Елена Мишарина
Самообразование педагога детского сада «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"
На 2015-2016 учебный год мною была выбрана тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».
Публикация «Самообразование педагога детского сада „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Устное народное творчество
- Устное народное творчество. Самообразование
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
В течение года большое внимание будет уделено знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей будет организована с учётом интеграции образовательных областей.
В ходе работы над темой самообразования будет собрана картотека загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняются значения слов, которые дети слышат в потешке.
Перед сном дети слушают колыбельные в записи. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.
Этапы работы по
самообразованию :
1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.
2. Планирование работы по самообразованию.
3. Теоретическое изучение проблемы.
4. Практическая деятельность.
5. Подведение итогов самообразования.
Цель работы по самообразованию : объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей на основе устного народного творчества.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
на 2015-2016 учебный год
Месяц Работа воспитателя
Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста».
Знакомство с потешками
Консультация «Как выбрать полезную сказку для малыша»
Печать раскрасок по русским народным сказкам
Октябрь Теоретическое изучение проблемы.
Изучение литературы по теме:
1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. - метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
3. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
Разучивание и проговаривание потешек Папка-передвижка для родителей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».
Ноябрь Создание картотеки потешек для работы с детьми.
Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка».
Применение потешек в режимных моментах.
Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».
Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» Создание аппликаций с тканевыми вставками
Декабрь Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»
Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок. Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
Январь Изучение темы:
«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».
Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото Составление рекомендаций для родителей по использованию фольклора дома.
Февраль
Изучение темы:
«Роль сказки в воспитании детей»
Инсценирование русской народной сказки «Теремок»
Консультация: «Почитай мне сказку, мама» или «С какими книгами лучше дружить»
Март Изучение темы: «Влияние сказки на психику ребенка»
Досуг «Вечер загадок» Консультация для родителей "Роль загадки в воспитании дошкольника"
Апрель Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»
Обыгрывание детьми знакомых сказок (игры-драматизации Создание сказок на фланелеграфе
Май • Самоанализ плана самообразования.
• Отчёт по теме самообразования.
Создать театральный уголок в группе (настольный (конусный, пальчиковый и би-ба-бо театры)