Елена Борисовна Горбаченко
Консультация для педагогов «Самостоятельность в раннем возрасте. Развиваемся играя»
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС ДО развитие навыков самообслуживания – одно из важных направлений в работе дошкольных образовательных организаций. У многих деток 2-3 лет, впервые пришедших в детский сад из дома, отсутствуют навыки самообслуживания и личной гигиены. Дети не умеют раздеваться и одеваться, самостоятельно кушать, пользоваться горшком, умываться и мыть руки. Задача педагога и родителей начать формировать у детей раннего дошкольного возраста навыки самообслуживания, самостоятельность, воспитывать культуру поведения и здорового образа жизни. При формировании навыков самообслуживания выделяют четыре основных направления работы. К первому направлению относится формирование навыка приема пищи. В этом направлении решаются следующие задачи обучения детей: - уметь различать предметы, необходимые для приема пищи, продукты питания; - уметь действовать с этими предметами: мыть руки перед едой, во время приема пищи пользоваться ложкой, есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу. Ко второму направлению относится формирование гигиенических навыков. В этом направлении решаются следующие задачи: - научить различать части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, руки, ноги, пальцы и т. д.); - знать предметы санитарии и гигиены и их место положение; - учить проводить утренний и вечерний туалет: мыть руки, лицо, вытираться полотенцем. К третьему направлению относится формирование навыка опрятности. В этом направлении решаются следующие задачи: - во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой; - при раздевании - научить складывать в определенной последовательности одежду на свой стульчик; - в туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться; - в игровой комнате убирать на место игры и игрушки. К четвертому направлению относится формирование навыка одевания и раздевания. В этом направлении решаются следующие задачи: - сформировать умение различать предметы одежды и обуви; - учить одеваться и обуваться при участии педагога, складывать и вешать снятую одежду и обувь; - учить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т. д. ; - учить правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь). В раннем возрасте ведущим видом деятельности ребенка является игра. В конце первого-начало второго года жизни наблюдаются зачатки игровой деятельности. Через игру, игровые приемы и дидактические игры малыши осваивают приемы самообслуживания. Дети выполняют с предметами наблюдаемые ими действия взрослых. Задачей взрослого становится уловить этот момент в жизни ребенка и использовать его для начала формирования навыков самообслуживания. Колоссальное значение в развитии навыков самообслуживания у детей раннего возраста имеют такие дидактические игры как: «Кукла Маша умывается», «Кукла Маша одевается», «Кукла Маша накрывает на стол, «Кукла Маша обедает». Большое значение в формировании навыков самообслуживания занимает чтение художественных произведений: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», различных потешек. Детки с удовольствием умываются и моют ручки, когда воспитатель произносит потешку: «Водичка Водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток И кусался зубок». Игры с водой, с мыльными пузырями делают процесс увлекательным, помогают овладеть основами гигиенических навыков, приобщая ребенка к здоровому образу жизни. Обучая детей одеваться на прогулку, а после прогулки снимать одежду, берем с собой куклу Машу, которая поможет рассказать детям алгоритм действий и последовательность при одевании и раздевании на улицу, так же кукла Маша поможет деткам научиться аккуратно складывать одежду на полочку, а сырые вещи просушивать на радиаторе. Кроме того, в процессе одевания развивать навык самостоятельности помогает чтение потешек, и так как деткам очень нравится, когда их называют по имени, стараемся подстроить потешку индивидуально под каждого ребенка, например: ЛИЗА варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не пропал» ЛИЗА варежку сняла: «Поглядите-ка, нашла, Ищешь, ищешь и найдёшь! Здравствуй, пальчик, Как живёшь?» С раннего возраста необходимо приучать детей к опрятности, напоминать им о необходимости пользоваться бумажными платочками. Рассказывать малышам о том, как огорчаются туфельки, если у них не дружат носики, или забыли застегнуть ремешок. Так как самообслуживание является основным видом труда ребенка, задача педагога и родителей видеть даже небольшие достижения каждого ребенка, особенно скромного и робкого, ведь положительная оценка рождает у таких малышей чувство уверенности в своих силах и желание трудиться дальше. В нашей группе проводится большая работа по формированию у малышей навыков самообслуживания. С помощью дидактических игр «Запасливый ежик» и «Прожорливая гусеница» развивается мелкая моторика, что в дальнейшем облегчает деткам многие задачи. К концу второй половины обучения в нашей группе у большинства детей уже сформированы основные навыки по самообслуживанию: малыши умеют сами одевать и снимать обувь, расстёгивать липучки и молнии, убирать одежду в свой шкафчик, аккуратно вешать свои вещи на стульчик после раздевания. Многие дети умеют держать ложку, кушать суп из тарелки, пить из кружки, вытирать ротик салфеткой, мыть ручки и вытирать их своим полотенцем. Воспитатели стараются найти индивидуальный подход к каждому ребенку. И так как родители и педагоги тесно связаны в работе по совершенствованию у детей навыков самообслуживания для родителей проводятся консультации по следующим темам: 1. Дидактические игры для освоения навыков самообслуживания у детей раннего возраста. 2. Потешки в помощь маме и папе. 3. Создание домашнего фотоальбома «Мамина помощница», «Успехи нашего малыша».