Татьяна Шуликова
Самоанализ: развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель. А что это значит? Значит- солнце, тепло, доброта. Значит-самое милое сердце, что детей согревает всегда. Это значит любовь и забота. Это просто такая работа. Вот именно такую работу и выбрала я.
Свою педагогическую деятельность осуществляю в муниципальном казённом дошкольном образовательном учреждении детский сад «Улыбка» с 2012 года в должности воспитателя. В настоящее время работаю с детьми в возрасте 4-5 лет по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.
Публикация «Самоанализ: развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самоанализ
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Выбор мною темы «Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры» для всестороннего изучения не слу- чаен, так как она является актуальной в период раннего и младшего дошкольного возраста. Этот возраст характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия у детей. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Для меня, как педагога, эта тема очень важна и интересна, так как дети, которые приходят из дома это малыши двухлетки. Поэтому очень важно нау-чить ребёнка познавать мир, себя, помочь сформировать личность путём многообразия форм, красок и других свойств предметов.
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства — музыкой, живописью,скульп- турой. И конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание- последовательное, планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой.
И поэтому, целью моей работы в данном направлении сенсорного во-спитания является формирование сенсорных способностей у малышей.
На этой основе выделяю следующие задачи:
формирование у детей систем сенсорных эталонов;
формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
В своей работе я наметила следующие условия для выполнения этих задач:
создание предметно-развивающей среды, способствующей обогащению сенсорного опыта малышей;
использование дидактических игр по сенсорике во время совместной деятельности детей и педагога;
повысить компетентность родителей в сенсорном воспитании детей.
Одним из важнейших условий моей работы по развитию сенсорных способностей является учёт их возрастных особенностей.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети эмоциями. Познавательная активность ребёнка выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмыслительной предметной деятельности.
На каждом возрастном этапе ребёнок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Моя роль в сенсорном развитии маленького ребёнка заключается в том, чтобы раскрыть ему те стороны явлений, которые могут остаться для него незамеченными,выработать отношение к ним.
Наиболее эффективными приё мами и методами в моей педагогической работе с детьми считаю следующее:
наглядный (рассматривание, сравнение предметов);
привлечение внимания (применение волшебного мешочка, игрушек со звуковым эффектом);
показ и объяснение;
эмоционально-речевое воздействие, изменение интонации голоса, ласковый взгляд;
тактильное воздействие (поглаживание);
поощрение (похвала, сюрприз).
Диагностика уровня сенсорного развития детей, проводимая мною в начале каждого учебного года, показывает, что приходя в детский сад:
- у детей слабо развита мелкая моторика рук;
большинство детей не умеют самостоятельно различать и называть основные цвета;
не могут различать предметы по величине ;
плохо различают плоскостные геометрические фигуры (особенно путают круг и овал, квадрат и прямоугольник);
различают шар, кубик, кирпичик только с помощью взрослого;
не могут самостоятельно сложить разрезную картинку;
не умеют собирать пирамидки в возрастающем и убывающем порядке по величине колец.
Для проверки результативности использовала методику Т. В. Николаевой (Приложение №1, начало учебного года).
При организации воспитательно-образовательного процесса по сенсорному воспитанию я стараюсь обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».
Так с детьми я провожу различные дидактические игры, которые направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного. Ознакомление со свойствами предметов посредством дидактических материалов играет определяющую роль.
Считаю, что педагогическая ценность дидактических игр, обусловлена тем, что в дидактической игре перед детьми ставятся практические и умственные задачи, решение которых требует сосредоточенности внимания, умственного усилия, умение осмыслить правила, последовательность действий.
Таким образом, руководствуясь дидактическими играми, я предусматриваю отбор и продумывание их программного содержания, чётко определяю задачи, роль и место в целостном воспитательном процессе. Направляя, на развитие познавательной активности детей, поощряю самостоятельность и инициативу детей. Между участниками проявляются доброжелательные отношения, готовность прийти на помощь. Заканчивая игру, я стараюсь вызвать интерес к её продолжению.
Дидактические игры и занятия способствуют уточнению знаний о свойствах и качествах предметов и явлений окружающего мира. На этих занятиях дети учатся разъединять целое на части и из частей собирать целое; у них развиваются движения пальцев, глазомер; они учатся согласовывать движения рук со словами взрослого. Во время этих занятий развиваются тактильные ощущения (гладкий, твёрдый, мягкий, тяжёлый и др.). Развивается мышление, внимание, речь, память. При проведении этих занятий соблюдаю принцип повторности. Например: уточнение представлений о цвете может быть на нескольких занятиях, но на каждом из них я беру разный материал: шарики, кубики, флажки, палочки, домики.
В своей работе я довольно успешно практикую принцип «трёхступенчатого урока», выработанного М. Монтессори. Например, для того чтобы познакомить ребёнка с цветом, сначала происходит презентация нового свойства- малышу демонстрируется табличка красного цвета, я называю цвет. Затем предлагаю ребё нку различные задания на закрепление осваиваемого понятия: «Найди предметы красного цвета», «Положи красный кубик в корзинку», «Постучи красным молоточком по столу». Наконец, третья ступень предлагает самостоятельное называние освоенного понятия: «Как называется этот цвет/форма?».
Но не нужно забывать, что сенсорное развитие у разных детей будет отличаться. У некоторых детей сильнее развито зрение. Такие дети легче запоминают образы, охотнее рассматривают, чем слушают, они любят рисовать, рано начинают писать. Другие, воспринимают всё на слух, любят музыку, слушают чтение взрослого, они рано начинают говорить, хорошо запоминают стихи. Следующая группа детей изучает всё на ощупь, находятся в постоянном движении, такие дети любят, чтобы их гладили и целовали, то есть к ним надо часто прикасаться, они активны в движениях и не могут долго концентрировать внимание на одном предмете. Поэтому, я стараюсь уделить внимание всем детям, как сильным, так и слабым.
Я считаю, сенсорному развитию необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются. Для непрерывного сенсорного развития я считаю необходимым регулярно обращать внимание малыша на одежду, продукты, объекты домашней обстановки, на улице, то есть подкреплять знания практическими упражнениями и наблюдениями. Повторять и закреплять изученное лучше всего в игровой форме. Это могут быть игры «Что бывает круглое?», «Найди предметы похожие на треугольник». Эти игры концентрируют внимание, обостряют восприятие.
Игры с прищепками очень нравятся малышам, учу их прикреплять прищепки на шнурки, верёвочки, предлагаю сделать лучики солнышку, иголки ёлке.
Играя с крупой разного размера, трогая и пересыпая её, у детей развивается тактильное восприятие, они получают хороший массаж. В таз насыпаю пшено, помещаю в него предметы различных по форме и величине, но знакомых детям, предлагаю найти предметы на ощупь.
М. Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем человек более способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство.
Для развития сенсорики у детей в группе создана соответствующая развивающая среда. Оформлен «Сенсорный уголок», в котором представлены различные дидактические игры и пособия : «Сенсорный куб», «Разложи фигуры по местам», «Бусы», «Подбери чашки к блюдцам», «Заплети косичку», «Собери узор», «Чудесный мешочек», «Пирамидки», «Матрёшки» и многие другие. А также мозаика, конструктор, шнуровка, разрезные картинки, бусины разной формы и цвета, логический куб, лабиринт. Также в группу я изготовила пособие «Весёлые пальчики», которое способствует развитию сенсорных навыков (Приложение №2).
В группе имеется стол для детей для игр с водой и песком, что способствует закреплению знаний об их свойствах. При подборе дидактического материала обращаю внимание на чистоту цветовых тонов и их яркость.
Чувство вкуса и запаха я развиваю во время еды, когда ребёнок непосредственно обоняет разные запахи, а также с помощью баночек с различными запахами. Для развития слуха- звучащие предметы, шумящие баночки с различными наполнителями, колокольчики. Для развития осязания : альбом с тканями. Для развития барического чувства-различные предметы, отличающиеся по весу. Для развития термического чувства предлагаю детям потрогать в кране воду различной температуры, снег, металлические и деревянные предметы. Для развития зрения- цветные таблички, сортируем бусинки по цвету, вылавливаем из воды шарики определённого цвета. Важно, чтобы у каждого ребёнка создалось ощущение своей значимости, необходимости, возможности участия в целевых игровых действиях, и поэтому во время игры общаюсь с каждым ребёнком, предлагаю взять то или иное пособие, помогаю советом.
Привлекая внимание детей к сенсорной дидактической игре, я заметила, что у детей появляются такие качества, как интерес и любознательность. У детей вырабатываются целеустремлённость, активность, планомерность действий, сдержанность, организованность, достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. Эта радость является залогом успешного развития детей и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
Изготовленные мною дидактические игры позволяют разнообразить методические приёмы, возможности и подходы в работе с детьми.
Большое внимание в своей профессиональной деятельности я уделяю сотрудничеству с родителями. Цель моей работы с родителями: ознакомить родителей со значением сенсорного воспитания детей дошкольного возраста; оказание консультативной помощи по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка.
Уже во время пребывания ребёнка в группе, на прогулке в период адаптации я предлагаю родителям использовать в общении с детьми потешки, прибаутки, сказки, пальчиковые игры, что способствует развитию фонематического восприятия. Для развития слухового внимания рекомендую родителям изготавливать совместно с детьми, приобретать различные свистящие, шумящие, гремящие, шуршащие предметы:
банки-погремушки из-под кофе, соков, наполненные горохом, камушками, песком, пуговицами;
шуршалки из бумаги, полиэтилена;
шумящие морские раковины;
свистки, дудочки из глины и дерева.
На первом же собрании я знакомлю родителей с дидактическими играми, игрушками, необходимые детям по сенсорному развитию.
Напоминаю родителям, что запомнить ощущения помогут игры в период приготовления обеда- «Угадай на вкус»; при работе с тестом и крупой - «Угадай на ощупь».
Экспериментируя, во время купания в ванной комнате, можно определить, какие предметы «тонут- не тонут» в воде, познакомить ребёнка с качеством воды «холодная-тёплая-горячая». Рекомендую опыты по определению свойств песка, снега.
Особое место занимают игры со строительным материалом: форма, величина предмета. Также рекомендую родителям использовать сборно-разборные пирамидки от 6 до 10 колец (цвет, величина). Игровое и обучающее начало заложено в самой конструкции игрушки : собирая пирамидку путём нанизывания ребёнок сам видит правильность или наглядную ошибку, развивается его глазомер.
Для выявления интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного воспитания было проведено анкетирование (Приложение №3, результаты которого позволили сделать следующие выводы:
большинство родителей имеет поверхностное представление о сенсорном воспитании и не могут оценить уровень сенсорного развития своего ребёнка;
все родители заинтересованы в получении квалифицированной помощи по данному вопросу.
Для успешного формирования у родителей знаний по сенсорному воспитанию и их практического применения в домашних условиях было проведено родительское собрание на тему «Сенсорное развитие малышей»(Приложение №4).
Также были предложены родителям консультации на темы: «Сенсорные игры в домашних условиях»(Приложение №5) ; «Значение сенсорного воспитания. Игры для развития тактильных ощущений»(Приложение №6). В результате информация и практический опыт, полученный родителями, помогли повысить эффективность работы по сенсорному развитию и дало ощутимые результаты. Родители детей заинтересовались моей работой и стали активными участниками педагогического процесса. Пособия, дидактические игры я изготовила только благодаря помощи наших родителей.
В своей работе я попыталась показать, как необходимо для развития ребёнка сенсорное воспитание. Я обнаружила значительные изменения в развитии сенсорного воспитания детей. Для определения эффективности проведённой работы была проведена диагностика (Приложение №7, конец года). Если на начало работы с детьми подавляющее большинство имели низкий уровень развития, то к концу таких детей почти не осталось. Большая часть из них показала средний, а некоторые даже высокий уровень достижений.
Подводя итог, можно сказать, что проведённая работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладели знаниями и умениями программы сенсорного развития. Совершенствование сенсорного опыта включает большое количество взаимосвязанных задач. И эти задачи были выполнены.
Коллектив нашего детского сада стабилен, с большим творческим потенциалом педагогов единомышленников. Поэтому у нас царит обстановка доброжелательности, уважения, открытости. Стиль моего общения с коллегами доброжелательно-тактичный, носит демократичный характер. Прислушиваюсь к мнению других. Относительно легко разрешаю проблемы. Делюсь своим опытом с коллегами ДОУ и знакомлюсь с их опытом. Не отказываю никому в помощи. Посещаю семинары, консультации, открытые занятия, педагогические советы в ДОУ.
В своей педагогической деятельности особое внимание уделяю повышению своего профессионального уровня. Для этого изучаю методическую и диагностическую литературу. Интересные идеи и разработки в разных областях дошкольного воспитания черпаю из печатных изданий: «Дошкольное воспитание», «Современное дошкольное образование», «Ребёнок в детском саду» и т. д., а также пользуюсь различными сайтами сети интернет.
Принимаю активное участие во всех мероприятиях детского сада. В смотре-конкурсе «Театральные уголки» за активную и творческую работу заняла 1 место; в смотре-конкурсе «Нестандартное физкультурное оборудрвание своими руками» заняла 1 место; в смотре-конкурсе «Развивающая среда по экспериментальной деятельности в ДОУ» заняла 1 место; в смотре-конкурсе «Лучший уголок по обучению детей правилам безопасности» заняла 2 место. Также участвовала в районном смотре-конкурсе дошкольных образовательных учреждений по экологическому воспитанию детей в номинации «Экологический проект» (Приложение №8).
В сентябре 2014 года прошла курсы повышения квалификации в НИПКиПРО по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОО в условиях реализации ФГОС» в объёме 108 часов (Приложение №9).
В дальнейшей своей педагогической деятельности планирую продолжать работу по самообразованию, посещать семинары, курсы повышения квалификации, участвовать в районных и областных конкурсах, а также делиться полученным опытом с коллегами.