Папки-передвижки

План по самообразованию «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников»

Олеся Малова
План по самообразованию «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников»

Тема: «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников».

Цель: Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.

Задачи:

1. Формировать представления об элементарных моральных нормах и правилах, поддерживать их проявления детьми.

Публикация «План по самообразованию „Формирование коммуникативных навыков у дошкольников“» размещена в разделах

2. Способствовать развитию коммуникативных навыков через игры и игровые упражнения.

3. Использовать индивидуальный подход к детям с различными особенностями в развитии эмоциональной сферы.

Литература:

Репринцева, Г. И. Игра – ключ к душе ребё нка : Гармонизация отношений ребё нка с окружающим миром : метод. пос. / Г. И. Репринцева. – М. : ФОРУМ, 2008.

Источник: www.school2100.ru

- Формирование межличностных отношений дошкольников в коммуникативных играх

- Учим детей общению. Как помочь детям с нарушениями в общении. Активизация коммуникативной деятельности.

- Отношения со сверстниками от 3 до 7. Развитие общения у дошкольников.

- Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками

Раздел плана Сроки Форма работы Практические выводы

Проблемы

коммуникативного Подбор методической

развития сентябрь литературы

дошкольников

Работа с октябрь Подбор, изучение

родителями методической

литературы

Роль игры в Изучение методической

коммуникативном ноябрь литературы, внедрение

развитии в педагогический процесс

дошкольников

Роль семьи в Подбор и изучение

коммуникативном декабрь методической

развитии литературы

дошкольников

Роль художествен- Подбор и изучение

ной литературы в январь методической

коммуникативном литературы.

развитии

Роль окружающей Изучение передового

среды на комму- февраль опыта педагогов,

никативное изучение методической

развитие литературы, внедрение в

педагогический процесс

Роль дидактичес-

ких игр в комму- март Изучение передового

никативном опыта педагогов,

развитии изучение методической

литературы, внедрение в

педагогический процесс

Роль сюжетно- Изучение передового

ролевой игры в апрель опыта педагогов,

коммуникативном изучение методической

развитии литературы, внедрение в

педагогический процесс

Методика Составление

проведения диагностической карты

диагностики, май

навыка и умения

в коммуникатив-

ком развитии

Актуальность:

В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы. А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. рассматривают понятие коммуникации не узко прагматически как обмен информацией, а в его полноценном значении, т. е. как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, а также выделяют три базовых аспекта коммуникативной деятельности : коммуникация как взаимодействие (интеракция, кооперация и условие интериоризации.

В соответствии с этим к моменту поступления в школу ребё нок обычно демонстрирует базисный уровень развития общения:

– потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

– владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

– приемлемое (т. е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;

– ориентация на партнёра по общению;

– умение слушать собеседника.

Взаимообмен мнениями, взаимопонимание, сотрудничество позволяют наполнить жизнь ребёнка интересными делами, переживаниями в совместной деятельности, выражают его чувства и отношение к миру в соответствии с культурными традициями и ценностями общества, дают возможность приобрести социальный опыт.

Коммуникативная деятельность у детей дошкольного возраста будет происходить более эффективно, если предпочтение в процессе поиска новых средств и методов организации образовательного процесса отдаётся, во-первых, интегральным, многофункциональным по своему характеру средствам и методам; во-вторых, тем, которые способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересных детям, активизирующих их взаимопонимание, взаимодействие, сотрудничество. Таким средством активизации коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста является игра.

Особенно важным данное средство оказывается в работе с детьми, которые отличаются скованностью, медлительностью, психологической закрытостью, обнаруживают неразвёрнутые формы вербального общения. Эффективность игры обусловлена тем, что каждый ребёнок проявляется в ней наиболее естественным образом, обнаруживая как признаки нарушений в развитии, так и потенциал своих позитивных качеств. В игровых упражнениях и играх успешно отрабатываются следующие навыки :

1) пользование предметами быта (телефоном, компьютером и т. д.);

2) пользование объектами инфраструктуры (покупка в магазине, сообщение сведений о себе родным или работникам экстренных служб и т. д.);

3) обеспечение безопасности (поведение в разных ситуациях);

4) общение со сверстниками, взрослыми;

5) общение с родителями (когда требуется договориться с ними, в том числе в случае отрицательного ответа).

Отсюда можно сделать вывод, что в играх происходит освоение человеческих отношений, социальных форм поведения, ценностей своей культуры, традиций, необходимых для продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, развитие позитивного самосознания.

Я сформировала три блока работы для активизации базовых аспектов развития коммуникативной деятельности старших дошкольников. Входящие в эти блоки игры можно использовать во всех образовательных областях – «Познание», «Социализация», «Коммуникация» и т. д.

Приложения.

Перспективный план работы по коммуникативному воспитанию детей.

Раздел плана Сроки Форма работы Практические выводы

(консультации, открытые просмотры,

выставка работ)

Первый блок

Работа с детьми

Работа с родителями Сентябрь

Октябрь

Ноябрь Направлен на активизацию такого аспекта коммуникативной деятельности детей, как взаимодействие. Основным его содержанием являются игры и игровые упражнения, ориентированные на учёт позиции собеседника или партнёра. Правильная передача своих эмоций с помощью жестов, мимики, пантомимики. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос, а также ориентация на позицию других людей, отличную от собственной.

Выступление на педагогическом совете : «Коммуникативные навыки дошкольников»

Дидактические игры и упражнения: «Лучшая модель». «Отгадай, кто герой».

«Кто прав?».

«Что чувствуете?».

«Что умеет делать».

«Только хорошее».

Консультация для родителей : «Развитие правильной речи в семье»

Второй блок

Работа с детьми

Работа с родителями Декабрь

Январь

Февраль Направлен на активизацию кооперации. Основным его содержанием являются игры и игровые упражнения, направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организацию и осуществление совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнёра по деятельности.

Умение договариваться, находить общее решение.

Дидактические игры и упражнения

«Реклама»

«Сочиняем сказку». «Встреча солнца». «Найди своего друга».

Консультации: «Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков»

Третий блок

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами Март

Апрель

Май Ориентирован на активизацию коммуникативной деятельности как условие интериоризации. Основное содержание этих игр и упражнений составляет обмен информацией с партнёром, умение строить понятные для него высказывания и задавать вопросы. Правильное звукопроизношение, обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в коммуникативной деятельности. Ценность таких игр заключается в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность.

Дидактические игры и упражнения

«Слово – не воробей». «Кто быстрее произнесёт скороговорки?», «Доскажи слово», «Продолжи предложение»

«Моя семья».

Памятка: «Развитие речи вашего ребёнка»

Для воспитателей «Как развивать коммуникативные способности детей»

Игры на формирование коммуникативных навыков.

Подвижная дидактическая игра «НЕ». Формирование понятия «отрицание».

– Встаньте НЕ мальчики.

– Поднимите руки НЕ девочки.

– НЕ сидите! (Дети встают, ложатся, прыгают, бегают.)

– Сядьте на корточки НЕ слонята.

– Ребята, я знаю одного мальчика, которому всё время говорили: «НЕ делай то, НЕ делай это», и он запутался, что же ему НАДО делать. Давайте поможем ему! Я буду читать стихотворение Ю. Вронского, а вы будете объяснять и показывать жестами, что НАДО делать:

Завести велели мне новые привычки:

Никогда девчонок НЕ

Дёргать за косички!

( Дети перечисляют действия: играть, дружить с девчонками, пожать руку, погладить.)

Никогда с братишкой НЕ

Драться за обедом!

(Надо спокойно сидеть и кушать.)

На уроках больше НЕ

Говорить с соседом.

(Слушать учителя, писать в тетрадях, читать книгу.)

– Молодцы, ребята, помогли мальчику!

Дидактическая игра «Угадай цвет».

Ведущий предлагает детям определить, какой цвет он загадал, если такого же цвета небо, василёк, колокольчик, вода в море. (Синий.)

Аналогично разгадываются другие цвета.

Далее дети делятся на группы: каждая получает карточку с определённым цветом и называет как можно больше предметов «своего» цвета. За правильный пример группе засчитывается очко. Победит та группа детей, которая наберёт больше всего очков.

Дидактическая игра «Повтори-ка»

Один из играющих называет какой-либо овощ, допустим капусту. Следующий повторяет: «Капуста», и от себя прибавляет название другого овоща: «Лук». Третий повторяет: «Капуста – лук», и добавляет: «Огурец». И так каждый следующий игрок, перечислив все названные ранее овощи, прибавляет от себя ещё одно название. Если кто-нибудь не сумеет повторить названия всех овощей или перепутает их порядок (за этим следит ведущий, он выбывает из игры.

Дидактическая игра

«Хорошо или плохо?»

Для этой игры желательно нечётное количество участников. Первый игрок говорит предложение, начинающееся со слова «хорошо», следующий за ним говорит предложение, начинающееся на слово «плохо».

Примеры:

– Хорошо, что сегодня солнечный день.

– Плохо, что нужно рано вставать.

– Хорошо, что мы завтра пойдём в кино.

– Плохо, что в речке купаться нельзя.

Дидактическая игра

«Чтобы – нужно»

В этой игре прослеживается логическая цепочка. Последняя часть предложения – задание для следующего игрока.

Примеры:

– Чтобы съесть конфету, нужно вымыть руки.

– Чтобы вымыть руки, нужно открыть кран.

– Чтобы открыть кран, нужно быть сильным.

– Чтобы быть сильным, нужно заниматься физкультурой, и т. д.

Дидактическая игра

«Пять определений»

Участникам задается слово (имя существительное). Первый участник даёт ему первое определение, следующий другое и т. д. Участник, давший пятое определение, задаёт новое слово-задание.

Примеры:

Полотенце – бумажное – махровое – цветное– кухонное – банное.

Крокодил – огромный, страшный – зелёный – зубастый – злой.

Дидактическая игра

«Слова-двойняшки»

Эту игру придумал Льюис Кэрролл, автор сказки «Алиса в Стране Чудес». Для игры в словадвойняшки выбирается любое слово (желательно от трёх до пяти звуков) и изменяется в нём только один звук. Должно получиться новое слово с точно таким же количеством звуков, что и у первого.

Примеры:

Роса – коса – кожа – ложа – лужа – луна …

Дидактическая игра

«Что мы видим?»

Каждый участник игры называет одним словом то, что он видит (например, небо, дерево, рябину, листик и т. д.). Говорить надо быстро, повторяя слова, сказанные другими и добавляя своё новое слово. Кто не сможет сказать слово, выходит из игры.

Дидактическая игра

«Что такое?»

Дети поочерёдно называют предмет и его свойство или признак ( например: листик – зелёный, машина – красная, небо – синее и т. д.). Кто не сможет назвать свой пример, выходит из игры.

Дидактическая игра

«Что умеет делать?»

Дети поочерёдно называют предмет и его действие ( например: листик – летает, машина – едет и т. д.). Кто не сможет назвать свой пример, выходит из игры.

Дидактическая игра

«Словесная дуэль»

Ведущий предлагает командам назвать по очереди: считалки, пословицы, поговорки на определённую тему. Побеждает команда, которая назовёт больше примеров.

Дидактическая игра

«Что я знаю о тебе»

Передавая куклу по кругу, ребёнок, в руках у которого она оказалась, говорит следующие слова: «Я хочу рассказать о своём друге (или подруге)». И рассказывает приблизительно по следующей схеме: как зовут, как можно назвать ласково, какой он (какая она, как одет и во что, чем любит заниматься, почему он с ним (с ней) дружит.

Дидактическая игра

«Расскажу вам о себе»

Проводится аналогично предыдущей, только с эстафетной палочкой. Ребёнок, у которого она оказалась в руке, рассказывает о себе по схеме предыдущей игры.

Дидактическая игра

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Игру можно проводить по схеме: ребёнок – ребёнок или ребёнок – родитель. Обращаясь друг к другу, участники игры поочередно говорят партнёру приятные слова, комплименты.

Дидактическая игра «Путаница»

Дети образуют круг и ходят вокруг ведущего, который стоит в центре и произносит текст, специально делая ошибки. Там, где она допущена, дети должны захлопать в ладоши. Где ошибки нет, дети должны затопать ногами. Тот, кто ошибается, выходит из игры. Для текста ведущего подойдёт любая «путаница». Например:

Птички певчие поют:

гав-гав-гав.

(Дети хлопают в ладоши.)

Колокольчики звенят:

жу-жу-жу.

(Дети хлопают в ладоши.)

Лает пё сик на дворе:

мяу-мяу-мяу.

(Дети хлопают в ладоши.)

Жук на дереве жужжит:

жу-жу-жу.

(Дети топают ногами.)

Утки серые кричат:

кря-кря-кря.

(Дети топают ногами.)

Козлик серенький кричит:

му-му-му.

(Дети хлопают в ладоши.)

А барашек у реки:

бе-бе-бе.

(Дети топают ногами.)

А корова на лугу:

чик-чирик, чик-чирик.

(Дети хлопают в ладоши.)

Эта игра может продолжаться как угодно долго, если ведущий будет менять звукоподражательные слова.

«Только хорошее»

Педагог с мячом в руках встаёт перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому бросает мяч. Ребёнок ловит его только тогда, когда педагог произносит слово, обозначающее какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность и проч.). В этом случае игрок делает шаг по направлению к педагогу. Если ребёнок случайно «поймает плохое качество» (жадность, злость, обидчивость и проч., он делает шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдёт до педагога. Этот ребёнок становится ведущим.

«Добрые волшебники»

Все дети становятся добрыми волшебникам: они должны подарить людям чтонибудь хорошее и нарисовать свой подарок на листочке – лепестке. Затем каждый ребёнок рассказывает, почему он делает именно этот подарок и что в результате изменится в мире. В конце игры все листочки лепестки соединяются в одну ромашку. Это подарок добрых волшебников всем людям.

«Покажи стихотворение»

Дети распределяются на небольшие группы. Каждой из них даётся, не слышно для других, стихотворение, содержание которого нужно изобразить с помощью пантомимы. Игроки договариваются, кто и как будет выступать. После этого каждая группа показывает свой номер. Остальные группы должны угадать стихотворение. За каждый верный ответ группа получает очко.

Для игры выбираются простые, хорошо знакомые детям стихотворения: «Мишка косолапый», «Зайка», «Самолёт», «Лошадка», «Мячик» («Наша Таня громко плачет», «Кошкин дом» (например, сцена тушения пожара, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит…» и т. д.

Памятка для родителей

«Развитие речи вашего ребёнка».

1. Учите детей узнавать и называть различные предметы и вещи, которые нас окружают; группировать их по признакам: игрушки, посуда, овощи, фрукты, и т. д.

2. Уделяйте внимание развитию речи детей, читайте сказки, стихи, потешки и загадки.

3. Учите детей отвечать на простейшие вопросы, рассказывать несложные рассказы и сказки.

4. Знакомьте детей с дикими и домашними животными и их детёнышами. Вызывайте у детей желание наблюдать и заботится о животном и растительном мире.

5. В играх вместе с детьми подбирайте к словам-существительным слова-прилагательные (мишка- большой, косолапый, неуклюжий; василёк- красивый, полевой и т. д.)

6. Учите детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (стул-стульчик, рука-ручка, ключ-ключик и т. д.)

7. Знакомьте с трудом взрослых. Рассказывайте детям о профессиях.

8. И самое важное! Следите за своей речью, не допускайте «сюсюканья» или нецензурных выражений. Помните, что дети как «губка» впитывают всё, что слышат от взрослых.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой Доклад из опыта работы на тему: «Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой». Общение - одна.

Формирование коммуникативных навыков и умений детей дошкольного возраста через LEGO-конструирование Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познаёт мир, но и выражает к нему свое отношение. Задача педагога - сделать.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся.

Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Одну из основных задач, которую на сегодняшний день пытаются решить коррекционные педагоги – это оптимизация коррекционно-развивающей работы.

Отчет по самообразованию «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста» Актуальность: Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от стихийных бедствий, от экологических катаклизмов,.

План по самообразованию воспитателя «Внедрение элементов инклюзии посредством коммуникативных игр» Цель самообразования: При внедрение элементов инклюзии создать условия для развития и совершенствования коммуникативных навыков у детей.

Семинар-практикум «Формирование коммуникативных навыков в познавательно-исследовательской деятельности» Человек с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается. Высокий уровень коммуникативности.

Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через коллективную деятельность Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через коллективную деятельность «Коллективное дело» – это практическая.

Упражнения, направленные на коррекцию и формирование коммуникативных навыков на тему «Созвездие» (Старшая группа) Эти упражнения способствуют формированию сотрудничества, дают возможность детям осуществить перенос возникших отношений за пределы упражнений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников»
Опубликовано: 20 августа 2017 в 14:28
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД