ирина жерукова
Методика формирования у дошкольников опыта познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГБОУ ЦО № 1404 «Гамма»
Самообразование
«Методика формирования у дошкольников опыта познавательно-исследовательской деятельности»
Автор проекта:
Жерукова И. М.
воспитатель
2013-2014 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ:
• Паспорт.
• Введение (актуальность темы, мотивация выбора).
• Основная часть (план работы над самообразованием, работа по реализации – описание).
• Выводы.
• Конечный продукт.
Публикация «Методика формирования у дошкольников опыта познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
• Приложения (таблица, диаграммы, конспекты занятий, презентация и др.).
• Библиография.
ПАСПОРТ
Название: «Методы формирования у дошкольников познавательно-исследовательской деятельности».
Ф. И. О. автора: Жерукова И. М.
Тип проекта: Исследовательский
Проблема: Недостаточный уровень сформированности исследовательских навыков у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: Овладевая исследовательской деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности. Это позволит развить у дошкольников навыки самостоятельной поисковой деятельности, активного исследовательского и коммуникативного взаимодействия. Поможет осознать свою долю ответственности за выполнение общего дела. Научит работать в команде, помогать друг другу.
Цель: Изучение и применение на практике способов и методов формирования познавательно-исследовательских навыков.
Конечный продукт: Разработка конспектов НОД, консультаций для родителей и воспитателей, направленных на развитие познавательно-исследовальских навыков.
Объект исследования: Процесс формирования познавательно-исследовательских навыков у дошкольников.
Предмет исследования: способы и методы формирования познавательно-исследовательских навыков у дошкольников.
Оборудование: СD Диск с презентацией защиты темы самообразования.
Введение
Актуальность
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
XXI век – век интеллекта, век индивидуализма личности и век технологий. Информационный век со всех сторон своим потоком вестей окружает человека, напирает на него и справиться с этим лишь способностью памяти – активным и пассивным запоминанием все труднее и труднее, ибо всему есть предел, памяти тоже.
Но как мы знаем, кроме человеческой памяти есть и человеческое мышление, резервы которого используются не более 2-3%. Обучение можно качественно изменить, если мы сделаем поворот от запоминания и количественного набора знаний к организации мыслительной деятельности детей дошкольного возраста над знаниями для их понимания.
Основная
Часть
План работы над темой
самообразования
Сроки Содержание деятельности
Конец августа – начало сентября Выбор темы самообразования
Сентябрь Составление плана работы над темой
Октябрь (и далее по мере необходимости в течение работы над проектом) Изучение теории вопроса
октябрь Определение формы работы и планирования деятельности по теме самообразования
Ноябрь - декабрь Создание алгоритма деятельности воспитателя по организации формирующей оценки
Январь - апрель Подготовка конспектов занятий самообразования
Конец апреля Анализ работы и её практических результатов
Май Подготовка отчёта и презентации о проделанной работе
Конец мая Защита проекта по самообразованию
Проблема
Данная проблема заключается в недостаточном уровне сформированности познавательно-исследовательских навыков у детей дошкольного возраста.
Гипотеза
Из данной проблемы вытекает гипотеза,
овладевая исследовательской деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности и это позволит развить у дошкольников навыки самостоятельной поисковой деятельности, активного исследовательского и коммуникативного взаимодействия. Поможет осознать свою долю ответственности за выполнение общего дела. Научит работать в команде, помогать друг другу
Цель исследования
Изучение и применение на практике способов и методов формирования познавательно-исследовательских навыков.
Объект исследования
Процесс формирования познавательно-исследовательских навыков у дошкольников.
Предмет исследования
Способы и методы формирования познавательно- исследовательских навыков дошкольников.
Конечный продукт
Работая по теме исследования, я подбирала задания, которые способствовали развитию познавательно-исследовательских навыков детей.
Выводы
Выводы:
Исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.
Конечный продукт
Задание № 1
Внимательно послушайте это шутливое стихотворение и ответьте на вопросы:
МУХА-ЧИСТЮХА
Жила-была Муха-чистюха.
Все время купалась Муха.
Купалась она
В воскресенье
В отличном
Клубничном
Варенье.
В понедельник –
В вишневой наливке.
Во вторник –
В томатной подливке.
В среду –
В лимонном желе.
В четверг –
В киселе и смоле
В пятницу –
В простокваше,
В компоте
И в манной каше.
В субботу,
Помывшись в чернилах,
Сказала:
– Я больше не в силах!
Ужжасно-жужжасно устала,
Но, кажется,
Чище
Не стала!
1. В какой день недели Муха купалась в клубничном варенье?
2. Какой день следует за воскресеньем?
3. Что делала Муха в этот день?
4. Назови второй день недели и вспомни, что говорится о нем в стихотворении.
5. Каким днем обозначена середина недели?
6. Назови четвертый и пятый день. Вспомни приключения Мухи.
Задание № 2
Называется предмет. Например: стол. Задача детей - называть как можно больше возможных признаков этого предмета. Например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Выиграет тот, кто выделит как можно больше признаков этого предмета. Воспитатель может организовать работу над данным заданием как индивидуально, так и в группах.
Задание №3
Воспитатель прячет в коробку предмет, относящийся к определенной теме. Дети должны задавать вопросы, которые помогут догадаться, что лежит в ящике. Но вопросы должны быть такими, чтобы ответ на них был «Да» или «Нет».
Задание №4
Детям предлагается придумать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. Например, тема «Осень». Раскрывая её, можно рассказать о деревьях с пожелтевшими листьями; об улетающих птицах; о машинах, убирающих урожай на полях; о первоклассниках, идущих в школу.
Приложения
Бланк наблюдений
Фамилия, имя___
Исследовательские навыки Уровень сформированности
Высокий Средний Низкий
Постановка вопросов
Наблюдение
Планирование
Сбор данных
Запись данных
Организация данных
Интерпретация данных
Презентация итогов исследования
Вывод ___
Библиография
• И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
• Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007
• Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».
• Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004.
• Выготский Л. С. «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л. С. Семенюк – М. : Воронеж, 2003г
• Запорожец А. В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста»/Под ред. Запорожец А. В., Леонтьева А. И. – М. : Педагогика, 1995г.
• Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т. А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с. 12.
• «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» : Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л. Н. – М. : «Аркти», 2004г.