Папки-передвижки

Самообразование «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»

Василенко Ольга Александровна
Самообразование «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»

САМООБРАЗОВАНИЕ

Василенко Ольга Александровна

(Ф. И. О. педагога)

___14 лет___ ___высшая___

(стаж работы) (кв. категория)

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи

детей 3-4 года»

(название темы)

___2018-2019___

(учебный год)

03.09.2018г.

(дата начала работы над темой)

31.05.2018г.

(предполагаемая дата окончании работы)

Цель:

Публикация «Самообразование „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет“» размещена в разделах

Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе русского народного творчества.

Задачи:

- выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;

- приобщить детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

- обогащать чувства детей, воображение и речь;

- воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Актуальность темы:

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преображения окружающего мира «по законам красоты».

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Проблемы:

Проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста приобретает свою актуальность в связи с психофизическими особенностями развития ребёнка в период 3-4 лет, в виду сензитивности речевого развития. Именно в этом возрасте ребёнок наиболее чувствителен к восприятию речи окружающих, а так же к влиянию разных факторов со стороны внешней и внутренней среды, следовательно данный возраст является особенно продуктивным для речевого развития ребёнка.

В настоящее время образовательная программа дошкольного учреждения строится в соответствии с ФГОС. Одним из направлений ФГОС ДО в дошкольном учреждении является речевое развитие, включающее в себя ориентированность на овладение детьми речью как средством общения и культуры, развитие грамматической стороны, обогащение словарного запаса, развитие монологической речи, её связности.

Речь и её развитие находится в тесной взаимосвязи со всеми психическими процессами ребёнка, и потому очень важно способствовать её развитию именно в период 3-4 лет, наиболее благоприятный и пластичный для ребёнка. Побуждая ребёнка к постоянным словесным высказываниям, создавая специальные условия для организованного развити, можно достичь высоких результатов в речевом развитии дошкольника, что существенно повлияет на развитие всех психических процессов и облегчит процесс социализации ребёнка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Предполагаемый результат:

- у детей повысится интерес к устному народному творчеству – потешкам, колыбельным песням, стишкам, пестушкам, речевым народным играм;

- повысится уровень речевого развития детей младшего дошкольного возраста;

- повысить интерес родителей к использованию малых фольклорных форм в речевом развитии детей дома.

Форма работы: занятия, досуги, беседы, наблюдения, игры, разучивания стихов, загадок, консультативную работу с воспитателями. Дидактические. Подвижные и сюжетно- ролевые игры, индивидуальная работа с детьми.

Действия и мероприятия проводимые в процессе работы над темой:

Отгадывание детьми загадок; досуг «Вечер загадок», «Солнышко нарядись, красное покажись»; пополнение уголка ряженья русскими народными костюмами; просмотр кукольного театра по русским народным сказкам; театрализованные постановки; инсценировка русской народной сказки «Теремок»; создание библиотеки красочных книг с потешками для детей, детской художественной литературы с разными жанрами фольклора, разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей; «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей); разучивание подвижных игр, хороводов; развлечение «Широкая Масленица»; пальчиковые игры на основе русских народных потешек; игровая деятельность «Поиграем с пальчиками»; конкурс для детей «Отгадай загадку, нарисуй отгадку»; конкурс совместных творческих работ родителей и детей на данную тему; консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

План работы по самообразованию

Раздел плана Срок Содержание работы Форма работы

(практические выходы)

2018-2019 учебный год С детьми Педагогами Родителями

Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме.

Сентябрь

2018 г.

Планирование работы по самообразованию.

• определение содержания работы по самообразованию;

• выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения. Разработка диагностического инструментария.

Мониторинг. Информация на стенд. Папка передвижка «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»»

Октябрь

2018 г. Изучение научно-методической литературы:

1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Материал на сайт детского сада.

Ноябрь

2018 г. Изучение темы «Роль потешек в развитии речи детей».

Создание картотеки потешек для работы с детьми. Разучивание, проговаривание и обыгрывание потешек.

Применять потешки в режимных моментах. Использование потешек в образовательной деятельности.

Мастер-класс на тему:

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Консультация «Справиться с детским непослу-

шанием помогут потешки»

Декабрь

2018 г. Изучение темы: «Использование загадки в умственном воспитании детей дошкольного возраста»

Создание картотеки загадок для работы с детьми.

Использование загадок в образовательной деятельности

Создание красочных книг с загадками для детей.

Январь

2019 г. Изучение темы:

«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Создание театрального уголка в группе.

Консультация на тему «Устное народное творчество в режимных моментах» Консультация: «Почитай мне сказку, мама, или с какими книгами лучше дружить дошколятам»

Февраль

2019 г. Изучение темы :«Роль сказки в воспитании детей»

Русские народные хороводные, подвижные игры. Настольно – печатные игры по русским народным сказкам

Развлечение «Широкая Масленица» Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

Март

2019 г. Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». «Посиделки» творческий вечер с участием родителей.

Апрель

2019 г. Знакомство с закличками, потешками о солнце. Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Май

2019 г. Отчет о проделанной работе за 2018-2019гг. Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки» Отчёт на педагогическом совете о проделанной работе. Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».

на итоговом родительском собрании

Публикации по теме:

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Консультация "Влияние оригами на развитие речи дошкольников" Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
Опубликовано: 28 января 2020 в 14:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД