Папки-передвижки

Самообразование «Особенности формирования навыков самостоятельности у детей дошкольного возраста»

Наталия Романова
Самообразование «Особенности формирования навыков самостоятельности у детей дошкольного возраста»

Самообразование на тему : «Особенности формирования навыков самостоятельности у детей дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды на основе образовательных областей»

Подготовила воспитатель группы № 5 Романова Н. В.

Сегодня современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно до- школьник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Подготовка детей к школе, по мнению ряда авторов, предполагает умственную, нравственную, физическую, эстетическую готовность. Ученые определяют содержание нравственно-волевой готовности следующим образом – это отношение к себе, отношение к сверстникам, отношение к учителю, отношение к школе и нравственно-волевые качества: ответственность, настойчивость, самостоятельность, активность. Среди перечисленных качеств личности, исследователи особо выделяют самостоятельность ребенка. Именно данное качество, по мнению ряда авторов, обеспечивает:

Публикация «Самообразование „Особенности формирования навыков самостоятельности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

умение переносить известные способы действий в новые условия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом. Многими авторами самостоятельность рассматривается как общая характеристика регуляции личностью своей деятельности, отношений и поведения. Самостоятельность – это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений. Полноценное развитие ребенка осуществляется в результате его самопроявления и самоутверждения в деятельности, через активность, самостоятельные пробы и ошибки. Успешность ребенка в разных видах деятельности и общении во многом зависит от способности действовать самостоятельно. И одним из эффективных способов развития самостоятельности у детей дошкольного возраста является создание адекватной реализуемой программе, соответствующей особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка предметно- развивающей среды.

Правильно созданная в группе предметно-развивающая среда должна решать ряд задач, а именно: .способствовать проявлению инициативы и творчества у детей в разных видах деятельности;

помогать совершенствовать умение организовывать и завершать собственную деятельность;

воспитывать желание вступать в контакт со сверстниками для достижения общей цели, а также формировать познавательную активность для создания мотивации, привитие навыков познавательной деятельности.

Создание развивающего пространства для свободной самостоятельной деятельности детей позволяет включать ребенка в процесс исследования, а не получения готовых знаний и обеспечение вариативности дошкольной ступе- ни образования, переход на личностно -ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса. Задачи приобретают особое значение в связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, так как новые нормативные документы ориентируют педагогов дошкольного образования :

на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

на формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Свободная деятельность воспитанников в условиях созданных педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая вы- бор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Предметно-развивающую среду в группе нужно организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем в соответствии со спецификой программы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Предоставление ребенку свободы, большого «поля» для самостоятельных действий в реализации своих интересов, общение на равных в процессе сотрудничества посредством предметно-развивающей среды, помогает в полной мере реализовать задачи личностно ориентированного взаимодействия.

ФГОС рекомендует при создании предметно-развивающей среды соответствовать основным принципам: Трансформируемость пространства предполагает:

возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды;

наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает:

наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Руководствуясь вышесказанным, оборудование и материалы в группе нужно постараться разместить в соответствии с линиями развития.

Для организации коллективной и индивидуальной деятельности желательно приобрести ширмы, открытые легкие стеллажи, модули. Это оборудование используется по разному функциональному назначению, как разделители пространств, а так же как емкости для хранения атрибутов и т.  д.

Ширмы, контейнеры, шнуры, модули помогают и дают возможность детям легко, по их усмотрению и замыслу трансформировать, создавать пространственную организацию среды, обозначать свою игровую территорию. Развивающую предметно-пространственную среду в группе необходимо организовать так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, находились в поле зрения ребенка, были доступны, чтобы ребенок мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому. Дети приучаются все материалы складывать на место: во-первых, по- тому, что порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, а во-вторых, потому, что они могут понадобиться для игры другим детям и этому же ребенку. Для удовлетворения потребностей ребенка объекты деятельности необходимо размешать так, чтобы для него в них была какая-то интересная цель. Эта цель направляет действия ребенка. Информация, заложенная в предметно-развивающей среде, побуждает ребенка к поиску достижения цели, применения уже имеющихся знаний, стимулируя его активность и самостоятельность. Новая форма работы организация непосредственно-образовательной деятельности «задел на будущее» позволяет детям на основе полученных знаний, и заранее спланированной педагогом развивающей среды самостоятельно прийти к цели, используя метод проб и ошибок.

Таким образом, развивающая среда, обеспечивающая личностно ориентированное взаимодействие детей способствует развитию самостоятельности. Когда ребенок свободно реализует свои интересы, потребности, проявляет волю, его деятельность имеет мощную мотивацию, она эмоционально насыщена и психологически комфортна.

Развивающая среда имеет принципиальное значение для развития самостоятельности, независимости, креативности, где в конечном итоге формируется полноценная личность с высокой самооценкой и самоуважением. Взрослым же следует помнить и принимать тот факт, что в период собственной активности дошкольники крайне отрицательно относятся к любому вмешательству со стороны взрослого. Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой.

Исходя из выше сказанного,в нашей группе № 5 «Цветик-семицветик» созданы условия для восприятия художественной литературы, народного фольклора. В книжном уголке подобраны книги в соответствии с возрастом детей, темой недели. Стихи иллюстрации художников о сезонном времени года. Имеются схемы, картинки для составления рассказов, альбомы по развитию речи, пособия для развития мелкой моторики рук. Иллюстрации к знакомым сказкам. Есть полка «умных книг». Расположен материал по методической теме, над которой работаем-мы воспитатели.

Книги и альбомы меняются в зависимости от темы недели и чтения по программе.

Здесь же расположен уголок краеведения.   Начинаем работу по направлениям: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город». Создаются тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья». Материал для ознакомления детей с малой родиной : (улица или микрорайон, где расположен наше дошкольное отделение №7,8, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы.

В уголке двигательной активности-целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей, имеются мячи, кольцебросс, кегли, скакалки, обручи, султанчики, мешочки, платочки, веревочки, мишени. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице, индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей.

Есть картотека подвижных игр, картотека основных видов движения, картотека утренней гимнастики, карточки - схемы с изображением различных физических упражнений, картотека гимнастики после сна, картотека гимнастики для глаз, картотека дыхательной гимнастики. Для профилактики плоскостопия имеются массажные коврики и дорожки. Имеется материал для формирования навыков ЗОЖ : альбомы, игры, дидактические игры на здоровье сбережение и спорт, имеются альбомы стихов и загадок о спорте, здоровье.

В уголке художественного творчества-целью которого является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изо деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности, есть все необходимое для творчества детей : трафареты, геометрические формы, краски, кисти, карандаши, мелки, фломастеры, белая и цветная бумага, картон, ножницы, пластилин, салфетки. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д. Репродукции картин художников по сезонам вывешиваем в виде выставки. Например, по теме недели «Зима» была организована выставка детских работ и репродукций картин известных художников.

Вывод: Задача оснащения развивающей предметно - пространственной среды ГБОУ остается одной из главных. В группе № 5 необходимо продолжать расширять, обновлять уголки, зоны, центры активности, пополнять дидактические и развивающие игры в соответствии с ФГОС ДО.

Публикации по теме:

Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста в процессе формирования навыков самообслуживания Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Консультация «Особенности формирования навыков конструирования у детей старшего дошкольного возраста» Консультация «Особенности формирования навыков конструирования у детей старшего дошкольного возраста» Подготовила: Воспитатель ГАПОУ.

Консультация «Основы формирования навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста» Бронникова Е. А. Основы формирования навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста Важнейшим условием решения сложных.

Особенности формирования чувства цвета у детей дошкольного возраста Введение И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё, что его интересует. Всё вызывает интерес:.

Особенности формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста. слайд 2 Цель: В интересной и занимательной форме закреплять знания о правах ребенка, отраженных во всемирной декларации прав человека: право.

Особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста Особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Пространственные представления – это представления.

Особенности формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ технологий Особенности формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста с использованием мультимедийных технологий Экологическое.

Особенности формирования навыков метания у детей с нарушением зрения Особенности формирования навыков метания у детей с нарушением зрения Обучение и воспитание детей в дошкольном учреждении компенсирующего.

Актуальность формирования навыков безопасного поведения на улице у детей старшего дошкольного возраста Актуальность формирования навыков безопасного поведения на улице детей старшего дошкольного возраста Сложившаяся социальная и экологическая.

Значение формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Особенности формирования навыков самостоятельности у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 апреля 2018 в 17:59
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД