МААМ-картинки

Самообразование как стимул для повышения профессионального мастерства педагога и развития его личности в условиях реализации

Наталья Кравченко
Самообразование как стимул для повышения профессионального мастерства педагога и развития его личности в условиях реализации

Слайд 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013 г., внёс ряд существенных изменений в систему образования Российской Федерации и, в частности, в дошкольное образование, которое определяется как уровень общего образования и неотъемлемая часть системы непрерывного образования.

Совокупность обязательных требований к образованию определённого уровня, утверждённых федеральным органом исполнительной власти называется Федеральным государственным образовательным стандартом. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013г. и вступил в силу 1 января 2014 г.

Публикация «Самообразование как стимул для повышения профессионального мастерства педагога и развития его личности в условиях реализации» размещена в разделах

Слайд 3. ФГОС дошкольного образования определяет профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования, определенные профессиональным стандартом педагога.

Уровню профессионализма воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС и Стандарта педагога отводится большая значимость. Критерии к степени их профессионализма определены на уровне федерального законодательства: Слайд 4. приказ МОН РФ № 1155 от 17.10.2013 г. и приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». На современном этапе требования к педагогическим работникам ДОО не ограничиваются стажем работы и дипломом об образовании, а предъявляются соответствующие требования к уровню его квалификации (соответствие должности «воспитатель», первая или высшая квалификационные категории) и степени овладения им педагогическими компетенциями.

В Стандарте педагога вполне конкретно обозначены трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания, другие характеристики, касающиеся соблюдения правовых, нравственных и этических норм и требований профессиональной этики.

Изучение и детальный анализ содержания двух нормативных документов:

Слайд 5. ФГОС и Стандарта педагога — помогают педагогам ДОО уяснить, что для реализации требований ФГОС к осуществлению образовательной деятельности в своих возрастных группах воспитатели должны обладать и в полной мере проявлять свои педагогические компетенции, являющиеся составной частью общепедагогической функции, а следовательно, и педагогической компетентности.

Слайд 6. Компетенция инновационной работы и поискового характера деятельности — это умение воспитателей разрабатывать новые или использовать уже известные современные технологии, проекты образовательной деятельности с детьми; эффективно применять те виды сотрудничества с семьями, которые соответствуют целям, задачам и принципам ФГОС; в совершенстве владеть приемами познавательно-развивающего взаимодействии с детьми, методами воспитательно-образовательной деятельности, которые будут содействовать психологопедагогической поддержке позитивной социализации, индивидуализации, развития личности дошкольников и оптимизации образовательного процесса со всей группой воспитанников, что соответствует принципам образовательного Стандарта.

Коммуникативная компетенция. Все педагоги должны быть в достаточной степени общительны, доброжелательны, терпеливы во взаимодействии со своими воспитанниками. Должны уметь организовать различные виды общения как со всей группой детей, так и в ходе индивидуального взаимодействия с каждым воспитанником. Воспитатели должны владеть различными формами, методами и приемами, для создания социальных ситуаций развития в своих возрастных группах.

Прогностическая компетенция предполагает педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса и по реализации программ дошкольного образования со своими воспитанниками; планирование или предвидение возможных изменений в организации образовательной деятельности с детьми:

• на основе результатов педагогической диагностики;

• с учетом особых образовательных потребностей детей;

• с учетом интересов и потребностей семей воспитанников.

Очень важно, чтобы современный воспитатель не только в совершенстве владел содержанием и методикой работы с детьми, но и осуществлял педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса, проводил педагогическую диагностику и на ее основе выстраивал и реализовывал индивидуальные образовательные маршруты детей. Для этого он должен быть профессионалом своего дела, мыслящим, способным к анализу и творческой переработке информации.

Диагностическая компетенция. Владея ею, воспитатели должны осуществлять педагогическую диагностику, чтобы с ее помощью анализировать собственный профессионализм через призму индивидуального развития своих воспитанников для последующего выстраивания индивидуальных образовательных траекторий развития детей. Главный смысл диагностической компетенции заключается в умении воспитателя прослеживать результативность своих педагогических воздействий на детей, осуществлять самооценку педагогических компетенций и их конкретное самопроектирование в случае их отсутствия. Диагностическая компетенция, таким образом, тесно взаимосвязана с прогностической.

Дидактическая компетенция. Педагогические технологии — это компонент дошкольной дидактики. Воспитатели выбирают или создают сами технологии для реализации вариативной части образовательной программы. Объем части программы, формируемой участниками образовательных отношений, может достигать 40 % в соответствии с ФГОС. Все воспитатели должны своевременно изучать современные инновационные технологии и применять их в образовательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями своих воспитанников.

Слайд 7. Информационная компетенция. Воспитатели должны посещать РМО, проходить курсы повышения квалификации по ФГОС, активно и результативно изучать информационное поле педагогической образовательной деятельности педагогов всех регионов нашей страны, используя периодические педагогические издания и педагогические интернет-порталы.

Культурная и культурологическая компетенции предусматривают уровень общих знаний, использование детской художественной литературы, знание наизусть программных стихов, владение просодическими компонентами речи. Педагоги должны владеть интонационной выразительностью речи, чтобы процесс общения детей с педагогом был интересным, увлекательным и развивающим интерес дошкольников к устной речи, использованию художественного слова. Эти компетенции обязывают педагогов к знанию наизусть программных стихов, считалок, мирилок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, текстов для подвижных игр с правилами и хороводных игр. Эти две компетенции включают и уровень общей поведенческой культуры воспитателей, предполагают их бесконфликтную, тактичную, корректную модель поведения с детьми, родителями и коллегами. А морально-нравственная составляющая личности педагога влияет на модель взаимодействия, выстраиваемую ими с детьми: авторитарную, демократическую, либеральную или модель смешанного типа.

Компетенции самообразования, самовоспитания, самосовершенствования. Эти компетенции представляют собой направления личностного и профессионального совершенствования воспитателей. Они полностью или в большей части зависят от них самих, но немаловажен аспект направляющего воздействия заведующей и старшего воспитателя ДОО. Воспитатели должны системно осуществлять самообразование. Эти компетенции предполагают самостоятельное изучение современного педагогического опыта. Результативность проявления этих компетенций - это взаимообмен опытом, трансляция своего педагогического опыта и восприятие опыта коллег региона и страны. Реализуется эта компетенция в процессе взаимопосещений, проведения воспитателями открытых просмотров образовательной деятельности, в выступлениях на педсоветах, размещении авторских конспектов на сайте ДОО, на педагогических интернет-порталах, в ходе участия воспитателей в конкурсах профессионального мастерства педагогов различных уровней : ДОО, муниципального, регионального и федерального.

Компетенция интенсивности профессиональной деятельности. Это современное требование реализуется посредством мотивационной потребности:

• в профессиональном и личностном росте у самих воспитателей;

• в умении находиться в постоянном инновационном режиме образовательной деятельности современной ДОО;

• в умении осуществлять образовательный процесс в группах на высоком профессиональном уровне;

• в способности аккумулировать передовой опыт, современные технологии взаимодействия с детьми и семьями воспитанников;

• в умении вовремя осуществлять педагогическую диагностику и разрабатывать и реализовывать в деятельности индивидуальную образовательную траекторию для каждого ребенка;

• в умении адекватно оценивать собственные педагогические компетенции, постоянно совершенствовать их; демонстрировать свое педагогическое мастерство на методических объединениях, в системе открытых просмотров, публиковать свой опыт в профессиональных журналах, аттестоваться на квалификационные категории — первую или высшую;

• в способности создавать педагогическое планирование в соответствии с календарно-тематическим планированием, владеть ИКТ-технологиями и использовать цифровые образовательные ресурсы в образовательной деятельности.

Это еще и умение построения вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребёнка - воспитанника.

Кроме вышеназванных педагогических компетенций, воспитатели должны, в соответствии с требованиями Стандарта педагога, исполнять все обозначенные трудовые действия, владеть необходимыми умениями, проявлять необходимые знания, учитывать другие характеристики (соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики).

Педагоги должны, реализовывая основную цель профессиональной деятельности — оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам, исполнять обозначенные в Стандарте педагога трудовые функции.

Реализация требований ФГОС и Стандарта педагога неизбежно вносит изменения в работу. Необходимо постоянная целенаправленная работа над самообразованием.

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь : Слайд 8. «САМООБРАЗОВАНИЕ – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала»

Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Само-образование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контексте происходящего.

Общество постоянно предъявляет требования к системе образования. Меняются приоритетные направления, принципы, формы и методы организации дошкольного воспитания. Разрабатываются новые программы, технологии с обновленным со-держанием, вариативностью форм проведения познавательных занятий, режимных моментов.

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово.

Работа должна начинаться с формирования мотивации на самообразование, обеспечивающее активную поисково-познавательную и творческую деятельность педагога.

Определим составляющие этой потребности, Слайд 9. мотивы, побуждающие к самообразованию :

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к НОД, выступлению на Совете педагогов, родительскому собранию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

Желание творчества. Воспитатель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год

работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию, читать одни и те же сообщения и консультации для родителей. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на детях, формируют их мировоззрение и соответственно очень часто создают образ воспитателя как «несовременного человека».

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, раньше приводя ребенка в школу, просились в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Сейчас родители выбирают компетентного воспитателя для своего ребёнка.

Общественное мнение. Педагогу не должно быть безразлично, считают его «хорошим» или "плохим».

Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, надбавки, а может, даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес. Учиться просто интересно. Говорят врачу: «Исцелися сам!». Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? Вправе ли он тогда воспитывать?

И этот перечень причин самообразования далеко не полон.

Организация процесса самообразования

Слайд 10.

1. Выбор темы

При подготовке плана самообразования у педагога возникает много вопросов. Первая проблема, с которой сталкивается воспитатель — это выбор темы. «У меня проблема с выбором темы по самообразования! Не знаю, что хочу! Помогите!». Такие крики о помощи можно часто встретить не только в детском саду, но и на форумах для педагогов дошкольного образования.

Тему, как правило, дает методист или старший воспитатель. Ее также можно выбрать самостоятельно. Здесь важно определиться, как вы планируете развиваться и самообразовываться в ближайшие годы. Помните, вы всегда можете предложить свою тему, обосновав ее актуальность и практическую значимость для улучшения образовательного процесса в саду.

Молодые специалисты, которые имеют небольшой опыт работы в детском саду, могут проверить свою готовность к самообразованию, заполнив анкету для выявления способности педагогов к развитию, анкету изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования.

Следует учитывать, что темы можно условно разделить на две категории. В зависимости от того, какой вариант вы выберете, будет строиться вся ваша дальнейшая образовательная деятельность:

• воспитатель каждый год выбирает новую тему.

• воспитатель планирует работу над темой на несколько лет. То есть каждый последующий год педагог дорабатывает старую тему, привнося в нее новые идеи, наработки. Срок работы над одной и той же темой варьируется в разных садах – от 3 до 5 лет.

Если вы придерживаетесь второго варианта, то работу можно строить проектным методом, более узко, соответственно возрасту детей. В этом случае тема в последующие годы будет звучать так, к примеру: «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» (пополнение знаний по уже имеющемуся опыту).

Тема должна затрагивать актуальные вопросы дошкольного образования и быть перспективной.

Примерные темы:

Экологическое воспитание: «Экологическое воспитание через познавательное развитие», «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста».

Здоровьесберегающие технологии: «Методика воспитания правильной осанки и профилактика ее нарушения у дошкольников», «Пропаганда здорового образа жизни среди родителей воспитанников», «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях».

Патриотическое направление: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства», «Мини-музей «Родной край» — источник приобщения детей к истории своего народа».

Роль семьи: «Праздники и развлечения с привлечением родителей, как средство эстетического воспитания», «Формирование у родителей гуманистических позиций к воспитанию детей», «Роль семьи в воспитании познавательных интересов и любознательности ребенка».

• Творческое развитие : «Детский оркестр – форма развития музыкальных способностей дошкольников», «Виды орнамента в декоративной резьбе по дереву» и другие.

Несколько воспитателей могут быть объединены в работе над темой, имеющей непосредственное отношение к годовой задаче ДОУ. Если на базе детского сада работает стажировочная площадка, то тема может освещать ее экспериментальную или исследовательскую деятельность.

Слайд 11.

2. Следующий этап: план самообразования воспитателя, который входит в обязательную часть дополнительного развития педагога. Сами воспитатели относятся к подобным планам негативно, называют их «бумаготворчеством, бесконечной и пустой тратой времени, тогда как хочется просто работать с детьми». Несмотря на это, план помогает систематизировать работу воспитателя, отражает результативность его деятельности, позволяет выработать перспективу дальнейшего общения с детьми. В плане содержится программа методической деятельности на предстоящий учебный год.

Как выглядит план самообразования воспитателя?

План работы по самообразованию, или План профессионального роста выглядит следующим образом:

Индивидуальный план работы по самообразованию.

Ф. И. О. педагога ___ специальность___

Образование ___

стаж педагогической работы ___ квалификационная категория___

курсы повышения квалификации ___

Слайд 12. Тема:___

Цель: ___

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения ГМО, самообразования);

• Разработать перспективный план работы с детьми;

• Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

• Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу;

• Оформить в группе центр активности (или мини-центр) «___»;

• Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему : «___»; выступление на педагогическом совете №… по теме : «___»;

• Подготовить (принять участие) в семинаре «___»;

• Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме : «___»;

дата начала работы над темой ___

предполагаемая дата окончания работы ___

Слайд 13. Практические выходы:

1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности.

2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара.

3. Проведение мастер-классов для педагогов.

4. Оформление папки-передвижки.

5. Выставка работ.

6. Оформление сборника консультаций для родителей.

7. Проект.

8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Литература:

Автор, название, год издания, издательство.

Перспективный план самообразования педагога :

Слайд 14. Источники самообразования

Мы с вами определили что «САМООБРАЗОВАНИЕ – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний» Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

• периодические издания (газеты, журналы)

• литература (методическая, научно-популярная)

• Интернет

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Курсы повышения квалификации

•Платные курсы

• Семинары и конференции

Мастер-классы

• Мероприятия по обмену опытом

Все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Слайд 15. Формы самообразования педагога

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и

групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.

Слайд 16. Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

повышение качества образования (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)

•разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования

• разработка новых форм, методов и приемов воспитания, образования

• доклады, выступления

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии

• разработка и проведение открытых просмотров по собственным, новаторским технологиям

• создание комплектов педагогических разработок

• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Слайд 17. Продуктивность процесса самообразования

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.

Педагогический опыт является фактором изменения образовательной ситуации. Воспитатель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, следовательно, является открытым для изменений.

Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой воспитанников, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

Слайд 18.

• Программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

•Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Слайд 19.

Вывод: Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

Публикации по теме:

Коммуникативная культура, как показатель профессионального мастерства воспитателей Сегодня особенно актуальной становится проблема развития коммуникативной культуры педагогов системы дошкольного образовательного учреждения.

«Повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС до» «Повышение профессионального мастерства педагогов в условиях реализации ФГОС ДО» Система повышения профессионального мастерства педагогов.

Индивидуальный маршрут профессионального развития педагога. 2015-2016 1. Составление плана работы по самообразованию на тему: «Развитие математических представлений у дошкольников средствами информационных.

Индивидуальный план профессионального развития педагога Индивидуальный план профессионального развития на 2015-2020 годы Шаеховой Г. И., воспитателя по обучению татарскому языку МАДОУ «Детский.

Консультация для педагогов «Самообразование как условие профессионального роста» Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Преуспеть в современном мире без него не возможно..

Консультация для воспитателей «Портфолио педагога в условиях реализации ФГОС ДО» Чевушева Наталья Анатольевна Консультация для воспитателей "Портфолио педагога в условиях реализации ФГОС ДО". В соответствии с концепцией.

Проект в гостях у Светофорчика «Развитие профессиональных компетенций педагога ДОУ (в условиях реализации ФГОС до)» ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮЖДЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

Самоанализ профессионального мастерства (педагога) по интеллектуально-творческому развитию детейСамоанализ профессионального мастерства (педагога) по интеллектуально-творческому развитию детей Место проведения: МБДОУ детский сад №12 «Аленушка» поселка Псебай Дата проведения:29.04.2016 г. Время проведения: 13.30. Контингент слушателей.

Самообразование педагога ДОУ по теме «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников» САМООБРАЗОВАНИЕ 2016-2017 УЧ. ГОД ТЕМА: Дидактическая игра, как средство развития речи дошкольников. Дата начала работы: сентябрь 2016 год.

Самообразование как форма повышения педагогического мастерства воспитателя Сообщение «Самообразование как форма повышения педагогического мастерства воспитателя». Слайд 1. Совершенствование качества обучения и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование как стимул для повышения профессионального мастерства педагога и развития его личности в условиях реализации
Опубликовано: 21 ноября 2016 в 19:27
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД