Валентина Старикова
Самообразовательная работа «Речедвигательные игры и упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразовательная работа
Известно: ребёнок развивается в движении.
С развитием двигательных навыков тесно связано и звукопроизношение, поэтому так важно на занятиях использовать динамические паузы, упражнения, пальчиковый игротренинг, подвижные игры, речедвигательные игры и упражнения.
Публикация «Самообразовательная работа „Речедвигательные игры и упражнения“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации.
Характерным моментом в играх подобного рода является переход от общих, порой недостаточно управляемых движений к тонким, дифферинцированным движениям, что, несомненно, свидетельствует о проявлении выразительности и способностей к пластической интерпритации произведений.
«Рассказывание» стихов с помощью движений неизменно вызывает у детей живой интерес, интонацию и выразительность голоса, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, осознанности мышления.
Совместные движения с взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.
При выборе содержания и объёма стихотворения надо учитывать возраст детей. Сначала стихотворные тексты заучиваются, а затем чётко проговариваются детьми совместно с взрослым и сопровождаются всевозможными движениями. Можно делить стихи на части.
Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, при интенсивных движениях, лучше разделить детей на две группы: одна группа выполняет движения, а другая произносит текст, затем они меняются местами.
В течение учебного года я изучала методическую литературу по теме самообразовательной работы, использовала речедвигательные игры и упражнения в режимных моментах и ООД с детьми, использовала в работе с родителями и педагогами, оснащала педагогический процесс.
План работы.
Изучение методической литературы.
-Составление календарно-тематического планирования (сентябрь-декабрь).
-Изучение программной методической литературы.
-Ознакомление с книгой Е. А Алябьевой «Логоритмические упражнения».
-Изучение технологии проведения речедвигательных игр и упражнений.
-Изучение статьи в журнале «Дошкольная педагогика» №7, 2011г. «Логоритмика и интегрированные занятия в общей системе работы педагога», В. Т Таран.
-Составление календарно-тематического планирования (январь-май).
-Ознакомление с методикой «Су-джок терапии».
-Изучение книги Н. А Гуськовой «Развитие речедвигательной координации детей. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей».
-Ознакомление с книгой М. С Разиной «Страна пальчиковых игр».
-Изучить книгу О. О Новиковой «Речедвигательный тренинг».
-Изучить книгу Н. Ю Костылёвой «Покажи ирасскажи».
ООД и режимные моменты.
-Использование речедвигательных игр и упражнений на зарядке.
-Упражнения на развитие координации движений.
-Кинезиологические упражнения.
-Разучивание с детьми элементов самомассажа.
-Разучивание подвижных игр.
-Обыгрывание стихотворений, диалогов.
-Физкультминутки.
Работа с родителями.
-Консультация «Развитие мелкой моторики пальцев рук».
-Консультация «Леворукость у детей».
-Групповое родительское собрание «Особенности возраста детей пятого года жизни».
-Консультация-практикум «Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений».
-Консультация «Логопедические игры с мамой».
-Консультация «Су-джок-терапия. Что это такое?».
-Информстраничка «Речедвигательные игры и упражнения».
-Практикум «Играем пальчиками – развиваем речь».
-Групповое родительское собрание «Роль детской игрушки в жизни дошкольника».
-Консультация – практикум «Развиваем речедвигательную координацию детей».
-Познакомить с книгой Т. А Барабаш «Речедвигательная гимнастика. Шаг к слову».
-Информстраничка «Массаж сосновой шишкой».
-Групповое родительское собрание «Год прошёл. Какими мы стали».
Деятельность с педагогами.
-Беседа-консультация с логопедом ДОУ.
-Посещение районной педагогической конференции (обмен опытом).
-Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.
-П|ч. «Эффективные приёмы развития связной речи детей».
-Планирование самообразовательной работы на год.
-П|с. «Организация работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста». Информация к педсовету «Организация развивающей среды по развитию речи в средней группе ДОУ».
-Участие в Интернет-конкурсах.
-П|ч. «Проектная деятельность в ДОУ».
-П|ч. «Формирование инициативности, самостоятельности у дошкольников в разных видах деятельности».
-Консультация логопеда «Артикуляционная гимнастика».
-П|с. «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям, семье, обществу через разные виды проектов». Презентация проекта «Мастерская Самоделкино».
-Посещение открытого занятия в старшей группе «Дружба начинается с улыбки».
-П|ч. «Этот удивительный ритм».
-Выступление на педсовете по теме самообразования «Речедвигательные игры и упражнения».
Оснащение педагогического процесса и развивающей среды группы.
-Приобрести методическое пособие «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование».
-Приобрести и изучить книгу О. С Ушаковой «Давай расскажем. Речевые игры и упражнения для детей 3-5 лет».
-Подбор речедвигательных игр и упражнений. Формирование картотеки.
-Приобрести ширму – раскладушку М. А Пермякова «Как развивается общение детей друг с другом».
-Приобрести «Су-джок» -массажёры для работы с детьми.
-Оформление схем и стихов для конструирования из счётных палочек.
-Систематизация материала. Оформление и презентация картотеки «Речедвигательные игры и упражнения».