Получи документы

Современной маме. О детских рисунках (1 фото)

Светлана Тюлякова
Современной маме. О детских рисунках

Современной маме. О детских рисунках

Современной маме. О детских рисунках

Теперь о положении рисунка на листе:

Для ребенка мир взрослых более значим, чем мир детей. Все ценные моменты находятся высоко ("Подрастешь - узнаешь", поэтому быть выше (взрослее) сверстников лучше, чем быть ниже (меньше). Самооценка ребенка, когда он рисует себя, выражается в положении на листе: чем выше рисунок - тем выше самооценка. Как вариант, чем крупнее рисунок, тем более важной персоной ощущает себя Ваше чадо, если фигурки размером с муху, может указывать на подавляющее влияние окружающего мира, на придавленность ребенка его огромностью и непонятностью.

Публикация «Современной маме, О детских рисунках» размещена в разделах

Фигуры членов семьи (если Вы попросите, а он нарисует) могут многое сказать о мнении ребенка на Ваш счет. Кто в семье главный с точки зрения ребенка будет видно сразу - это самая крупная фигура. Может царить и равноправие - все одного роста. Отношение к братьям и сестрам читается тоже легко: хорошо, если они присутствуют в рисунке семьи. Это значит, что ребенок принимает их право на внимание. Если младшего брата или сестры нет на рисунке - малыш не смирился с их появлением и в его иерархии их нет. То же относится к бабушкам, дедушкам, тетям, домашним животным и т. п.

Если в рисунок семьи включен человек, не относящийся к семье (няня - еще понятно): соседка, дети из садика, со двора, милиционер, Бог, сказочный герой, Дед Мороз и т. д. - это указывает на то, что персонаж выполняет какую-либо функцию, необходимую ребенку. Попытайтесь выяснить роль этого героя в семье, его характер. Дальше - думайте, надо ли вам Чужого в отношениях со своим ребенком:

Мысленно разделите рисунок пополам по вертикали - посмотрите на правую и левую части. Опять-таки, наша культура письма и чтения - слева на право. Восприятие времени аналогичное. Левая часть листа - прошлое, правая часть - будущее. Середина - настоящее, но редко у детей присутствует. Выводы просты: рисунок-воспоминания или рисунок-мечта. Если рисунок-здесь-и-сейчас, то действие происходит только в центре листа, края почти-пустые.

Самый хороший показатель - солнце. И вообще источники света и тепла. Если солнце посередине - рисунок-настоящее. Источник света на рисунке - источник любви, радости, счастья в жизни. Если на рисунке его нет - печально. Если за тучами - временные неприятности и ребенок надеется на улучшение. Если источник света в левом углу - радость и любовь были в прошлом, ребенок помнит об этом, если в правом углу, то будущее освещено и представляется достаточно благополучным и безоблачным. Если нарисован кусочек солнца - половинка или четверть - ребенок видит, что не вся любовь и радость, которая может быть, уделяется ему. Но не путайте с садиковскими шаблонами - ребенка могли научить рисовать солнце не круглым. Если нарисована лампочка - искуственный источник тепла и света - отчужденность, отсутствие непосредственного контакта с тем, что приносит радость и счастье. Кроме этого, лампа как источник света в рисунке может указывать на восприятие мира как мира тьмы - ведь лампу зажигают ночью, когда вокруг темно.

Некоторые мотивы рисунков и их интерпретация:

Надо сказать, что сейчас речь пойдет о рисунках детей в возрасте 4-7 лет, когда мелкая моторика и мышление позволяют произвольно рисовать какие-то сюжеты и персонажей. И, хотя степень детализации очень зависит от возраста и некоторых деталей может не быть в рисунке Вашего ребенка, это не повод для расстройства. Понаблюдайте, не появятся ли изменения через 2-3 месяца, через год, и под влиянием каких событий? Дети всегда ухитряются нас удивить, будучи при этом просто собой.

Фигура человека. В первую очередь проверяем <комплектность>: если все конечности и детали лица присутствуют - у ребенка вполне адекватное восприятие мира и своего места в нем. Ноги и ступни: устойчивость, самостоятельность, уверенность в своем положении, независимость в смысле "могу пойти куда хочу". Соответственно, если ног нет или вместо них какая-нибудь подставка - все вышеперечисленное с частицей "не". Особый случай - длинная юбка у принцессы (или просто у девочки). Это отражение социальных представлений о месте женщины и о степени её самостоятельности. Если хотя бы туфельки видны из-под юбки - причин для беспокойства нет, если юбка совсем скрывает ноги - обратите внимание ребенка на возможность выбора в его жизни, возможность проявления самости и достижения результата.

Руки. Руки - возможность и умение что-то делать, хваткость, активность. Если не прорисованы кисти рук, возможны трудности с мелкой моторикой, нелюбовь к мелким деталям, недостаток интеллектуального развития. Если интеллекта как раз в избытке, но рук нет - оторванность от реальности, слабое представление о ручной работе. Важны размеры и пропорции: маленькие, тоненькие ручки и ножки говорят о нерешительности, нехватке энергии у ребенка. Чрезмерно увеличенные (по сравнению с туловищем) конечности - грубость и возможная неделикатность, прямолинейность человека в отстаивании жизненной позиции.

Голова, лицо, шея. Шея - хорошее эмоциональное развитие, ребенок понимает и учитывает нужды других, может сопереживать. Очень длинная и тонкая шея может свидетельствовать о чрезмерной ранимости, психической неустойчивости ребенка. Отсутствие шеи в рисунке ребенка после 5 лет - негибкость (невозможность повернуть голову, увидеть что-то новое, увернуться, непонимание других людей, отказ от сотрудничества. Лицо - то, что мы прежде всего презентуем внешнему миру. Опять проверяем "комплектность". Глаза - как известно, зеркало души. Очень маленькие глаза или закрытые - ребенок чего-то не хочет видеть. Упорно повторяемая эта деталь может сигнализировать о грядущем ухудшении зрения). Тщательно прорисованные ресницы - признак некоторого тщеславия, избалованности вниманием, кокетства. Нос - ни в чем особенном не замечен, но если он все-таки есть на лице, то это приятно.

Рот. Право голоса, смеха, гнева - это наличие рта. Пища, питание, голод или сытость - это тоже показывает рот. Если рот не нарисован - права голоса и пищи (духовной, психической) у Вашего ребенка нет. Большой рот или маленький - представление ребенка о значимости его мнения и голоса в этом мире, о том, сколько он может "съесть". Зубы, старательно прорисованные - признак агрессии, <людоедства>, желания укусить. Уши. Наличие и размер ушей отражает желание ребенка слушать и общаться с внешним миром, его внимательность в отношении с другими людьми. Отсутствие ушей характеризуется как разобщенность с реальностью, нежелание вступать в диалог, игра только по своим правилам, избирательность. Такие дети, несмотря на понятливость и развитость, могут поразительно не слышать ничего, кроме себя и того, что они захотят услышать. Но уши могут быть скрыты прической.

Волосы. Они означают значимость того, кто нарисован. Чем длиннее волосы, тем более нарисованный человек важен для ребенка. Распущенные волосы - более свободное восприятие красоты, стремление к естественности. Косы - более традиционное представление о красоте и свободе. Прямые или волнистые, кудрявые волосы - скорее пожелание большей настойчивости или большей гибкости, хитрости в отношениях с этим человеком. Какие-нибудь украшения на голове, волосах - стремление к успешности, социальной востребованности, желание быть всеми любимым - что, кстати, естественно для многих детей.

Размер головы относительно тела может дать представление о важности интеллектуальной и социальной самопрезентации с точки зрения ребенка. Чем больше голова - тем важнее ребенку кажется ум, интеллект. Но если голова занимает половину фигуры - не слишком ли переоценивается роль ума?

Одежда. Отражение тех установок и требований, которые регламентируют жизнь каждого человека. Отсюда: чем больше одежды и чем она наряднее, тем дальше ребенок продвинулся по пути социализации и тем свободнее он ощущает себя в обществе сверстников. Меньше одежды - меньше подчинения социуму. Отсутствие одежды - протест против рамок социума, нежелание искать компромисс. И в этом случае нужна Ваша помощь.

Гениталии. Сами по себе - органы, дарующие удовольствие, возможность продолжения рода. Все зависит от того, в каком контексте Вы говорите о них с ребенком. Если как о прекрасном и важном органе тела (у здорового тела нет "плохих мест", то в изображении гениталий можно увидеть наделение силой и удовольствием того героя, у которого они нарисованы. Если же ребенок знает гениталии как грязное и стыдное место - то изображение их может отражать тайное желание унизить, наказать персонажа. Уделяю этому так много внимания, потому что видела, как бывают растеряны родители, которым ребенок принес такую картину.

Плечи и туловище. Символизируют готовность принять ответственность, понимание этого. Сильные, ярко выраженные плечи - сильная активная позиция в мире, способность к значительным нагрузкам без вреда здоровью и психике. Покатые плечи или их отсутствие (после 5-ти лет) может указывать на слабость персонажа. Попытка прорисовать женскую грудь (кроме желания объективности изображения) может указать на признание персонажа источником питания, блага, любви. А также свидетельство активного интереса к отношениям полов, аистам, капусте и т. д. Вполне может быть сигналом родителям о том, что пора поговорить на эту тему.

Автор: mrsColombina

___

ссылка

картинка

Публикации по теме:

Осенняя фантазияОсенняя фантазия Каждую осень в нашем детском саду проходит выставка "Осенняя фантазия". В ней принимают участие дети, родители, педагоги. Сколько необычных.

Сердечное спасибо!!!Сердечное спасибо!!! Друзья!Сердечное  Вам спасибо!Елене СмирновойИрине Андрунь (Глаголевой)Татьяне Вячеславовне КузьминойОльге МарченкоСветлане.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современной маме. О детских рисунках
Опубликовано: 16 декабря 2011 в 19:28
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД