Получи документы

Самообразование «Развитие творческих способностей через использование пластилинографии в работе со старшими дошкольниками»

Любовь Удова
Самообразование «Развитие творческих способностей через использование пластилинографии в работе со старшими дошкольниками»

Пояснительная записка

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать. А первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии. Развивает творческие способности. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка. Ребёнок осязает то, что он делает.

Публикация «Самообразование „Развитие творческих способностей через использование пластилинографии в работе со старшими дошкольниками“» размещена в разделах

Актуальность выбранной темы: дошкольное детство - это важный период в жизни ребёнка. Именно в этот период идёт разностороннее формирование и развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявление творчества. В последние время всё больше внимание уделяется изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности ребёнка с учётом его способностей. Новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке. Новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы (пластилинографии, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.

Проблема: реализация задач по развитию творческих способностей, фантазии и воображения дошкольника находится в центре внимания реализации ФГОС ДО в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Практический аспект реализации этих задач остается недостаточно раскрытым.

Цель работы:

1.повышение личного теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности;

2.создание условий для формирования и развития творческих способностей старших дошкольников, через использование нетрадиционной техники – пластилинографии.

Гипотеза: развитие творческих способностей старших дошкольников будет осуществляться более успешно, если:

•будет создана развивающая предметно-пространственная образовательная среда;

•будет разработан и реализован во взаимодействии с детьми комплекс упражнений и продуктивных заданий, способствующих развитию творческих способностей;

•к процессу реализации настоящего плана будут максимально привлечены родители воспитанников логопедической группы.

В соответствии с целью работы и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи:

1. изучить психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;

2. рассмотреть способ пластилинография, как условие развития творческих способностей у детей;

3. разработать и внедрить в работу с детьми комплекс упражнений и продуктивных заданий, направленных на процесс ознакомления с методом пластилинография;

Обучающие задачи:

•побудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание сделать что-то своими руками; Накопить опыт практической деятельности по созданию поделок.

•учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя, действовать по образце, по словесному указанию и по замыслу;

•научить правильным навыкам работы с пластилином и умение наблюдать, выделять главное, существенное;

•закреплять освоенные приемы (скатывание, раскатывание, сплющивание, прищипывание, надавливание, размазывание) и создание с их помощью сюжетных картин;

•формировать навыки ориентировки на листе или заданной площади;

•обогащать знания детей об окружающем мире.

Воспитательные задачи:

•воспитывать волевые качества, такие как: усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;

•воспитывать навыки трудолюбия (приучать к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте);

•сформировать умение работать в коллективе.

Развивающие задачи:

•развитие психических функций ребенка (восприятие, мышление, память, речь);

•развитие творческих способностей;

•развитие самостоятельности, аккуратности;

•обогащение словарного запаса;

•развитие моторики, координацию движения рук и глазомера;

•развивать фантазию и воображение;

•развивать интерес к процессу и результатам работы;

•развитие коммуникативных навыков.

Для достижения цели и задач, проверки гипотезы, использовался целый комплекс методов и приёмов: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, беседы с детьми, изучение продуктов творческой деятельности детей, наблюдение за совместной и самостоятельной деятельностью воспитанников, беседы с родителями, реализация календарного плана по теме самообразования, статистическая обработка полученных материалов.

Методы:

•наглядный

•словесный

•игровой

•практичный

В процессе планирования работы с дошкольниками учитывались: время года, праздники, интересы детей и ряд основных принципов:

1. принцип развивающего обучения – дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие;

2. принцип воспитывающего обучения – воспитание у детей усидчивости, терпения, самостоятельности;

3. принцип свободы выбора – предоставление детям возможности самим решать, как будет оформлена картина;

4. принцип личностно-ориентированного обучения – признание ценности личности каждого ребенка и нацеленность обучения на раскрытие, и развитие его индивидуальности;

5. принцип интеграции – художественная деятельность связана с различными видами изобразительного (искусства жанрами живописи, скульптурой, архитектурой и т. д., а так же разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, к5онструирование из природного и бросового материала);

6. принцип обогащения сенсорно-чувствительного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при создании выразительных образов; обогащение активного и пассивного словаря детей;

7. принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения, рассматривания иллюстраций, продуктивной деятельности;

8. принцип деятельности – развитие мелкой моторики и координации движения рук через вид детской деятельности – лепку;

9. принцип системности – решение поставленных задач с системе непрерывной работы с детьми.

Предполагаемый результат: дети овладевают нетрадиционными способами создания композиций из пластилина, рисованием пластилином. В детских работах будут преобладать новизна и оригинальность. У детей развиты сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика. Дети могут выполнять задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирать тему, умеют планировать). Формируются повышенный интерес к деятельности, творческая активность, самостоятельность и инициативность.

Практическая значимость: использованные приемы и средства пластилинографии могут быть использованы педагогами в их практической образовательной деятельности по развитию творческих способностей у детей дошкольников.

Основные средства используемые в процессе работы:

- художественные средства:

- пластичный материал (разноцветный пластилин);

- бросовый и природный материал;

- дополнительные материалы для декорирования (бисер, бусины, фантики, колпачки, трубочки, палочки и т. д).

- наглядные средства:

- коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин (метод. кабинет);

- таблицы с технологическими карточками способов лепки (метод. кабинет);

- образцы работ, фотографии;

- интернет ресурсы.

- технические средства:

- музыка;

- видео;

- слайд-шоу, презентации.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, и на каждом из этих этапов перед ребенком ставятся определенные задачи:

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

- освоить приём надавливания;

- освоить приём вдавливания;

- освоить приём размазывания пластилина подушечкой пальца;

- освоить правильную постановку пальца;

- освоить приём отщипывания маленького кусочка и скатывания шарика между пальцами;

- освоить приёмы жгутика, косички и т. д. ;

- научиться работать на ограниченном пространстве.

2. ОСНОВНОЙ:

- научиться не выходить за контуры рисунка;

- научиться пальчиком размазывать пластилин по всему рисунку, как бы закрашивая его;

- использовать несколько цветов пластилина;

- для выразительности работ использовать вспомогательные предметы;

- научиться правильно пользоваться стекой;

- научиться доводить дело до конца;

- научиться выполнять коллективные композиции с другими детьми;

- научиться выстраивать последовательность выполняемых действий;

- научиться действовать по образцу воспитателя, по словесному указанию.

3. ИТОГОВЫЙ:

- самостоятельно решать творческие задачи;

- самостоятельно выбирать рисунок для работы;

- формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Организация разнообразных формы работы с детьми:

1. Совместная деятельность:

- ООД;

- Игра;

- Рисование по замыслу;

- Рассматривание иллюстраций;

- Загадывание загадок, чтение стихотворений, рассказов;

- Показ видео и диафильмов;

- Слушание песен;

- Образов. деят в режимных моментах;

- Беседы;

- Экскурсии;

- Наблюдения;

- Обсуждения и т. п.

Цель – обогащать опыт детей новыми впечатлениями.

2. Самостоятельня деятельность:

- Рассматривание альбомов о временах года;

- Дидактические игры;

- Работа с трафаретами;

- Работа с книжками-раскрасками;

- Рассматривание картин-репродукций известных художников

3. Взаимодействие с родителями:

- Консультации;

- Родительские собрания;

- Информационные листы;

- Индивидуальные беседы;

- Выставка совместных работ;

- Конкурсы и т. п.

Прикреплённые файлы:

plan-2016-2017_sbpk3.pptx | 73,06 Кб
 
Публикации по теме:

Доклад «Развитие творческих способностей через музыку и игру» Доклад «Развитие творческих способностей через музыку и игру» музыкального руководителя школы №2 города Данилова Ярославской области Валентины.

План по самообразованию «Развитие творческих способностей через театрализованные игры» Цели: - Повысить свой профессиональный уровень; Задачи: - Изучить театрализованную деятельность детей старшего дошкольного возраста и.

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через знакомство с фольгойРазвитие художественно-творческих способностей дошкольников через знакомство с фольгой Ребенок – это маленький первооткрыватель, который постоянно растет, развивается, меняется, узнает новое и никогда не сидит на месте. Поэтому.

Развитие творческих способностей через театральную деятельность.Развитие творческих способностей через театральную деятельность. Каждый ребёнок рождается талантливым. Задача родителей и педагогов увидеть эти таланты и помочь ребёнку развить их. Наши дети очень.

Развитие творческих способностей детей через театр Свою работу я начала с проекта «Театр для всех». При организации театрализованной деятельности необходимы следующие условия: - создание.

Развитие творческих способностей дошкольников через использование художественных трафаретовРазвитие творческих способностей дошкольников через использование художественных трафаретов Великий Альберт Эйнштейн сказал: «Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, через использование нетрадиционной техники-пластилинографииРазвитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, через использование нетрадиционной техники-пластилинографии УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ OПЫТA Опыт формировался на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 51 «РОДНИЧОК».

Самообразование «Развитие художественно-творческих способностей через кружковую работу» .

Самообразование «Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность» Цель: Повышение профессиональной компетентности в развитии коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность. Задачи:.

Творческая работа : «Развитие худ. — творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования». творческая работа Тема: «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Развитие творческих способностей через использование пластилинографии в работе со старшими дошкольниками»
Опубликовано: 5 февраля 2017 в 18:52
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД