Гульназ Мухаметшина
Самообразование «Дидактические игры как средство познавательного развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема самообразования :
«Дидактические игры как средство познавательного развития детей»
Актуальность
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Публикация «Самообразование „Дидактические игры как средство познавательного развития детей“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Детские дидактические игры – главное средство разностороннего воспитания ребёнка. Использование дидактических игр, как средства обучения, повышает интерес детей к образовательной деятельности, обеспечивает лучшее усвоение программ. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Дидактические игры занимают важное место в реализации ФГОС ДО, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А решая умственную задачу в игре, ребёнок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
Исследования психологов показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, который ему недоступен на обычном занятии.
Цель самообразования
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме; определить понятие «дидактическая игра», «познавательная активность», «активизация познавательной деятельности».
2) Познакомиться с педагогическим опытом использования дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников.
3) Посмотреть на практике применение дидактической игры как средство активизации познавательной активности дошкольников; создать картотеку дидактических игр
План
-Изучение методической литературы:
1. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001.
2. Н. Ф. Губанова. «Игровая деятельность в детском саду"
– М. : Мозаика-синтез, 2005.
3. И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия - М. : Карапуз, 2017г.
4. П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс, 2017г.
5. Развивающие игры Воскобовича : Сборник методических материалов/Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. – М. : ТЦ Сфера, 2015.
- Изучение методик и технологий педагогов в Интернете
1) Участие в вебинаре «Фиолетовый лес»
2) Сенсорика и ФЭМП https://www.youtube.com/watch?v=kV4jBtI9LA8
3) Окружающий мир https://www.youtube.com/watch?v=kvgY2JwPC9w
4) Сказка про Мишика https://www.youtube.com/watch?v=-ivrwJF4Gs4
5) Дидактические игры для детей с ЗПР https://www.youtube.com/watch?v=O6aU1JXracs
-Введение игровых приёмов в комплексы мероприятий по сенсорному развитию, в утреннюю гимнастику, гимнастику после сна. (в течение года)
- Планирование индивидуальной работы с детьми в форме увлекательной и содержательной деятельности. (в течение года)
- Совместные игры на развитие умственного развития детей (мышления, внимания, воображения, усидчивости) (в течение года)
-Пополнение картотеки дидактических игр и внесение новых игровых заданий.
(в течение года)
-Работа с детьми (представлена в таблице в презентации)
-Работа с родителями (представлена в таблице)
Вывод
Дидактическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания.
Поэтому дидактическая игра занимает важнейшее место в системе педагогических средств, всестороннего воспитания детей.