Анжелика Приходько
Самообразование «Развитие речи с помощью дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи с помощью дидактических игр
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 35 ГОРОДА КРЫМСКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОН
Самообразование
«Развитие речи с помощью дидактических игр»
Учитель-логопед: Приходько А. М.
г. Крымск
Публикация «Самообразование „Развитие речи с помощью дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
«Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному,
поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности»
Актуальность темы:
Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Цель:
Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.
Задачи:
1. Изучение методической литературы по данной теме
2. Развитие активного словаря
3. Подготовка консультаций для родителей по данной теме
4. Изготовление папок-передвижек
5. Составление картотек дидактических игр по развитию речи
6. Создание «Педагогической копилки» (картотека дидактических игр, пальчиковых физминуток, сборник консультаций)
7. Обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования.
Методы работы
Словесные
Наглядные
Практические
Игровые
Принципы
• Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса
• Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
• Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями
• Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса
• Принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе воспитания у них правильной речи
Заповеди:
• Знания, которые не пополняются, убывают с каждым днем
• Приобретайте знания систематически, не стыдясь, обращайтесь за советом к товарищам
• Умеешь сам – научи других
• Любите детей, ежедневно вносите в их жизнь что-то новое, интересное
• Оставляйте в порядке своё рабочее место: уголки, документацию
• Уважайте труд своих сотрудниц, поддерживайте их авторитет перед детьми, коллегами, родителями
• После рабочего дня подготовьтесь к следующему рабочему дню
• Никогда не оставляйте на завтра то, что можно сделать сегодня
• Никогда не предпринимайте воспитательских воздействий в плохом настроении
Методологический раздел
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей.
Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.
Приведем примеры обучающих задач по развитию речи детей дошкольного возраста в процессе дидактической игры : обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса; помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами; позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений; улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений; по мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное понятийное содержание слов; некоторые игры с
задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали; стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме; развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач; способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.
Игра является эффективным средством развития речи детей. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, - так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.
Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей : пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Главное место в игре надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические
обобщения о звуковом составе слова.
Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.
Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
Практический раздел
Срок Тема. Содержание работы Практический выход
В течение года Изучение литературы, дидактических игр методики и технологий педагогов по данной теме Список литературы
Разработка и оформление дидактических игр по данной теме Картотека
Посещение методических объединений
Выпуск журнала «Звукоречик» по теме (раз в квартал) Журнал
Сентябрь Роль игры в жизни детей Памятка
Дидактическая игра - имитации «Постираем кукле платья» План – конспект
Октябрь Использование дидактической игры в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста Конспекты занятий
Ноябрь Оформление уголка на тему: “Дидактические игры для развития речи»
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала
НОД «Домашние животные» (формирование звуковой культуры речи) Открытая НОД для педагогов
Декабрь Приемы обогащения словаря Консультация
Январь Подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов для развития речи Картотека песен, мультфильмов
Февраль Говорим правильно Консультация для родителей
Март Игра на развитие словарного запаса Буклет для родителей
Апрель Игры и упражнения для развития речи детей.
Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений Подготовка дидактического материала
Май НОД «Насекомые» (формирование и развитие связной речи) Открытая НОД для педагогов
Результаты проведенной работы по самообразованию Отчет
Список литературы
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения
3. Доронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников»
4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей.
5. Иванова О. Л., Васильева И. И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.
6. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т. С. Комаровой.
7. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей.
8. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА
9. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки»
10. Лыкова И. А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика»
11. Лыкова И. А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г
12. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
13. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007
14. Ткаченко Т. А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
15. Ткаченко Т. А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков"
16. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»
17. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».
18. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ
19. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.