МААМ-картинки

Самообразование «Работа с педагогами по вопросам гендерного подхода к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста»

Ольга Евтюхина
Самообразование «Работа с педагогами по вопросам гендерного подхода к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста»

Проблема: Невысокий уровень компетентности педагогического коллектива в вопросах гендерного воспитания дошкольников

Цель: расширить знания педагогов по проблеме к гендерного подхода к воспитанию и обучению дошкольников

Задача: разработать систему мероприятий, направленную на повышение уровня компетентности педагогического коллектива в вопросах гендерного воспитания

Публикация «Самообразование „Работа с педагогами по вопросам гендерного подхода к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Конечный продукт:Система методических мероприятий, способствующая повышению компетентности педагогов вопросах воспитания и обучения дошкольников с учетом их гендерных особенностей

Актуальность проблемы

Гендерные педагогические исследования как самостоятельное научное направление сложилось сравнительно недавно, начиная с 90-годов прошлого столетия. Но с каждым годом в разных странах мира все больше и больше исследователей обращаются к изучению категории «гендер» и различных ее аспектов в обучении и воспитании. В результате проведения этой работы одним из определяющих индексов развития образования является индекс гендерного равенства, потому что недискриминационное образование приносит пользу, как девочкам, так и мальчикам и тем самым в конечном итоге способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами.

Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования существуют серьезные проблемы, касающиеся гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности вообще детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста.

Становится очевидным, что при воспитании ребенка-дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности.

В настоящее время воспитателями и родителями очень слабо ведется работа по преодолению разобщенности между девочками и мальчиками в играх и других видах детской деятельности, в процессе которых дети могли бы действовать сообща.

Воспитателями не осуществляется дифференцированный подход к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации различных видов деятельности в детском саду, так и в повседневной жизни.

С внедрением в практику работы дошкольного учреждения ФГОС как к построению образовательной программы, так и к организации воспитательно-образовательной работы в детском саду, одной из задач современного дошкольного образования стала социализация воспитанников, в процессе которой должны создаваться условия для эффективного развития личности ребенка.

Так, говоря о развитии современного ребенка, мы говорим о том, что ребенок развивается не просто как индивид, а как индивид определенного пола, поэтому неотъемлемой частью общего психического развития дошкольников является процесс гендерной социализации, включающий в себя формирование психологического пола ребенка, психических половых различий и гендерной дифференциации.

И поэтому процесс формирования гендерного воспитания и обучения детей в условиях детского сада заслуживает пристального внимания, и важная роль в этом процессе принадлежит именно педагогам, как носителям традиций и культуры общества. Ведь по статистическим данным дети находятся в дошкольном учреждении от 40 до 50 часов в неделю, в то время как работающие родители общаются с ребенком не более полутора часов в день, т. е. 7,5 часов в течение рабочей недели.

Важно, чтобы педагоги сумели отделить свои идеальные представления о том, как именно и насколько должна проявляться «мужественность» мальчика и «женственность» девочки от индивидуальных особенностей ребенка, позволяющих или препятствующих приближаться к этим идеалам.

Но гендерные представления самих педагогов нельзя изменить стихийно.

Изменение содержания и характера гендерных представлений педагогов дошкольных учреждений, как своих собственных, так и относительно воспитания и обучения мальчиков и девочек дошкольного возраста возможно только при специальной целенаправленной работе.

Безусловно, качество воспитания ребенка во многом зависит от уровня культуры воспитателя. Поэтому педагогам необходимо быть носителями и трансляторами гендерной культуры.

Различные методы как групповой, так и индивидуальной работы должны способствовать коррекции гендерных представлений взрослых.

Внедрение гендерного воспитания в образовательную программу дошкольного учреждения позволяет:

закреплять у детей представления об особенностях мальчиков (мужчин) и девочках (женщин);

заложить основы для понимания детьми своей социальной роли с учетом принадлежности к конкретному полу;

сформировать необходимые умения приобретать полезный жизненный опыт.

Основные пути:

• воспитание и развитие мальчиков и девочек в дифференцированной и совместной среде с акцентом на гендер;

• изменение предметно-развивающей среды: равноценное наполнение как «девчоночьими» материалами и пособиями, так и «мальчишечьими».

• сотрудничество родителей с воспитателями, психологами дошкольного отделения.

В результате целенаправленного использования игр, упражнений и различных заданий развивающего характера у дошкольников будут формироваться навыки общения с ровесниками и взрослыми людьми противоположного пола. В игре, обучении, общении, свободном время провождении ребенок научится лучше понимать внешние качества и личностные характеристики, отличающие мальчиков от девочек. Постепенно будут формироваться навыки культуры общения на основе понимания особенностей мужского и женского поведения, будут закрепляться представления о мальчиках и девочках – будущих родителях.

Главная задача воспитателя – помочь дошкольнику приобрести значимое социальное качество – осознание себя как носителя женской или мужской роли.

Передо мной как старшим воспитателем встала задача, как донести до своего педагогического коллектива важность и интерес работы по внедрению гендерного подхода к воспитанию детей дошкольного возраста, чтобы он воспринял это не как дополнительную нагрузку, а как инновации в работе, которые помогут им в организации жизни детей.

Основными направлениями деятельности на 2014-2015 учебный год стали:

• Анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме

• Проведение психологических исследований, позволяющих определить гендерную идентичность у педагогического коллектива, а также позволяющих оценить гендерные установки педагогов и их стереотипы в конкретной социальной группе (анкета для педагогов, анкета «Представления о женщинах и мужчинах в своей культуре»)

• Выделение различий между «гендерным» и «полоролевым» подходами

• Разработка форм и методов работы с педагогами, направленных на понимание ими гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста и использование их в работе с девочками и мальчикам.

Исходя из того, что мне самой был мало знаком данный вопрос, упор был сделан на изучение имеющейся в учреждении литературы, а также Интернет-источников.

Поняв, что психологическая литература трудна для восприятия воспитателям, была составлена картотека журнальных статей. В методическом кабинете была создана постоянно действующая выставка методической литературы и периодической печати по интересующей нас проблеме.

В работе с педагогическим коллективом на 2-ю половину 2014-2015 учебного года были выделены наиболее доступные и действенные формы

• Групповые занятия (лекции, семинары)

• Конкурсы

• Индивидуальные консультации

• тренинги

Завершением работы над этой темой стал «Педагогический КВН», который обобщил полученные знания педагогов и выявил их большой интерес к данному направлению. Команды подбирали народный фольклор с акцентом на гендер и литературный материал по формированию КГН мальчиков и девочек, составляли сценарии праздников для мальчиков и девочек, в творческой паузе инсценировали песню «Из чего сделаны наши мальчишки?» и стихотворение Э. Успенского «Если бы я был девчонкой!».

Таким образом, еще раз обобщая все выше сказанное, хочется отметить, что мне было важно, чтобы в ходе нашей целенаправленной работы педагоги:

- поняли разницу между «полоролевым» и «гендерным» подходом к воспитанию дошкольников,

- сумели отделить свои идеальные представления о том, как именно и насколько должна проявляться «мужественность» мальчика и «женственность» девочки от индивидуальных особенностей ребенка, позволяющих или препятствующих приближаться к этим идеалам.

Было объяснено и то, что слишком строгое разграничение гендерных ролей, ограничения и навязывание стандартов поведения, как правило, приводят к отрицательным результатам. Поэтому мне важно было донести до педагогов, что осознание и освоение «гендерной роли» должно происходить в условиях положительного подкрепления, когда у ребенка есть возможность искренне порадоваться, что он родился именно мальчиком или девочкой.

Выводы

В ходе целенаправленной работы повысился уровень педагогической компетентности педагогов в вопросах гендерного воспитания дошкольников.

Наметились тенденции к изменению стереотипных представлений педагогов

Обеспечена информационно-методическая поддержка педагогов по данной теме.

Определены перспективы дальнейшей работы с педагогическим коллективом по амплификации их гендерных представлений

Публикации по теме:

«Организация гендерного подхода в работе с детьми старшего дошкольного» Актуальность В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание.

Использование индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей в условиях дошкольного образования Исторический аспект вопроса индивидуализации процесса обучения и воспитания детей. Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли.

Конспект занятия с учетом гендерного подхода «Бумажная страна» Конспект по теме: «Бумажная страна» Направление образования и развития (образовательная область): интеграция образовательных областей –.

Опыт работы «Система работы учреждения по вопросам безопасности с детьми дошкольного возраста» Система работы по безопасности с детьми дошкольного возраста в МДОУ детском саду №27 «Солнышко» Ни для кого не секрет, что сложившаяся.

Основы гендерного воспитания у детей дошкольного возрастаОсновы гендерного воспитания у детей дошкольного возраста Понятие о гендерном воспитании. Гендерное воспитание –формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, это необходимо.

Работа с родителями по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста Работа с родителями Деятельность коллектива ДОУ по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста не имела бы таких положительных.

Самообразование «Использование игры как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ» Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста. Процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда.

Способы реализации гендерного подхода в воспитании старших дошкольников В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как.

Теоретические основы гендерного подхода в образовательном процессе, их учет в организации Рппс. Формирование гендерной принадлежности ребенка – важнейшая задача дошкольного детства, актуальность которой возрастает в связи с ослаблением.

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам развития детей раннего возраста Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам развития детей раннего возраста. 1. Именно родители составляют первую общественную среду ребенка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Работа с педагогами по вопросам гендерного подхода к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 8 апреля 2016 в 18:11
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД