Сценарий для детей старшей группы детского сада «Сказ про Семёна ложкаря»

Пахомова Людмила
Сценарий для детей старшей группы детского сада «Сказ про Семёна ложкаря»

Сценарий театрализованного выступления по книге С. В. Афоньшина «Сказ про Семёна-ложкаря"

Цель: знакомство с историей родного края, развитие творческих способностей детей.

Задачи:

• Расширить кругозор детей об истории народных промыслов, познакомить с предметами быта старины русского народа.

• Воспитывать чувство любви и гордости к Родине.

• Познакомить с приёмом создания деревянной ложки.

• Активизировать словарь («ложкари», «ложечник», «баклуша».

• Развивать ритмическую выразительность; воспитывать и развивать чувство ритма, развивать умение соблюдать динамику и темп.

• Познакомить с пословицами о ложке.

Действующие лица:

Семен - рубаха, полосатые штаны.

Катерина - юбка, кофта, лапти.

Авдотка - сарафан, на голове лента, лапти.

Скирлибек - кафтан, шапка, красные сапоги.

МУЗЫКА «СЕМЁНОВСКАЯ ЛОЖКА»

Слайд 1 (ложки хохломские)

Выходят дети в русских костюмах с деревянными расписными ложками под музыку, садятся на скамеечки.

Ребёнок1:

Наши ложки знает целый мир,

Наши ложки – Русский сувенир.

Ребёнок 2.

Мы на них сыграем, вас повеселим,

Всех гостей игрою очень удивим.

ИСПОЛНЯЮТ НАИГРЫШИ НА ЛОЖКАХ

(дети уходят на стульчики)

МУЗЫКА Девичьи страдания

Слайд 2. (Деревня, изба)

Сказитель: (на фоне музыки Девичьи страдания)

Слава нашей стороне,

Слава русской земле.

И про нашу старину,

Я рассказывать начну.

Ах, какие ложки умеют делать в городе Семёнов Нижегородской области! Знамениты они на весь мир!

Слайд 3. (Ложки хохломские)

Ребёнок 3. [/i][/b]

Деревянной ложкой есть –

Просто наслажденье.

Славим прадеда Семёна

за изобретение.

Ребёнок 4.

Расписная, легкая,

нет её нужней.

С ней и щи отменные,

и кисель вкусней!

Слайд 4. Деревня, изба

Сказитель: А было время, когда люди не знали ещё о таких ложках, да и сам город Семёнов ещё не родился. Вот об этих временах рассказал нам всем Сергей Васильевич Афоньшин, который очень любил свою землю.

Слайд 5 (Фотография писателя)

Слайд 6 (обложка книги)

Слайд 6 (картинка семёновских лесов)

Сказитель: По обширной и доброй земле бежала река, такая широкая и длинная, что люди, жившие по одну её сторону, не знали обычаев населения другой стороны, а племена, обитавшие у истоков, не ведали, какие народы населяют земли в её низовьях. От правого берега реки до тёплых морей и высоких гор простирались владения грозного царя, его бояр и опричников, а на другом берегу был сосново-берёзовый край, ничейная и свободная земля под дремучими лесами.

Слайд 7. ИЗБА (В избушке за работой Семён, Катерина и Авдотка) (дети-поют)[/i]

ПЕСНЯ

Я на лавочке сижу,

И топор в руках держу.

Ай, ли, ай, люли,

И топор в руках держу.

Я топор в руках держу,

И баклушечки тешу.

Ай, ли, ай, люли,

И баклушечки тешу.

Я баклушечки тешу.

Из них ложечки творю.

Ай, ли, ай, люли,

Из них ложечки творю.

Сказитель: Жил на этой земле мастер-умелец по кленовой и берёзовой ложке Семён - ложкарь по прозвищу со своей женой Катериной и дочкой Авдоткой. Втроём успевали они делать ложки кленовые и берёзовые далеко на все стороны, да такие приглядные да ловкие, что люди тюрю с квасом, горох и кисель без масла хлебали да прихваливали! И пошла про Семёна слава по лесам, городам и весям Поволжья, да на его беду дошла она до царской вотчины.

Слайд 8 (Портрет царя)

Сказитель: Вот один раз, натешившись пирами да молитвами, надумал грозный царь воевать сразу на три стороны. Людей у царя в войсках было много. А вот ложек у царя в запасе не было. А горячая еда да крепкая ложка на войне – не последнее дело!

Сказитель: И приказал царь Иван Грозный злому опричнику Скирлибеку.

- Разузнай, поразведай, в каком углу царства мастер-ложкарь притаился.

И отправился Скирлибек искать за Волгой Семёна-ложкаря.

Музыка фоновая

(Опричник подходит к избе Семёна)

Слайд 9 ИЗБА

b]Сказитель: [/b]- Раным – рано поутру спешился опричник у Семёновой избы и стукнули в ставни.

Скирлибек: - Чей ты раб и холоп, как прозываешься и на какого господина работаешь?

Семён: - Никогда холопом не был, а зовут меня Семён-ложкарь, работаю на всех русских людей, что по Волге живут и едят не руками, а с кленовой и берёзовой ложки.

Скирлибек: - Был ты ничей, а стал царский. К концу зимы сделаешь для царя сто сороков ложек кленовых, а берёзовых во сто раз больше. А не исполнишь наказ, угонит царь на край земли, тебя и жену с дочкой в неволю!

(Опричник уходит.)

Сказитель: Семён-ложкарь за дело взялся

Фоновая музыка «Девичьи страдания»

(Семен с женой и дочкой работают)

Сказитель: К концу зимы выполнил царский наказ. Приехали царские обозники, погрузили ложки и увезли царю. Понравились царю ложки. Царь написал грамоту и велел привезти Семёна во дворец.

Сказитель: Прочитал Скирлибек ложкарю царскую грамоту, а сам к Авдотке подсел:

Скирлибек: - Поехали со мной в царскую столицу, жить будешь в тереме, наряжаться в парчу и в шелка, носить шубку из соболей сибирских!

Авдотка:-С родным отцом да матушкой мне и в курной избе неплохо, а одежду сама себе припасу: ленку напряду, холстинки натку, сама рубашку сошью – не хуже шёлка будет!

Музыка тревожная

Скирлибек пытается силой увести. (Авдотья вырывается)

Катерина кричит с надрывом, громко с тревогой

Катерина: "Беги дочка, хоронись. У тебя ноги резвые, только лапотки сбрось. А я задержу, разбойников (руками как - будто не дает никому пройти)

(Опричник уводит Семёна ложкаря)

Слайд 10 Берёза

Авдотка: (идет и припадает на одну ножку, прихрамывает)

"Не могу идти, ноги натерла. Позвольте лапоточки снять!" (жалобливо)

Авдотка подбегает к берёзе прислонилась и просит:

"Голубушка - берёзка, укрой Авдотку от опричника (исчезает - укрывшись зеленой шалью)

Ходит Катерина, ищет Авдотку

Катерина - обреченно: "Я бездомовая кукушка с Семеновских пустышей. Мы с мужем наделали для царя целые горы ложек, а за это царские люди сожгли нашу избу (на экране горящий дом, а Семена угнали на каторгу за Камень (машет рукой в даль) Не слыхали, не видали моего птенчика - Авдотку? Говорят ее укрыла старая береза. Полечу к березе!"

И полетела кукушкой "Ку - ку, ку - ку"

Слайд 11 (Кукушка)

Фонограмма кукушки[/h4]

Сказитель: Соседи ложкаря ходили на поиски Авдотки, только старая берёза не выдала своей тайны. По весне потянулись люди на Семёновы пустоши, узнать, разведать, местечко облюбовать. А над рекой Санахтой на сосновом бугре поселилась кукушка, звонкая, неутомимая, каждому новому человеку ворожила долгие годы жизни на этой земле. А лет через 30-40 пришёл на Семёновы пустоши издалека старик, и трудно было старожилам узнать Семёна-ложкаря. Глаза его выцвели от пыли и пота, кожа побурела от ветра и солнца, голова побелела от лютой невзгоды, а спина согнулась от работы не по силам. Но умелые руки Семёна –ложкаря были целы. Поработал старец Семён в своей избушке столько-то дней и наделал ложек всем людям, что жили между Керженцем и Волгой. Захотели люди перенять его мастерство, и потянулись к избушке старого ложкаря люди из близка и далёка учиться ложечному ремеслу.

Слайд 12 (Семёнов)

Фоновая музыка[/h4]

(выходят все герои)

Семён:-Так в сердце Керженских лесов, на берёзовых вырубках поблизости от кукушкина бугра и Семёновой избушки, быстро выросло большое селение Семёново, а вокруг него - много деревень, где жили хлеборобы и ложкари.

Слайд 13 БЕРЁЗА

Катерина: - Сосновый холм, на котором жила и куковала кукушка, народ позвал Кукушкиным бугром.

Авдотка: - Искусница Авдотка тоже не пропала бесследно. Ложкари весной стали примечать, что пеньки срубленных берёз покрываются розовой накидкой, словно в розовую кофточку пенёк одевается!

Слайд 14 ГОРОД СЕМЁНОВ

Сказитель: - Здесь и сказке конец про Семёна-ложкаря. Там, где была избушка старца Семёна, родился и вырос целый город Семёнов, родина и столица ложкарного промысла

Фоновая музыка

Слайд 15 ПАМЯТНИК СЕМЁНУ

Сказитель: Семёну – ложкарю установлен памятник

Слайд 16 МУЗЕЙ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ

Сказитель: И открыт музей Хохломской росписи.

Слайд 17 ХОХЛОМА

Игра «Расскажи пословицу» [/h4]

• Запасливый гость без ложки не ходит

• Ложка дегтя испортит бочку меда

• Наработался – за ложку берись, а лентяй – без ужина спать ложись

• Был бы обед, а ложка сыщется

• Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь;

Ребёнок 1:

Хохлома, Хохлома –

Наше чудо дивное

Мы рисуем Хохлому

Красоту невиданной.

Ребёнок 2:

Расписная ложка,

Лаковая ножка,

Красной ягоды глазок, Золотистый завиток!

Ребёнок 3:

Золотая хохлома

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая,

Узоры золотистые!

17. ТАНЕЦ «ЧУДО БАЛАЛАЙКА»

Сказитель:

Время быстро пролетело.

Жаль нам, честно говоря.

Не забудьте эту встречу.

И спасибо ложкарям.

18. Финал Русская ложка!

Публикации по теме:

Конспект беседы «Масленица» для детей старшей группы детского садаКонспект беседы «Масленица» для детей старшей группы детского сада Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо —.

Конспект беседы «Масленица» для детей старшей группы детского садаКонспект беседы «Масленица» для детей старшей группы детского сада Масленица - это веселые проводы зимы,в радостном ожидании близкого тепла,весеннего обновления природы. Это всегда был самый веселый и любимый.

Сценарий осеннего утренника для старшей группы детского сада «Волшебные листочки» Звучит музыка, выходит ведущий. Ведущий: Посмотрите, вокруг, облетает листва. Птицы клином на юг улетели вчера. Осень скоро уйдёт, всё уснёт.

Русские традиции чаепития. В гостях в музее народного быта «Дом Семёна-ложкаря»Русские традиции чаепития. В гостях в музее народного быта «Дом Семёна-ложкаря» Мы часто слышим о том, что понятие патриотического воспитания тесно связано с изучение народной культуры, традиций, образа жизни людей,.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Сценарий для детей старшей группы детского сада «Сказ про Семёна ложкаря»
Опубликовано: 5 марта 2021 в 16:09
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 апреля. День цветущих деревьев на МААМ

Весна в этом году поздняя и прохладная, однако она всё равно вступает в свои права. Сады одеваются в праздничный наряд цветущих деревьев. Самое время узнать вместе с детьми побольше об этом замечательном...

19 апреля. Международный день подснежника

Красивым, нежным и удивительно стойким цветам посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про подснежники и увлечь их интересным...


Горячие темочки