Получи документы

Методика формирования у дошкольников опыта познавательно-исследовательской деятельности

ирина жерукова
Методика формирования у дошкольников опыта познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГБОУ ЦО № 1404 «Гамма»

Самообразование

«Методика формирования у дошкольников опыта познавательно-исследовательской деятельности»

Автор проекта:

Жерукова И. М.

воспитатель

2013-2014 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ:

• Паспорт.

• Введение (актуальность темы, мотивация выбора).

• Основная часть (план работы над самообразованием, работа по реализации – описание).

• Выводы.

• Конечный продукт.

Публикация «Методика формирования у дошкольников опыта познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах

• Приложения (таблица, диаграммы, конспекты занятий, презентация и др.).

• Библиография.

ПАСПОРТ

Название: «Методы формирования у дошкольников познавательно-исследовательской деятельности».

Ф. И. О. автора: Жерукова И. М.

Тип проекта: Исследовательский

Проблема: Недостаточный уровень сформированности исследовательских навыков у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: Овладевая исследовательской деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности. Это позволит развить у дошкольников навыки самостоятельной поисковой деятельности, активного исследовательского и коммуникативного взаимодействия. Поможет осознать свою долю ответственности за выполнение общего дела. Научит работать в команде, помогать друг другу.

Цель: Изучение и применение на практике способов и методов формирования познавательно-исследовательских навыков.

Конечный продукт: Разработка конспектов НОД, консультаций для родителей и воспитателей, направленных на развитие познавательно-исследовальских навыков.

Объект исследования: Процесс формирования познавательно-исследовательских навыков у дошкольников.

Предмет исследования: способы и методы формирования познавательно-исследовательских навыков у дошкольников.

Оборудование: СD Диск с презентацией защиты темы самообразования.

Введение

Актуальность

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

XXI век – век интеллекта, век индивидуализма личности и век технологий. Информационный век со всех сторон своим потоком вестей окружает человека, напирает на него и справиться с этим лишь способностью памяти – активным и пассивным запоминанием все труднее и труднее, ибо всему есть предел, памяти тоже.

Но как мы знаем, кроме человеческой памяти есть и человеческое мышление, резервы которого используются не более 2-3%. Обучение можно качественно изменить, если мы сделаем поворот от запоминания и количественного набора знаний к организации мыслительной деятельности детей дошкольного возраста над знаниями для их понимания.

Основная

Часть

План работы над темой

самообразования

Сроки Содержание деятельности

Конец августа – начало сентября Выбор темы самообразования

Сентябрь Составление плана работы над темой

Октябрь (и далее по мере необходимости в течение работы над проектом) Изучение теории вопроса

октябрь Определение формы работы и планирования деятельности по теме самообразования

Ноябрь - декабрь Создание алгоритма деятельности воспитателя по организации формирующей оценки

Январь - апрель Подготовка конспектов занятий самообразования

Конец апреля Анализ работы и её практических результатов

Май Подготовка отчёта и презентации о проделанной работе

Конец мая Защита проекта по самообразованию

Проблема

Данная проблема заключается в недостаточном уровне сформированности познавательно-исследовательских навыков у детей дошкольного возраста.

Гипотеза

Из данной проблемы вытекает гипотеза,

овладевая исследовательской деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности и это позволит развить у дошкольников навыки самостоятельной поисковой деятельности, активного исследовательского и коммуникативного взаимодействия. Поможет осознать свою долю ответственности за выполнение общего дела. Научит работать в команде, помогать друг другу

Цель исследования

Изучение и применение на практике способов и методов формирования познавательно-исследовательских навыков.

Объект исследования

Процесс формирования познавательно-исследовательских навыков у дошкольников.

Предмет исследования

Способы и методы формирования познавательно- исследовательских навыков дошкольников.

Конечный продукт

Работая по теме исследования, я подбирала задания, которые способствовали развитию познавательно-исследовательских навыков детей.

Выводы

Выводы:

Исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.

Конечный продукт

Задание № 1

Внимательно послушайте это шутливое стихотворение и ответьте на вопросы:

МУХА-ЧИСТЮХА

Жила-была Муха-чистюха.

Все время купалась Муха.

Купалась она

В воскресенье

В отличном

Клубничном

Варенье.

В понедельник –

В вишневой наливке.

Во вторник –

В томатной подливке.

В среду –

В лимонном желе.

В четверг –

В киселе и смоле

В пятницу –

В простокваше,

В компоте

И в манной каше.

В субботу,

Помывшись в чернилах,

Сказала:

– Я больше не в силах!

Ужжасно-жужжасно устала,

Но, кажется,

Чище

Не стала!

1. В какой день недели Муха купалась в клубничном варенье?

2. Какой день следует за воскресеньем?

3. Что делала Муха в этот день?

4. Назови второй день недели и вспомни, что говорится о нем в стихотворении.

5. Каким днем обозначена середина недели?

6. Назови четвертый и пятый день. Вспомни приключения Мухи.

Задание № 2

Называется предмет. Например: стол. Задача детей - называть как можно больше возможных признаков этого предмета. Например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Выиграет тот, кто выделит как можно больше признаков этого предмета. Воспитатель может организовать работу над данным заданием как индивидуально, так и в группах.

Задание №3

Воспитатель прячет в коробку предмет, относящийся к определенной теме. Дети должны задавать вопросы, которые помогут догадаться, что лежит в ящике. Но вопросы должны быть такими, чтобы ответ на них был «Да» или «Нет».

Задание №4

Детям предлагается придумать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. Например, тема «Осень». Раскрывая её, можно рассказать о деревьях с пожелтевшими листьями; об улетающих птицах; о машинах, убирающих урожай на полях; о первоклассниках, идущих в школу.

Приложения

Бланк наблюдений

Фамилия, имя___

Исследовательские навыки Уровень сформированности

Высокий Средний Низкий

Постановка вопросов

Наблюдение

Планирование

Сбор данных

Запись данных

Организация данных

Интерпретация данных

Презентация итогов исследования

Вывод ___

Библиография

• И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

• Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007

• Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».

• Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004.

• Выготский Л. С. «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л. С. Семенюк – М. : Воронеж, 2003г

• Запорожец А. В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста»/Под ред. Запорожец А. В., Леонтьева А. И. – М. : Педагогика, 1995г.

• Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т. А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с. 12.

• «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» : Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л. Н. – М. : «Аркти», 2004г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Портфолио Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования Департамента образования Государственное бюджетное образовательное.

Портфолио воспитателя Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования Департамента образования Государственное бюджетное образовательное.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методика формирования у дошкольников опыта познавательно-исследовательской деятельности
Опубликовано: 28 января 2015 в 21:59
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика формирования у дошкольников опыта познавательно-исследовательской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем ирина жерукова (УИ 212462) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД