Папки-передвижки

Самообразование «Метод наглядного моделирования как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Воробьева Татьяна Николаевна
Самообразование «Метод наглядного моделирования как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя МАДОУ ДСКН№1 г. Сосновоборска Воробьевой Татьяны Николаевны (2017 – 2019 учебный год).

Тема: «Метод наглядного моделирования как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность

Публикация «Самообразование „Метод наглядного моделирования как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Речь – это существенный элемент человеческой деятельности, который позволяет человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, которые имеют различные речевые нарушения. Дети испытывают дефицит речевого общения. Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Всю необходимую для себя информацию дети вместе с родителями черпают в интернете. Они мало общаются, речевой опыт детей ограничен, а языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна и малословна. Речевое обследование детей моей группы показало ряд сложностей в развитии связной речи.

Работая с детьми я заметила, что они без радости включаются в учебную деятельность и, как правило, у таких детей недостаточно развита память и снижено внимание. Поэтому дети не проявляют интереса к поисковой деятельности, с трудом планируют любые ее виды, не охотно выполняют задания и часто отвлекаются. В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихотворения, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приемами и методами запоминания. Все это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции.

Основываясь на особенность развития наглядно-действенного мышления детей, я решила использовать в своей работе по развитию связной речи метод наглядного моделирования. Согласно источникам, данный метод позволяет детям эффективнее воспринимать и преобразовывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее. Особенностью этой методики является не изображение предметов, а символов, что облегчает поиск и запоминание слов.

Цель: выявить эффективность использования приемов наглядного моделирования в развитии связной речи у детей.

Задачи:

1. повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

2. изготовить и подобрать методический материал (пособия для использования в образовательных ситуациях);

3. способствовать формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста;

4. сформировать навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении;

5. развивать умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения;

6. развивать умения детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели;

7. обобщить опыт педагогической работы по самообразованию.

Этапы работы:

1 этап - диагностический:

Содержание работы

* Подбор методов и методик.

* Постановка проблемы.

* Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

Практические выходы:

1. Результаты диагностики.

2. Психолого-педагогическая, методическая литература.

3. План по самообразованию.

2 этап – прогностический:

Содержание работы

* Определение цели и задач работы над темой.

* Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

* Прогнозирование результатов.

Практические выходы:

1. Составление перспективного плана по развитию связной речи детей с использованием метода наглядного моделирования.

3 этап – практический:

Содержание работы

* Внедрение передового практического опыта; система мер, направленных на решение проблемы.

* Формирование методического комплекса.

* Корректировка работы.

Практические выходы:

1. Консультации и памятки для родителей.

2. Составление картотеки игр и наглядных материалов для работы с детьми (авторское пособие, картинки, план - схемы, пиктограммы, мнемотаблицы и др.)

3. Организация занятий согласно перспективному плану.

4 этап – обобщающий:

Содержание работы

* Подведение итогов.

* Оформление результатов работы по теме.

* Представление материалов.

Практические выходы:

1. Оформление опыта работы.

2. Подборка материалов и составление картотеки по лексическим темам.

5 этап – внедренческий:

Содержание работы

* Использование опыта в процессе дальнейшей работы.

* Распространение опыта.

Практические выходы:

1. Выступление на педагогическом совете.

2. Публикация материала на сайте

Литература:

1. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М. : АРКТИ, 2002. — 144 с.

2. Куцина Е. В., Созонова Н. Н. Готовимся к школе. Тетрадь 9. Учимся пересказывать (для детей 5- 7 лет). – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2014. – 80 с.

3. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. — М., Центр педагогического образования, 2009. — 80 с.

4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие. — М., Центр педагогического образования, 2009. — 96 с.

5. Расторгуева Н. И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.

6. Ткаченко Т. Д. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. Выпуск №2. Методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2003-24с. + 8с. цвет, вклейка.

7. Ушакова О. С. Придумай слово: Речевые игры. Упражнения. Методические рекомендации. Книга для воспитателей детского сада и родителей. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Сфера, 2009. — 208 с.

8. интернет источники

Публикации по теме:

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Метод наглядного моделирования как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 января 2020 в 06:01
+53Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД