знающим, колеблющимся, ошибающимся, ищущим. Учить и учиться все время, решать, создавать, творить вместе с детьми. Ведь учитель учит до тех пор, пока сам учится. Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но любовь и доверие детей невозможно завоевать, вооружившись только современными методиками. Профессия учителя – это и труд, и призвание.
В настоящее время работаю в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» в должности учитель – дефектолог. В нашей школе обучаются дети с умственной отсталостью разной степени тяжести и обучающиеся с ЗПР.
Темой моего самообразования является адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.
Цель моей работы - своевременное выявление и оказание помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, имеющим трудности в усвоении программного материала.
Задачи:
1. Выявление обучающихся, испытывающих трудности в овладении школьной программой в условиях коррекционного обучения.
2. Динамическое изучение уровня умственного развития обучающихся и результатов коррекционного воздействия.
3. Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность обучающихся.
4. Консультация педагогов, родителей по проблемам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, выбору оптимальных форм, методов, приёмов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся.
Основными направлениями моей деятельности, как учителя-дефектолога являются :
- диагностическое направление: выявление уровня актуального развития и зоны ближайшего развития обучающихся с ОВЗ с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за развитием обучающихся; распределение обучающихся на группы по ведущему дефекту; определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на каждого обучающегося;
- коррекционное направление: преодоление и компенсация отклонений в развитии, преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно - образовательного процесса;
- аналитическое направление: сравнение и обработка результатов успешности усвоения программ коррекционных занятий, с учётом анализа результатов;
- консультативно - просветительское и профилактическое направление : оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно - образовательный процесс;
- организационно - методическое направление: участие в подготовке и проведении ШПМПк, методических объединений, семинаров, педагогических советов, научных конференций, оформление документации учителя-дефектолога.
В своей коррекционно - педагогической деятельности, как учитель-дефектолог руководствуюсь следующими принципами:
- развивающего обучения, направленного на развитие личности обучающегося, его потенциальных физических и умственных возможностей в специально созданных педагогических условиях;
- воспитывающего обучения, способствующего развитию в ребёнке с ОВЗ необходимых моральных и волевых качеств, с целью формирования его характера;
- систематичности и системности в обучении, предполагающем концентрический принцип изучения материала;
- доступности, позволяющий раскрыть содержание материала на доступном для ребенка с ОВЗ уровне;
- дифференцированного подхода, позволяющий осуществлять обучение детей по подгруппам в зависимости от их потенциальных возможностей;
- деятельностного подхода, определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учётом ведущей для каждого возрастного периода деятельности;
- индивидуализации обучения, позволяющий осуществлять индивидуальный подход в обучении каждого ребёнка в зависимости от его психофизических характеристик.
По роду своей деятельности я работаю с обучающимися начальных классов, имеющих умеренную и тяжёлую степень умственной отсталости, сочетанную с различными физическими и психическими нарушениями.
У данной категории детей статические и локомоторные функции развиваются со значительной задержкой и недостаточно диф-ференцируются, нарушена координация, точность и темп движений. У одних двигательное недоразвитие проявляется однообразием движений, замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. У других повышенная подвижность сочетается с нецеленаправленностью, беспорядочностью, некоординированностью движений. Грубые дефекты моторного недоразвития оказывают влияние на формирование навыков самообслуживания, требующих тонких движений пальцев. У всех нарушено внимание. Крайне слабое активное внимание препятствует достижению поставленной цели.
Сенсорная сфера (ощущения, восприятия, как правило, значительно нарушена. Отстает развитие зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов. Имеются грубые аномалии зрения и слуха. Однако и при их сохранности многие не умеют ими пользоваться для более полной ориентировки в происходящем. Плохо перерабатываются даже получаемые сведения, поступающие в большем количестве. Коррекция формирующихся способностей сенсорной сферы позволяет улучшить абилитацию этих детей.
У данной категории детей запас сведений и представлений весьма ограничен. Они с трудом оперируют имеющимися представлениями. Мышление у них конкретное, непоследовательное, тугоподвижное. Страдает развитие даже наглядного мышления.
У этих обучающихся медленно, запаздывая на 3—5 лет, развиваются понимание и использование речи. Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в быту слов и выражений.
Память развита недостаточно. Ее объем мал. С трудом освоенные знания обычно применяются механически, как заученные штампы. Наиболее типичные особенности личности таких субъектов — отсутствие инициативы, самостоятельности, косность психики, склонность к подражанию другим, сочетание внушаемости с негативизмом, неустойчивость в деятельности, сочетающаяся с инертностью и тугоподвижностью.
Планирование коррекционно - педагогической деятельности и ее содержательная направленность определяется, прежде всего, психолого-педагогическими особенностями данной категории обучающихся, структурой дефекта, степенью его выраженности, возрастом обучающихся.
Для работы с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения мною разработаны программы: «Особый ребёнок» 1 – 4 класс (ФГОС О УО (ИН, «Особый ребёнок» 1 (дополнительный) класс (ФГОС О УО (ИН, «Мы познаём мир» для работы с обучающимися, имеющими умеренную степень умственной отсталости первого (дополнительного) – девятого года обучения (https://s_intern.suz.edu54.ru/p56aa1.html). Данные программы были составлены на основе: «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой, программы «Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью» авторского коллектива Л. Б. Баряевой, О. П. Гаврилушкиной, А. П. Зарина, Н. Д. Соколовой. Кроме того, мною используются практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии Н. В. Верещагиной «Особый ребенок в детском саду», методические пособия Т. П. Медведевой, И. А. Панфиловой, Е. В. Поле «Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия», О. А. Чистовой, «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» Е. А. Стребелевой др.
В процессе реализации коррекционно – развивающих программ, в своей практической деятельности использую разнообразные технологии:
технология коррекции сенсорного, сенсомоторного и психомоторного процессов;
технология коррекции познавательных процессов и высших психических функций;
здоровьесберегающие технологии;
образовательные технологии;
технология диагностического обследования детей с интеллектуальными нарушениями;
технология анализа развития ребёнка;
игровые технологии;
ИКТ технологии;
технология формирования лексико – грамматического строя речи;
цифровые образовательные ресурсы.
Применение вышеперечисленных технологий способствует укреплению здоровья, максимально возможной коррекции интеллектуальной недостаточности и оказывает положительное влияние на различные стороны психического и соматического развития обучающихся.
Имеется отдельный кабинет для работы учителя – дефектолога (Приложение 1). Кабинет представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы. Он состоит из одного помещения, разделенного на определенные зоны. Оформление кабинета создаёт для обучающихся атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, оснащен пособиями, играми, тренажерами. Родители имеют свободный доступ к кабинету.
Материально-техническая и методическая база кабинета отвечает основным задачам, которые решаю в процессе своей профессиональной деятельности. Кабинет соответствует критериям, по которым происходит организация рабочего пространства:
• научность – обеспечение методической базы, соблюдение квалификационных и методических требований;
• здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа;
• соответствие возрасту ребенка - обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям обучающихся;
• реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния.
Созданы рабочие зоны:
по отношению к детям (в соответствии с видами работ с обучающихся)
- учебная зона;
- двигательная зона;
- игровая зона;
По отношению к деятельности специалиста (в соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога)
- диагностическая зона;
- коррекционно-развивающая зона;
- консультативная зона;
- методическая зона (пособия, программы, монографии и документация специалиста).
Структура дефектологических занятий интересна и разнообразна. Набор развивающих игр настолько велик, что дети, с большим интересом занимаясь, не замечают, что чему-то целенаправленно учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха и др. (Приложение 2). На занятиях дети рисуют, лепят, на ощупь угадывают предметы и определяют материалы, работают с крупами (Приложение3).
Используя разнообразные формы проведения занятий (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, целевые экскурсии и прогулки, опираюсь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и детской гигиены, обеспечиваю охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса (провожу разнообразные, в том числе и музыкальные, физкультминутки, дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику и т. д.)
В процессе работы добиваюсь эффективной положительной мотивации обучающихся к исправлению дефектов развития. В этом мне помогают:
опора на положительное;
создание благоприятной психологической атмосферы;
знание психосоматических особенностей обучающихся;
разнообразное построение образовательной деятельности, максимальное включение анализаторов, использование различной наглядности, мультимедийных презентаций;
применение различных методов оценивания.
Результативность моей работы, как учителя-дефектолога, определяется успешностью усвоения, сроками прохождения программного материала, положительной динамикой в развитии личности обучающегося в целом (Приложение 4). За период моей работы можно выделить обучающихся, образовательный уровень которых (труд, продуктивные виды деятельности, коммуникация, социализация, сенсорное развитие, развитие мыслительных процессов, ФЭМП, ознакомление с окружающим и социальное развитие, игра) повысился:
от низкого уровня до среднего: Кирилл П., Андрей П., Дмитрий Р., Эдуард Г. ;
от низкого уровня до уровня ниже среднего: Ирина Г., Вероника А. ;
от уровня ниже среднего до уровня выше среднего: Валентина Н., Светлана Д., Кирилл М., Софья А. ;
уровень остался прежним: Анна Т., Егор Н., Владимир Е., Алина С.
Одним из важнейших направлений в коррекционно – педагогической деятельности учителя – дефектолога является работа с родителями, как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации обучающегося, имеющего интеллектуальные нарушения. Для того чтобы работа с родителями осуществлялась конструктивно, привлекаю их к активному участию в педагогическом процессе. Моя задача, как учителя - дефектолога – ориентировать родителей на социальное благополучие своих детей, которое предусматривает раскрытие и развитие возможностей ребенка, обеспечение помощи ребенку в социальной адаптации, формирование социальных и учебных компетенций.
Система работы с родителями включает в себя:
- информационно – аналитическую часть: сбор сведений (анкетирование, опросы) о родителях, уровне образования, наличие или отсутствие специальных знаний, отношение в семье к детям с ОВЗ, потребность родителей в психолого – педагогической информации и помощи;
- познавательную часть: совместная работа с родителями (домашние задания, открытые занятия, родительские собрания, консультации, посещение родителями индивидуальных занятий);
-наглядно – информационную часть: ознакомление родителей с особенностями коррекционно - образовательного процесса (буклеты, стенд, индивидуальные консультации);
Сложившаяся система работы позволяет не только оказывать педагогическую поддержку родителям обучающихся, но и привлекать к коррекционно – педагогической деятельности всю семью ребенка.
Формы работы с родителями, которые я использую в своей работе:
• беседы;
• классные часы;
• круглые столы;
• индивидуальные консультации;
• родительские собрания (Приложение 5).
В целях повышения профессионального роста с 2016 года являюсь участником «Ассоциации дефектологов Новосибирской области».
Являюсь оператором по заполнению Единой базы учёта детей с ОВЗ и детей инвалидов в школе – интернате (Приказ №221 от 31.08.2015года).
Принимаю активное участие в работе конференций, семинаров
Уровень и название конференции, семинара и др. Форма участия Тема выступления Дата
Областная научно – практическая конференция «Внедрение ФГОС» слушатель 2014
Районная научно – практическая конференция, организованная совместно с НИПКиПРО «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями интеллекта» (Приложение 6) стендовый доклад
Сенсорное развитие детей с нарушениями интеллекта 2014
Районная научно – практическая конференция «Образовательное пространство Сузунского района. Инновационные подходы как фактор обеспечения нового качества образования» (Приложение 7) доклад
Психолого – педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе 2016
Являюсь членом ШПМПк с 2014 года. Принимаю активное участие в проведении консилиумов внутри учреждения: по определению уровня готовности первоклассников к школьному обучению, по уточнению, изменению образовательного маршрута и т. д., посещаю семинары и практикумы, проходящие в Сузунском филиале ГБОУ для детей, нуждающихся в психолого – педагогической медико-социальной помощи, Новосибирской области «Областной центр диагностики и консультирования».
В рамках работы над темой самообразования были проведены
год Наименование темы
Результаты работы
2015-2016гг. «Сравнительный анализ психического развития детей школьного возраста с легкой и умеренной степенью умственной отсталости». Выступление с докладом - презентацией на спецсеминаре, посвященном проблемам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Выступление с докладом – презентацией на методическом объединении воспитателей внутри ОУ.
2015-2016гг.
«Использование электронных презентаций на занятиях по социальной адаптации». Подбор компьютерных игр и презентаций по основным образовательным областям.
Выступление с отчетом – презентацией «Психологические аспекты использования информационных технологий в образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ» на МО учителей начальных классов внутри ОУ.
Обобщение и распространение опыта
Форма Уровень Тема Дата проведения
Открытое занятие Внутри учреждения для педагогов Образовательная область: познание (сенсорное развитие)
«Фрукты - яблоко»
октябрь 2016г.
В настоящее время первый год работаю в классе для обучающихся со сложными дефектами (умеренная и тяжёлая умственная отсталость, осложненная соматическими и неврологическими заболеваниями (гидроцефалия, атрофия головного мозга, РДА, ДЦП, гиперкинетический синдром и др.)
Принимаю активное участие в творческой жизни педагогического коллектива. Оказываю помощь коллегам в подготовке и проведении общешкольных мероприятий, выставок, творческих вечеров. Принимаю участие в районных и областных мероприятиях.
Являлась классным руководителем обучающихся с 2014 по 2015 учебный год. Классный коллектив состоял из 9 человек – 5 мальчиков, 4 девочки. При работе с классом пользовалась программой воспитательной работы «Взросление», которая включала в себя следующие разделы:
- патриотическое воспитание – «Моя Родина Россия»;
- здоровьесберегающий - «ЗОЖ»;
- профориентационный - «Все профессии важны»;
- нравственное воспитание - «Толерантность».
Все выпускники после окончания МКОУ «Сузунская ОШ – И» поступили в ПУ, успешно адаптировались в новом коллективе. На данный момент успешно осваивают профессии швеи, штукатура – маляра, принимают активное участие в творческой и спортивной жизни ПУ.
Наряду с профессиональной деятельностью, принимаю активное участие во многих мероприятиях, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях школы, поселка, области, стараюсь помочь там, где нужен мой опыт, знания. С огромным вниманием отношусь к проектам, направленным на улучшение жизни людей, всегда открыта для содействия им. Очень точно и метко написал об учителе известный писатель Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе». Стараюсь личным примером заразить своих учеников, коллег, привлечь их к занятию социально полезной деятельностью (Приложение 8).
Для меня одной из наиболее актуальных проблем является отсутствие в Сузунском районе специалистов, имеющих опыт работы с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения, сочетанные со сложными дефектами физического и психического развития, к которым можно было бы обратиться за советом, методической помощью. Хотелось бы, чтоб в Сузунском районе появилось РМО учителей – дефектологов, на котором можно было бы перенять профессиональный опыт и знания коллег, поделиться своими достижениями и наработками, обсудить ошибки и попросить совета.
Другой, не менее актуальной проблемой является работа с родителями обучающихся. Не все родители обучались в ОУ, некоторые не умеют писать, читать, что значительно осложняет сбор информации, нет возможности применять наглядно – информационные материалы. Ведущую роль в данной ситуации отводится индивидуальным беседам, консультациям, разъяснениям. Зачастую родители не желают становиться участниками образовательного процесса, не понимают всю значимость необходимости выполнения домашних заданий, направленных на повторение, закрепление материала, что значительно усложняет закрепление и применение на практике полученных ЗУН.
Перспективные направления работы
- разработка программы обучения начальным навыкам пользования компьютером детей со сложными дефектами;
- разработка дополнительных параметров к критериям психолого - педагогической диагностики младших школьников с нарушением интеллекта в зависимости от года обучения по утвержденной образовательной программе;
- разработка стандартного перспективно – тематического планирования по годам обучения, согласно образовательной программе;
- изготовление и приобретение пособий, дидактического материала для детей со сложными дефектами;
10.11. 2016
Учитель – дефектолог
МКОУ «Сузунская ОШ-И» Дорошенко А. А.