Папки-передвижки

Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии посредством обогащения сенсорного опыта

Наталья Юрьевна Васильева
Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии посредством обогащения сенсорного опыта

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст — это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя, своего «Я» в системе социального мира, развития познавательных способностей. На этом этапе формируется личность ребёнка.

Наша основная задача — обеспечить их умственное, сенсорное, физическое, моторно-двигательное, речевое, эмоциональное, эстетическое, социальное развитие и коррекцию. Деятельность учителя - дефектолога направлена на возникновение образа «Я», осознание себя среди сверстников и взрослых, в природе, на формирование личности. Дети с отклонениями в развитии имеют низкий уровень самосознания и произвольного поведения. Имеют нарушения в эмоциональной сфере: душевный дискомфорт, страхи, чувство неполноценности, неустойчивость чувств, с одной стороны, с другой — острая аффективность, агрессивность, низкие коммуникативные возможности и способность к эмпатии.

Публикация «Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии посредством обогащения сенсорного опыта» размещена в разделах

Ребёнок, который плохо приспособлен к жизни, не стремится самостоятельно найти способы решения жизненных задач, а хочет получить готовые ответы без собственных усилий. Чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе - положительную «Я - концепцию».

Занятия предлагаю для учителей - дефектологов 2 года обучения.

Тактильно – двигательное восприятие. Тема: «Ищем клад».

Цель: Учить детей правильно ощупывать предметы, выделяя при этом характерные признаки.

Формировать у детей образы восприятия, учить запоминать и называть предметы и их свойства.

Дать детям тактильный и кинестетический опыт.

Развивать у детей умение выражать своё эмоциональное состояние, через прикосновение к песку.

Корригировать тактильное восприятие, мелкую моторику.

Активизировать в речи: гладкий, шероховатый, тёплый, холодный.

Помочь детям снять через игру с песком внутреннее напряжение.

Оборудование: песочные часы, разные предметы (гладкие, мелкие, холодные, шероховатые, песок, вода, кукла Гном.

Ход занятия.

Вводная часть. Пришёл Гном с песочными часами.

- Давайте поиграем в тишину – пока струится песок, нужно молчать. Кто заговорит, выбывает из игры. (Гном принёс тазик с сухим песком).

1. Обследуем сухой песок. Насыпаем песок на ладошку, рассматриваем его; погружаем кисти рук в песок, набираем песок в ладони и просеваем сквозь пальцы, наблюдаем, как он струится.

- Какой песок? (Сухой, мягкий, сыпучий).

- Нарисуем на песке пальчиком узоры: Бегут в стране песочной

Дорожки из песка, Течёт в стране песочной. Песочная река.

Дети проговаривают текст считалки, координируя движения с темпом речи.

2. Игра «Ищем клады».

- Гном приготовил нам сюрпризы, они находятся в песке.

Погружаем руки в песок, ищем различные предметы, описываем какой предмет на ощупь. Воспитатель даёт образец описания предмета (гладкий, шероховатый, мягкий или твёрдый и др.).

Дети ищут предметы в песке двумя руками одновременно.

3. Гном показывает детям человечка – гномика, и просит построить ему дом – пещеру. Воспитатель увлажняет песок, дети создают из него горы, пещеры.

- Какой сейчас песок? (Сырой, тяжёлый, вязкий, плотный).

Заключительная часть. Гном предлагает детям в ванночке с сырым песком оставить отпечатки своих рук. Они разные – обратить на это внимание детей.

Тактильно – двигательное восприятие.

Тема: «Ждём гостей, завариваем чай».

Цель: Познакомить детей, как завариваем чай.

Расширять опыт тактильного восприятия ребёнком объектов ближайшего окружения.

Обогащение словаря : заварочный, шероховатый, тянется.

Корригировать сенсорные ощущения, мелкую моторику, тактильные ощущения, слуховое внимание.

Обогащать чувственный опыт детей.

Вызвать у детей разнообразные приятные ощущения, помочь детям расслабиться, сблизиться.

Оборудование: чайник заварочный, чай, ложечка чайная, варенье, розетки, кукла Поварёнок, полотенце.

Ход занятия.

Дети приходят на занятие со своими игрушками – гостями.

1. Вводная часть. Игра «Наши помощники».

- Сегодня нам будут нужны глаза, руки, уши и нос. Не забыли ли вы о них? Проверим всё ли на месте: Рот, нос, голова, руки, уши и глаза.

Плечико, плечико, шея, грудь,

И про животик не забудь

Дети показывают их указательными, поглаживающими движениями.

2. Дидактическое упражнение «Угадай, что звучит?»

За ширмой звенят ложечки, кружки, ложечка в стакане с чаем.

Появляется кукла – повар с продуктами и посудой.

(Рассматривание продуктов). (чай).

Обследуем травяной сбор на ощупь (сухой, шероховатый, хрупкий).

Рассматриваем посуду: заварочный чайник (прозрачный, кружка с маленькой ложечкой, уточняем название этой посуды и для чего она нужна.

Воспитатель заваривает чай, проговаривая каждое действие: насыпаем траву; наблюдаем и слушаем, как наливается вода; следим, как опускаются на дно травники. Накрываем чайник полотенцем, обследуем его на ощупь (мягкое, стало тёплым).

Раскладываем варенье в розетки. Определяем, какое варенье, сравниваем запахи, пробуем на вкус, с помощью ложечки показываем, что варенье тянется, льётся.

3. Угощаем гостей. Дети рассматривают игрушки. На заранее приготовленные места, каждый по очереди называет свою игрушку и как с ней играет.

Перед чаепитием все вместе желают гостям приятного аппетита. В процессе угощения дети наливают чай в чашки для своих игрушек, накладывают варенье в розетки.

4. Дидактическая игра «Играем в прятки». Игрушки захотели поиграть в прятки и забрались под одеяло. Каждый ребёнок ищет под одеялом свою игрушку среди других на ощупь.

Заключительная часть. Поём песенки, а игрушки танцуют под музыку.

Слуховое восприятие. Тема: «Путешествие в страну звуков».

Цель: Пробудить интерес к восприятию различных звуков; повысить навыки осознания детьми звуков, которые их окружают.

Активизировать в речи: звенят, шуршат, стучит.

Корригировать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.

Упражнять в умении подбирать слова действия к существительным.

Воспитывать умение полнее при помощи звуков воспринимать окружающий мир.

Оборудование: деревянные кубики, газета, ложки деревянные, железные, запись

шумов кухни; картинки с изображением кухни, ванной комнаты, игровой комнаты, спальной комнаты.

Ход занятия

Вводная часть.

- Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну звуков, а полетим мы в эту страну на самолёте. (Дети изображают самолёты, шум мотора у-у-у. Синхронно с движениями рук перед грудью (заводим моторы; ритмичные движения с изменением звука в разном темпе и с разной силой голоса.) Полё т: дети двигаются врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

1. Игра «Что – как звучит?»

Находим на столе предметы (кубики, газета, ложки деревянные, железные)

- Давайте послушаем, как они звучат. Что делают кубики? Ложки? Газета?

- А сейчас мы поиграем. Вы должны послушать звуки с закрытыми глазами и угадать, какие предметы их издают. (Дети отгадывают, находят эти предметы).

2. Игра «Угадай - ка»

Дети сидят в кругу, за кругом стол с картинками. Детям дают для прослушивания один фрагмент звукозаписи ( звуки кухни: грохот кастрюль, шум воды, позвякивание посуды). Дети слушают с закрытыми глазами. Водящий отгадывает, где можно услышать эти звуки, и находит на столе картинку с соответствующим изображением (кухня). Дети говорят правильно ли он угадал. Педагог хвалит детей за правильные ответы.

3. Заключительная часть

Изображаем полёт на самолё те: дети встают друг за другом, двигаются парами за воспитателем, вращают руками, как вращается пропеллер, имитируют шум мотора.

Слуховое восприятие. Тема: «Тишина и шум».

Цели: Учить детей различать звуки, дифференцировать их по громкости, характеру звучания.

Обогащение словаря : шуршать, рычать, храпеть.

Корригировать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают сами дети.

Помочь детям осознать себя источником звуков получая новые способы выражения собственных представлений о мире. Побуждать детей прислушиваться к звукам, которые нас окружают.

Оборудование: медведь, бельчата, ежата (иллюстрации).

Ход занятия.

Вводная часть.

Наши ладошки умеют разговаривать. Приветствуем друг друга. Говорим «привет» и отвечаем ладошками.

1. Игра «Тишина и шум»

- Сейчас мы с вами немного пошумим и послушаем тишину.

(Чередуем постукивание пальцами и ладошками по столу, слушаем звуки и тишину (не двигаемся).

2. Игра «Что я могу»

- А сейчас ведущий будет издавать звуки (хлопать в ладоши, топать ногами, хлопать по бёдрам, а мы должны отгадать, что он делает (с закрытыми глазами).

3. – К нам в гости пришли медведь, бельчата, ежата. Я сейчас расскажу про них историю. (рассказывание истории).

Дети слушают и помогают педагогу постукиваниями, используя те движения, которые разучили в играх. Изображаем, как белочки прыгали по деревьям, ежата шуршали в листве, как они будили медведя

Заключительная часть. Прощаемся аналогично приветствию.

Публикации по теме:

Социальное развитие дошкольников. Цикл индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для детей с отклонениями в развитии Занятие №1. «Знакомство» Цель: • Знакомство педагога-психолога и ребенка; • Создание благоприятной атмосферы на занятии. 1. Приветствие.

Развитие у 5–6-летних детей социальной уверенности посредством ознакомления с художественной литературой Развитие у 5-6 летних детей социальной уверенности через ознакомление с художественной литературой. Жизнь человечества в XXI веке, по мнению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии посредством обогащения сенсорного опыта
Опубликовано: 2 июня 2015 в 11:47
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД