Приложение МААМ

Сборник краеведческих работ

Гульмира Есмаганбетова
Сборник краеведческих работ
▼ Скачать + Заказать документы

Сборник краеведческих работ

73 лет назад прогремел войны

последний выстрел.

Тишина легла на поле боя.

Мало их осталось тех, кто выжил,

кто пришел отмеченный войною.

Мало их в живых осталось, мало,

тех, кто на плечах все вынес беды.

70 лет назад закончилась одна из самых кровопролитных в мировой истории Великая Отечественная война, но память о тех событиях жива в сердцах тех, кто был опален этой войной, кому пришлось вынести все тяготы военного лихолетья на своих плечах…

Публикация «Сборник краеведческих работ» размещена в разделах

В сороковых годах кустанайское небо знало звук военных самолетов не понаслышке. Здесь обучали военному летному мастерству тех, кто затем отправлялся на фронт. Накануне войны в Кустанае базировался авиаотряд спецприменения и местных воздушных линий КУ ГВФ №257 (Казахского управления гражданского воздушного флота)

Костанаец, фронтовой летчик-штурмовик Яков Васильевич Бондаренко, которому самому довелось обучаться летному мастерству в первом потоке 51-й отдельной авиаэскадрильи, рассказал об этом следующее: «Эскадрилья начала формироваться в мае 1941 года в Кустанае, большая часть пилотов пополнила ее состав, часть курсантов прибыла из Уральска, часть-кустанайцы. Командовал учебной отдельной эскадрильей Филиппов. Курс обучения длился шесть месяцев. Первый поток проходил обучение в Кустанае на аэродроме у железнодорожного вокзала. Курсанты жили там же в палатках. Летали на самолетах У-2, позже появились Т-102».

Когда встал вопрос о перебазировании Сталинградской авиашколы пилотов в Кустанай, курсантов первого потока отправили доучиваться в Алма-Ату и Чебоксары.

31 августа 1942 года часть зданий и сооружений аэропорта были переданы Сталинградской авиашколе пилотов. Ее разместили в Кустанае по приказу командующего ВВС Уральского военного округа генерал-майора Емельянова, с грифом «Совершенно секретно» от 23 июля 1942 г. В городе для нее были выделены здания от улицы Ленина (Аль-Фараби) до ул. Павлова, включая ул. Калинина (Алтынсарина, ул. Толстого, Повстанческую, Гоголя, школу «40 лет октября» в Наримановке. Для гарнизона авиашколы отдали здание по ул. Гоголя,59. Авиамастерские размещались в кустанайском, Федоровском (Федоровский зерносовхоз и Джаркульская МТС) районах. Площадей не хватало, и в январе 1943 г. руководство города передало авиашколе свободную производственную площадь ремзавода в 434,1кв. м, а также помещения двух недостроенных и законсервированных цехов площадью 88.4 м. Цеха школа должна была достроить своими силами. Одновременно, в основном силами школы, велось строительство оперативных аэродромов у поселков Озерный и Федоровка и взлетно-посадочных полос.

Из рассказов очевидца Табашного Владимира Трофимовича: «Сталинградская авиашкола располагалась на территории ст. Озерная по нынешним ул. Павлова, ул. 8 Марта и ул. Мельничная. Жили в казармах, где не хватало тепла. Спали на нарах. Тяжело было и с питанием. Было голодно, холодно и тесно. Готовила пищу, убирала посуду у молодых курсантов Никеева (Безуглова в девичестве) Анна Федоровна.

Многие погибали во время испытательных полетов, а все потому, что было много проблем из-за нехватки учебных пособий, не было взлетных полос, не хватало одежды и питания, тяжелые климатические условия - все это осложняло работу школы.

Занятия проводились по ускоренной программе: курс был взят на практические занятия, поэтому катастрофы в небе случались нередко. Суровые снежные зимы и нехватка горючего для самолетов и даже дров на отопление учебных классов и бараков создавали большие трудности и препятствия, - говорит Юрий Рудак, который все это слышал от свидетелей тех лет.

Свидетелем одной катастрофы в небе был и сам Табашный В. Т., живший в то время в с. Св. Джаркуль. Вот что он рассказал: «однажды мы были свидетелями, как в поле упал самолет и разбился. Мы, детвора, побежали туда, на место падения самолета. Нам было интересно из чего же он сделан? Мы думали он фанерный, а он, оказывается, был сделан из металла. Мы собирали осколки металла на память. Около станции на месте бывшей железнодорожной бани располагалась ГСМ (горюче-

смазочные масла). Сюда эти нефтепродукты доставлялись поездом в цистернах. Отсюда, со станции, уже заправлялись и авиашкола, и близ лежащие колхозы: Коскуль, Шеминовка и др.

С 1942 по 1945 годы сотни воздушных бойцов, летчиков-истребителей Сталинградских соколов выучились в Кустанае. Едва вылетев из «гнезда» они прямиком отправлялись в пекло войны. Соколы долетели до самого Берлина, а оттуда их еще отправили на Дальний Восток воевать с японцами. Сколько их не дожило до Победы, если даже в тылу есть памятники погибшим летчикам и не только…

На ст. Озерная (ныне село Московское), недалеко от озера Джаркуль есть две могилы летчиков этой школы. На табличке еле видны имена курсантов. Один из них Иван Анатольевич Липка, умер в возрасте 23 лет, второй - Виктор Яковлевич Нарышкин - в 19 лет. Попрошествии лет за могилами ухаживают учителя и учащиеся Озерной основной школы. Для многих из них это дань памяти молодым солдатам, пожертвовавшим своими жизнями во благо мирного неба над головой.

«Будучи школьницей, мы с классом всегда ходили на могилки к этим двум летчикам, приводили могилки в порядок. Мы толком не знали, кто они, откуда и как погибли. Позже нам говорили о лётной школе и что многие погибали во время испытательных полетов»,- вспоминает Ивтушок Татьяна Степановна.

-скорее всего, и эти два летчика, похороненные на территории нашего села, разбились во время учебных тренировок. Долгое время мы искали сведения о погибших. Обращались в Кустанайский областной архив, но они не смогли предоставить нам нужную информацию. Но об одном из них мы узнали из письма одной женщины - Валентины Григорьевны Цветковой. В своем письме она подробно рассказывает о том, как ей все-таки удалось разыскать своего жениха -Ивана Липку. В 60-х годах из России она приезжала в наше село. С помощью одной местной жительницы нашла его могилу, где оставила фото и надпись «Любимому от любимой». Уезжая, Валентина Григорьевна попросила женщину хоть иногда присматривать за могилой. Больше ее в нашем селе никто не видел. По некоторым данным, ни Валентины Григорьевны, ни местной жительницы в живых уже нет.

Время неумолимо. Все меньше и меньше остается среди нас ветеранов, тех, кто был в окопах, и тех, кто трудился в тылу. И сегодня, мы отдаем дань памяти тем, кто сражался за Родину, и тем, кто, несмотря ни на какие лишения, ударно трудился в тылу.

Ветераны Войны! Мир пред вами в долгу.

Ветераны войны! Пронести вы смогли

Вашу вечную Славу и

Память прошедшей войны….

Публикации по теме:

«Грозди рябины волшебные…» Сборник фольклорных произведений Составитель: Рафалович Яна, ученица 5 «Б» класса Липнишковский детский сад-средняя школа 23.11.2017г. Все знают о том, какое творческое.

«Грозди рябины волшебные…» Сборник фольклорных произведений. Часть 2 Легенды о рябине Рябина РЯБИНА - (лат. Sorbus aucuparia) - от кельтского слова «sor» — терпкий, и латинского aucupari, что означает «ловить.

«Грозди рябины волшебные…» Сборник фольклорных произведений. Часть 3 Легенда о любви Однажды дочь богатого купца полюбила простого парня, но её отец и слышать не хотел о таком бедном женихе. Чтобы избавить.

ИКТ как средство формирования краеведческих представлений у детей дошкольного возраста В настоящее время воспитание любви к родному краю, родному городу, родной культуре - одна из основных задач воспитания подрастающего поколения.

Мини-сборник дидактических игр «Игры на воде» Мини-сборник дидактических игр «Игры на воде» Разработала: Давыдова Ольга Владимировна, Инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский.

Сборник игр и заданий для развития мелкой моторики Работа с шарикамиОборудование: Шары различных размеров, коробка. Содержание: Перед ребенком на столе кладется несколько шариков. На некотором.

Сборник игр и заданий для развития мелкой моторики РаскрашиваниеОборудование: Готовые книги, журналы для раскрашивания, заготовки, краски, карандаши, восковые мелки или пастель, фломастеры.

Сборник игр по ТРИЗ технологии «Поиграй-ка» Игра № 1 «Запутанные неровные дорожки» Цель: Развивать умение детей определять поверхность предметов по признаку рельефа. Понимать схему.

Сборник потешек, считалок, загадок, пословиц Загадки На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок Покатился. (колобок). Бабушка девочку очень любила, Шапочку красную.

Сборник сказок по правилам дорожного движения Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 «Чебурашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сборник краеведческих работ
Опубликовано: 9 февраля 2018 в 13:02
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сборник краеведческих работ» (включая файлы) размещена пользователем Гульмира Есмаганбетова (УИ 1464928) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД