Получи документы

Самообразование как объект самоуправления

Наталья Шмидова
Самообразование как объект самоуправления

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир»

А. Дистервег

Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания педагога является самообразование, под которым мы понимаем «целенаправленную, определенным образом осуществляемую познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса».

Публикация «Самообразование как объект самоуправления» размещена в разделах

Самообразование, утверждают психологи, есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

Об истинном самообразовании можно говорить только тогда, когда процесс образования осуществляется добровольно, сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком и необходим ему для совершенствования каких-либо качеств или навыков.

Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется в профессиональном саморазвитии. В процессе профессионального саморазвития педагогу нередко приходится преодолевать внешние и внутренние барьеры. Педагог не всегда знает о том, чего недостает в его деятельности для получения более высоких результатов (знаний, умений видеть и решать психологические проблемы, способов самоорганизации, самоуправления). Педагоги, как правило, плохо представляют себе сильные и слабые стороны своей личности, не знают и не используют потенциальные возможности. Чаще всего попытки саморазвития направлены у них только на накопление знаний, а не на развитие качеств, необходимых для повседневной педагогической деятельности. Такого рода трудности снижают мотивацию к профессиональному самообразованию.

Таким образом, самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле - как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком - как «создание себя»). Во втором случае самообразование выступает одним из механизмов превращения личности педагога в творческую личность.

Каковы же функции самообразования? Выделяются несколько таких функций:

• экстенсивная – накопление, приобретение новых знаний;

• ориентировочная - определение себя в культуре и обществе;

• компенсаторная - преодоление недостатков обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании;

саморазвития - совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;

• методологическая - преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;

• коммуникативная - установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;

• сотворческая - сопутствие, творческой работе, ее непременное дополнение;

• психологическая (и даже психотерапевтическая) - сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;

• геронтологическая - поддержание связей с миром и через них - жизнеспособности организма;

• омолаживания - преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения обучающегося и переходить на положение учащегося).

Формы самообразования подразделяются на : индивидуальную -предполагающую самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня; коллективную - направленную на активное участие педагогов в методической работе.

Руководителям необходимо так организовать работу, чтобы самообразование стало потребностью педагогов. Следует создать в коллективе условия, при которых у каждого члена коллектива формируется ответственное отношение к своему профессиональному росту и занятиям самообразованием.

Когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самообразования.

Решая проблему организации самообразования педагогов в нашем Центре развития ребенка, мы искали такие формы и методы взаимодействия с кадрами, которые ставили бы каждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков. Разрабатывая систему управления профессионально-личностным ростом педагогов, мы изучили инновационные подходы к методической работе к организации самообразования. Работая над формированием системного подхода к самообразованию педагогов, нами была построена Модель системы организованного и управляемого процесса самообразования педагогов (рис. 1).

Проведя диагностическое изучение отношения педагогов к процессу самообразования, проанализировав мотивы движущие ими при выборе формы самообразования, мы определили, что всех педагогов Центра можно разделить на две группы:

1. группа - педагоги самостоятельны и активны в процессе самообразования, способны самостоятельно или с незначительной помощью определиться с темой, формой, планом практических действий.

2. группа – педагоги неспособные систематически и качественно заниматься самообразованием, не могут определиться с темой самообразования формой и мероприятиями.

При руководстве самообразованием необходимо соблюдать ряд условий и требований.

Организацию самообразования педагогов дошкольного учреждения необходимо делать гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, независимо к какой группе мы его относим, активно включаться в работу по самообразованию, которая в свою очередь должна быть включена в педагогический процесс детского сада. Не следует спешить в навязывании тем и жестко требовать составления всевозможных планов и отчетов. В индивидуальной беседе с воспитателем определяется, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Важно убедить педагога в актуальности (необходимости) выбранной или предложенной темы.

Педагогам первой группы, которые самостоятельно интересуются всеми инновациями, часто необходима помощь в подборе педагогической литературы по теме, интересующей их.

Эти педагоги обладают умениями четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в планировании ими собственного самообразования занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового. Все эти навыки и умения позволяют им самостоятельно прогнозировать, планировать и добиваться результатов при осуществлении собственного самообразования.

Таким педагогам возможно и целесообразно предложить разработать как минимум индивидуальный план самообразования, как максимум личный творческий план в рамках самообразования или проект профессионально-личностного роста и помогать в этом.

Наибольшего внимания и методической помощи требуют педагоги второй группы. Хотя Марк Поташник и утверждает, что нельзя навязывать темы и формы самообразования, однако, не все педагоги, способны самостоятельно планировать и добиваться результатов в собственном самообразовании. И тогда перед нами, руководителями дошкольных учреждений, возникает проблема, как мотивировать педагогов второй группы к самообразованию, как сделать результаты их самообразования значимыми, ценными для педагогического процесса детского сада. Такое, организованное самообразование продолжает до сих пор оставаться наиболее трудно реализуемой задачей для руководителей.

Наиболее эффективными в работе с такими педагогами будут коллективные формы в организации процесса самообразования педагогов. Эти формы позволяют использовать коллективный опыт, охватывать большее количество рассматриваемых вопросов, а значит, приобретать больший объем знаний и умений.

Объединение педагогов в группы может быть по принципу близости тем по самообразованию, интереса к определенному направлению работы, неразработанности темы. Такие творческие группы могут быть долгосрочными или собранными на короткий период для разработки конкретных рекомендаций, памяток.

В дошкольном учреждении для этого создается необходимое обеспечение, постоянно обновляется и пополняется фонд справочной и методической литературы. Это помогает педагогам познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на изучаемую проблему.

Таким образом, следует отметить, что между самообразованием и успехом педагога существует прямая связь, которую просто необходимо поддерживать, чтобы процесс самообразования являлся для каждого педагога объектом самоуправления и основой творческой и профессиональной самореализации.

Публикации по теме:

Фотоотчет «День самоуправления»Фотоотчет «День самоуправления» Зачастую не всегда семье и детскому саду хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Не секрет, что многие.

Фотоотчет «День самоуправления»Фотоотчет «День самоуправления» Нашему саду исполнилось 75 лет. Накануне прошла неделя открытых дверей. Один из дней решили сделать днем самоуправления. Родители проводили.

План-конспект по ФЭМП для детей 3–4 лет на тему «Численность множеств как объект классификации» План-конспект по ФЭМП для детей 3-4 лет на тему: Численность множеств как объект классификации. Тема недели: «Как животные готовятся к.

Презентация «День самоуправления» 1 – слайд. Сегодня хочу рассказать и показать слайды о проведенном мероприятии «День самоуправления». 2 – слайд. Экспериментально – исследовательская.

Проект «День самоуправления» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №40 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Ребенок дошкольного возраста как субъект и объект воспитания и обучения Как жаль, что взрослые подчас Совсем не понимают нас. А детство, сами говорят, Бывает только раз! Сергей Владимирович Михалков Детство.

Самообразование педагога «Дидактические игры как средство формирования экологической культуры дошкольника» МДОУ «Детский сад «Улыбка» ИОМ педагога Ефимовой С. Н. Тема самообразования на 2018-2019 учебный год. : «Дидактические игры как средство формирования.

Самообразование педагога «Нетрадиционная техника рисования, как средство формирования творческих способностей» [Самообразование педагога МБДОУ №19 Рудь Наталии Юрьевны на 2018-2019г. «Нетрадиционная техника рисования, как средство формирования творческих.

Экологическая тропинка. Объект «Цветочная поляна»Экологическая тропинка. Объект «Цветочная поляна» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 муниципального образования Щербиновский район село Екатериновка.

Экологический объект «Поляна сказок» Объект «Поляна сказок» Цель: формирование интереса детей к природе через экологические сказки. Задачи: - расширить представления детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование как объект самоуправления
Опубликовано: 20 ноября 2018 в 11:42
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД