Папки-передвижки

Самообразование «Инклюзивное образование в системе дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС»

Фадеева Евгения Анатольевна
Самообразование «Инклюзивное образование в системе дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС»

«Инклюзивное образование в системе дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО».

1. Актуальность инклюзивного образования в ДОУ.

Инклюзивное образование предлагает путь объединённости. Обучать каждого ребёнка взаимодействию, помогать преодолевать сложности в развитии — признак гуманного общества, которое уважает всех своих участников. Количество детей с тем или иным видом инвалидности в России по данным Росстата за последние 30 лет значительно выросло и продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование — значит давать детям шанс стать частью общества, развить таланты, социализироваться. В настоящее время образовательная инклюзия формулируется как социальный запрос и, шире, как траектория развития гуманистического общества. Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии.

Публикация «Самообразование „Инклюзивное образование в системе дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС“» размещена в разделах

Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей - у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых».

Важно учитывать при организации инклюзивного образования создание безопасного пространства для всех участников воспитательно - образовательного процесса. При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учётом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.

В целях успешной адаптации и сопровождения детей -инвалидов в условиях дошкольного учреждения специалисты (психологи, логопеды, дефектологи) совместно разрабатывают индивидуальные маршруты сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, которые предполагают постепенное включение «особых» детей в коллектив сверстников с помощью взрослого (воспитателя).

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Группы дошкольников с нарушениями развития

дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

дети с задержкой психического развития

дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие)

дети с расстройством аутистического спектра

дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие)

дети с тяжёлыми нарушениями речи

дети с умственной отсталостью

Инклюзивное образование в системе дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО.

Формируется развивающая среда по принципу вариативности, осуществляется индивидуальный подход при подаче обучающего материала, развивается самостоятельная активность ребёнка, внедряется модульная организация образовательных программ. Всё это позволяет достигать высокой эффективности образовательной деятельности. Главным направлением в деятельности инклюзивного детского сада становится ориентир на «включение» детей с ОВЗ в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров». В этом случае педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог лишь создаёт условия, в которых ребёнок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми.

2. Нормативно-правовое обоснование инклюзивного образования.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию OOН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства - участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Конституция Российской Федерации закрепила равенство прав и свобод граждан. Данное равенство означает, что права и свободы признаются за всеми людьми, в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами по какому-либо основанию, зависящим от естественных особенностей личности и её социального статуса.

Основным нормативным актом Российской Федерации, обеспечивающим конституционно закреплённое право инвалидов на социальное обеспечение, является Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принятый 24 ноября 1995 года. В его основе - Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1975 году и стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Организацией Объединённых Наций в 1993 году.

Согласно Закону об образовании - инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (cm.2 п. 27 ФЗ№273 «Об образовании»).

С 2011 года в России, действует программа «Доступная среда», цель которой интеграция инвалидов с обществом, создание системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.

С 1 января 2014 года был введён в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155). В нём говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Направления коррекционной работы и/или инклюзивного образования :

обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья;

оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы;

разностороннее развитие детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Образовательные потребности отдельных категорий детей, которые необходимо учитывать при разработке образовательной программы :

- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

В цели стандарта входит обеспечение государством равенства возможностей каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, а также обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе обязательных требований к условиям реализации ООП, их структуре и результатам освоения.

Задачами ФГОС ДО в отношении детей с ОВЗ можно считать:

- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе эмоционального благополучия);

- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ (п. 3.2.2ФГОС).

Под специальными условиями понимаются :

использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

предоставление услуг ассистента (помощника, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятии;

обеспечение доступа в здание ДОО и другие условия без которых невозможно или затруднено освоение Программ обучающимися с ОВЗ.

Направления работы в инклюзивной группе :

диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка;

комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребёнка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы;

разработка и реализация конкретных этапов овладения образовательной программой всеми детьми группы, в том числе овладение индивидуальной образовательной программой ребёнком с ОВЗ;

организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы;

мониторинг инклюзивною образовательного процесса, создание специальных условий;

разработка каждым специалистом календарных и тематических планов коррекционно-развивающей работы;

планирование образовательного процесса с учётом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.

3. Основные аспекты теории инклюзивного образования.

Принципы дошкольного инклюзивного образования.

Принцип индивидуального подхода предполагает:

• выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учётом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы;

• выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребёнка;

• не только внешнее внимание к нуждам ребёнка, но предоставляет самому ребёнку возможности реализовывать свою индивидуальность.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребёнка.

Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребёнке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребёнок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников

Инклюзия

- активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность;

- совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества, как модели реального социума.

Принцип междисциплинарного подхода

Специалисты (воспитатель, психолог, при участии старшего воспитателя, работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребёнка, так и на группу в целом.

Публикации по теме:

Доступное качественное дошкольное образование в условиях введения ФГОС дошкольного образования «Доступное, качественное дошкольное образование в условиях введения ФГОС дошкольного образования» Воспитатель 1 категории КойлоОльга Николаевна.

Преемственность дошкольного образования и начального общего образования в условиях введения ФГОС: теория и практика «Преемственность дошкольного образования и начального общего образования в условиях введения ФГОС теория и практика» В нашем мире постоянно.

Социализация воспитанников в условиях ФГОС дошкольного образования Воспитатель является одним из главных инструментов воспитания, условием воспитания и элементом развивающей среды детей. Соответственно и.

Достижение качества дошкольного образования в условиях ФГОС Достижение качества дошкольного образования в условиях ФГОС ДО автор: воспитатель Погорелова Галина Александровн Когда думаешь о детском.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДОУ .

Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС В первую очередь необходимо разобраться с тем, чем же в действительности является инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС. Суть этого подхода.

Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ОГОНЁК» Р. П. ЛИНЁВО Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей.

Речевое развитие в условиях внедрения ФГОС Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного.

Инклюзивное образование в дошкольных образовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Тема: Инклюзивное образование в дошкольных образовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС Составила: социальный.

Военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (в условиях внедрения ФГОС до)Военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (в условиях внедрения ФГОС до) Презентацию подготовили:Воспитатели МКДОУ №2 п. Ульяновка Тосненский район Воспитатель 1 категории Бурляева А. В. Воспитатель 1 категории.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Инклюзивное образование в системе дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС»
Опубликовано: 8 декабря 2018 в 20:41
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД