План работы по самообразованию «Тестопластика как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста»

Елена Фомина
План работы по самообразованию «Тестопластика как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста»

План работы по самообразованию «Тестопластика как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д\с№34 «Ромашка» х Ленина Аксайского района Ростовской области

Фомина Е. Ю. Воспитатель

Первая квалификационная категория

01.09.2017 (дата начала работы над темой)

31.05.2018 (предполагаемая дата окончания работы)

Цель: «Создание эффективного комплексного взаимодействия воспитателей и родителей, направленного на развитие речи детей раннего возраста».

Задачи:

• Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.

Разработать и внедрить проект - «Веселые пальчики», перспективный план работы с детьми;

• Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

• Подготовить (провести) консультацию или мастер-класс для родителей на тему: «Пальчиковый игротренинг»;

Развивать все стороны речи детей: звукопроизношение, обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя средствами игровой артикуляционной гимнастики, пальчикового игротреннинга, игрового самомассажа, речевых игр и упражнений;

• Подготовить портфолио по результатам проекта для педагогов по теме: "Тестопластика, как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста"

Актуальность проблемы:

В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных методов, коррекционно-образовательных решении.

Принимая во внимание постоянный рост количества детей, имеющих нарушения речи, позволяет нам поставить вопросы профилактики возникновения речевых нарушений в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Ранний дошкольный возраст — один из периодов интенсивного развития всех психических функций. Основное новообразование этого периода — овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка.

Поэтому важно вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка. Очевидна значимость ранней профилактической и пропедевтической работы с детьми. Исправить речевые недостатки в старшем возрасте значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.

Однако существует ряд сложностей, препятствующих возможности получения ранней логопедической помощи:

-современные коррекционные программы ориентированы, прежде всего, на работу с детьми с 5 – 6 лет

-коррекционная работа направлена на исправление уже имеющегося речевого нарушения, а не на их предупреждение.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма, ознакомление с элементарными геометрическими формами, развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше - меньше, короче - длиннее и т. д., , художественного восприятия, глазомера, обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т. д.

Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие дела, как перемотка ниток; завязывание и развязывание узелков; водные процедуры, переливание воды. Можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье (объясните и покажите предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание); собирание разрезных картинок; разбор круп и так далее.

Пальчиковый игротренинг направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2 -3 лет. Проводится ежедневно.

Для развития моторики рук используются следующие приемы, игры и упражнения:

самомассаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины, крупы, природный материал)

• рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем.

Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.

К концу учебного года дети должны будут уметь работать с тестом, координировать работу обеих рук и глаз, научиться создавать простейшие формы, пользоваться приспособлениями для создания новых форм, пальчики станут более гибкими, послушными.

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) .

Задачи:

Образовательные:

формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;

формирование практических умений и навыков;

обучать различным навыкам работы с тестом.

Развивающие:

развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

совершенствование движений рук;

развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

Воспитательные:

воспитывать усидчивость; воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, сочувствие); воспитывать и развивать художественный вкус.

Форма работы :

С детьми С педагогами С родителями

Сентябрь –

-Диагностика речевого развития детей.

-Диагностика развития мелкой моторики. Совместно с педагогом-психологом подготовить диагностику на начало и конец учебного года Беседы-объявления "Приглашаем в гости к Веселым пальчикам"(родителям о проекте)

Изучение родителями литературы "Энциклопедия развивалок" М.:Эксмо, 2011

Л. Г. Брозаускас "Развиваем пальчики" С-Пб, Изд. Дом "Литера" 2009

Октябрь-

Знакомство со свойствами теста.

Поиграй с тестом.

-Познакомить детей со свойствами теста путём манипуляции с материалом.

-Вызвать интерес к работе с тестом

-Создать условия для экспериментального узнавания материала.

-Развивать мелкую моторику.

Пальчиковая гимнастика

" Я пеку, пеку, пеку", "Мешу, мешу тесто".

Нанизывание разноцветных фигур на шнурок.

Упражнение "Вкладыши"

Упражнение "Шнуровки" Подготовить картотеку пальчиковых игр Мастер - класс для родителей "Лепим вместе"

Ноябрь

" Угостим мышку зёрнышком"

-Учить отсчитывать маленький кусочек от большого.

-Развивать мелкую моторику.

-Вовлекать детей в работу с тестом.

Игра с пальчиками "Кулак-ребро-ладонь".

"Вышли пальчики гулять".

Упражнение "Бусы".

Игра "Кофточки".

Самомассаж "Озорные ладошки". Оформление папки-передвижки "Волшебное тесто"

Консультации для родителей "Развиваем пальчики - развиваем речь"

Декабрь

"Шлёп, шлёп, ладошечка, получилась тонкая лепешечка"

-Познакомить с приемом "пришлепывание".

-Развивать мелкие мышцы пальчиков детей.

-Воспитывать инициативность.

Разучивание потешки " Ладушки, ладошки".

Упражнение "Разноцветные колечки".

Пальчиковая игра "Бабушка печет блины". Открытое занятие для педагогов "Тестопластика как средство развития речи" Организация конкурса поделок из соленого теста "Снеговичок"

Картотека игр "Пальчиковая гимнастика"

Январь

"Колобок - румяный бок"

-Учить формировать из теста округлые комочки.

-Выполнять ритмические движения ладоней.

-Развивать чувство формы.

-Развивать внимание и координацию движений.

Игра "Волшебный мешочек" пробовать узнавать предметы различной формы.

Пальчиковая игра "Творчество на снегу", "Пальчики собирают яблоки".

Рисование карандашом "Колобок".

Упражнение "Вьется, вьется длинная дорожка" шнуровки. Выступление на семинаре для педагогов "Развитие мелкой моторики и ее значение в развитии речи дошкольников" Консультация для родителей "Что такое мелкая моторика, как ее развивать"

Организация выставки "Лепим дома"

Февраль

"Волк и семеро козлят"

-Учить приему сплющивание.

-Координировать работу обеих рук.

-Развивать тактильные ощущения.

-Вызвать чувтсво сопереживания к козлятам.

Пальчиковая игра "Пальчики спрятались".

Упражнение "Катаем мячи".

Упражнение "Крышка" закручивание - раскручивание.

Настольный театр "Волк и семеро козлят".

Рисование красками округлых форм. Оформление картотеки артикуляционных упражнений Выставка детских работ

Беседа "Обогащение чувственного опыта детей - развитие их психических процессов"

Март

"Для любимой мамочки испечем бараночки"

-Учить приему раскатывания теста прямыми движениями.

-Учить детей путем соединения концов "колбаски" получать округлые формы.

-Развивать чувство формы.

-Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.

Разучивание песенки с движениями "Я пеку, пеку, пеку. "

Рассматривание и обсуждение сюжетных картинок "Мамины помощники".

Пальчиковая игра "Пальчики и рисунки".

Упражнение "Бусы".

Упражнение "Шнуруем обувь". Организация выставки работ детского творчества "Соленое тесто как средство развития мелкой моторики дошкольников" Папка-Передвижка "Считалочки, упражнения для развития артикуляционного аппарата"

Мастер класс "Лепим вместе"

Консультация для родителей "Игры с предметами домашнего обихода"

Апрель

"Цветное тесто"

-Вызывать интерес, любопытство к действиям педагога: превращение обычного теста в цветное.

-Закреплять знание основных цветов.

-Развивать мелкую моторику.

Упражнение "Мозайка".

Дидактическая игра "Малыши и краски".

Настольная игра "Вкладыши".

Пальчиковая гимнастика "Цветы".

Самомассаж "Радуга". Наглядная агитация "Игровой самомассаж для пальцев и кистей"

Организация конкурса "Волшебные превращения"

Консультация "Пальчики и речь"

Май

"Солнышко лучистое"

-Учить лепить из дисков и жгутиков.

-Вызывать эмоциональный отклик.

-Развивать мелкие мышцы пальцев рук.

Чтение и обсуждение отрывка из сказки К. Чуковского "Краденое солнце" .

Упражнение "Солнышко" с помощью мозайки сделать солнышко.

Упражнение "Дорисуй-ка".

Упражнение "Крышка".

Пальчиковые игры "Паучок", "Червячки". Создание портфолио "Веселые пальчики" Анкетирование родителей "Подведем итоги проделанной работы"

Праздник хлеба "Без соли и хлеба - половина обеда"

Публикации по теме:

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста» 2. Слаид «Источники творческих способностей и.

Пластилинография, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Цель: Развитие мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста с использованием комплекса художественно – творческой деятельности.

План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» План работы по самообразованию на 2017-2018 учебный год Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников».

Перспективный план работы по самообразованию «Развитие моторики у детей раннего дошкольного возраста» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №1 Перспективный план работы по.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности» Цели: - развитие мелкой моторики и координации.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» План работы по самообразованию по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Цель:.

План работы по самообразованию воспитателя «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста» План по самообразованию Воспитатель: Тарасова Ольга Владимировна 2017-2018 уч. Г. Тема: «Дидактическая игра, как форма развития.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему.

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста «Истоки способностей и дарований детей находятся на.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры». План работы по самообразованию воспитателя группы раннего возраста на 2017-2018 учебный год. Воспитатель: Слащева. К. В. Тема: «Развитие.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Транспорт
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
План работы по самообразованию «Тестопластика как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста»
Опубликовано: 3 мая 2018 в 14:02
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября. Выставка чайных домиков на МААМ

Чай появился в русской кухне относительно недавно, но быстро завоевал популярность и стал любимым напитком. В России он не только обязательный элемент повседневного и праздничного застолья, но и отдельная...

16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

Фотозарисовка «Осенняя пора…» Часть 2
Фотозарисовка «Осенняя пора… ». Часть 2. Осенняя пора вдохновляла многих великих людей замечать ее необычный шарм и обращать внимание на преобладающую...