Степанова Юлия Юрьевна
Консультация «Самостоятельный ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельный ребенок
Представьте на секунду, что на работе вам не дают сложные и новые задачи: вы делаете одно и то же изо дня в день.
Что вы почувствуете со временем?
- Вам не доверяют ответственные дела, новые задачи и ничего не требуют.
Вы будете чувствовать себя профессионалом, уверенной в себе личностью? Нет. В детской голове прокладываются примерно такие же маршруты.
Самостоятельность дает ребенку :
Уверенность в себе. Самостоятельный ребенок уверен в себе больше, чем несамостоятельный. Ему проще принимать решения, отвечать за себя, общаться с другими людьми.
Публикация «Консультация „Самостоятельный ребенок“» размещена в разделах
Уменьшает страх перед ошибками. Самостоятельные дети проще принимают ошибки и учатся на них.
Чем больше делаешь, тем больше хочется.
Самостоятельные дети развиваются быстрее сверстников: завязывая шнурки, мы задействуем мелкую моторику и нейронные связи; моем посуду — прорабатываем крупную моторику и координацию движений и т. д.
Развитие происходит всегда и везде, оно не останавливается ни на минуту, даже в быту.
1-2 года.
Обычно родители становятся озабоченными детской самостоятельностью к детскому саду или первому классу.
Поэтому делаем ремарку: основы личности формируются к 3 годам, поэтому, если в 1,5 года ребенок сам пытается натянуть на себя носочек — не мешайте ему, а хвалите.
В этот миг мы и закладываем фундамент самостоятельной жизни.
В этом возрасте нет четких критериев, но есть правило: не мешать ребенку проявлять самостоятельность, даже если она заключается в копировании ваших действий.
2-3 года.
К 2 годам самостоятельность ребенка проявляется как целеполагание: малыш ставит цель и идет к ней.
На этом этапе ребенку нужна поддержка, как раз она помогает сформировать самостоятельность.
В чем проявляется самостоятельность в 2-3 года : Ребенок одевается самостоятельно.
Ест, пьет, убирает за собой посуду в раковину.
Без напоминаний умывается, моет руки и вытирается.
Важно соблюдать золотую середину.
Очень сложно не подтолкнуть себя к чрезмерной опеке над ребенком и не оставить его взрослеть самостоятельно — это две крайности родителя.
- В первом случае родитель не позволяет ребенку взять на себя минимальную порцию самостоятельности : со временем это истощает и ребенка, и родителя.
- Во втором случае, ребенок принимает на себя больше самостоятельности, чем способен вынести: этот путь опасен психологическими проблемами и нервными срывами.
4 - 6 лет.
К этому возрасту происходит очередной скачок самостоятельности.
Важно поддерживать малыша, а не запрещать ребенку убирать за собой, не жить по принципу “быстрее сделать самой, а не переделывать за ним”.
Ребенок учится :
Убирать игрушки за собой, поддерживать свою комнату в чистоте.
Заботиться о питомце, если он есть, а если нет — самое время завести хомячка, рыбку или черепашку.
Помогает в готовке: привлекайте малыша к готовке, уборке и прочим бытовым делам.
В этом возрасте ребенок запоминает порядок действий в той или иной ситуации, формируется уклад его жизни и характера.
6-10 лет.
В этом возрасте ребенку сложнее всего : добавляется новая зона ответственности — учеба.
Ребенку нужно :
Выполнять домашние задания, слушать учителей, формировать распорядок дня с учетом кружков, секций, домашних заданий.
Иметь собственные обязанности по дому: подумайте, что вы можете делегировать ребенку (выносить мусор, протирать пыль и т. д.).
Следить за своим внешним видом, если одежда грязная — сам может ее сменить и при необходимости постирать.
К подростковому возрасту самостоятельность ребенка сформирована, со временем на него перейдет все больше обязанностей, и он вступит во взрослую жизнь.
Как приучить ребенка к самостоятельности :
Не выполнять что-то за ребенка. Это основное правило от 2 лет: покажите ребенку как сделать, но не делайте это за него. Привлекайте ребенка к делам по дому с раннего возраста: помыть посуду, протереть пыль, полить цветы — не сложные действия, но огромный шаг к самостоятельности.
Не давите на ребенка, интересуйтесь его желаниями. Это позволит ребенку всегда определять чего он хочет, а чего нет. Хвалите и поддерживайте старание ребенка. Не срывайтесь на ребенке из-за ошибок в его действиях — это один из главных врагов самостоятельности. Например, ребенок протер пыль, но не везде. Реакция мамы: тебе ничего доверить нельзя! Расшифровка ребенка : я плохой, ничего не умею, лучше ничего и не начинать! Следите за своими реакциями, закрепляйте действия малыша позитивными высказываниями.
Подавайте пример собственными действиями.