Ирина Кузнецова
Сценарий для детей старших групп «Путешествие в прошлое Кубани»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий для детей старших групп
Программное содержание
1. Развивать свободную творческую личность, раскрывать творческий потенциал каждого ребенка.
2. Проявлять свою индивидуальность, развивать стандартное мышление, нравственные качества, ориентация на индивидуальные особенности каждого ребенка.
3. Развивать познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани, развивать речевую культуру, эстетическое мировоззрение, воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, гордость за свой народ.
Публикация «Сценарий для детей старших групп „Путешествие в прошлое Кубани“» размещена в разделах
- Кубань
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
4. Развивать интерес к истории Кубани и кубанским песням.
5. Воспитывать желание знакомиться с жизнью кубанских казаков, их фольклором, формировать представление о различных видах ремёсел.
6. Познакомить с традициями и обычаями кубанского народа.
7. Приобщать детей к истокам народной культуры, развивать интерес к историческому прошлому.
8. Развивать чувство патриотизма, гордости за малую Родину.
Активизация словаря: изба, лавка, печь, люлька, сундук, ухват, ручник, оберег.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: макет “Быт и занятия казаков”; “машина времени”; ширма-ворота; кукла Дуняша в национальном костюме; клубочек ниток; иллюстрации “Быт и занятия казаков”; аудиозаписи русских народных песен: “Ой да на Кубани”,
“Во саду ли, в огороде”.
Ход занятия
Отличные люди, прославленный край.
Там примут тебя как хорошего друга.
Покажут, как землю ворочают плугом,
Как хлеб убирают, как стол накрывают,
Как в горнице гостя у нас угощают.
Кубанцы на зависть умеют трудиться.
Люблю тебя, край мой,
Простор Краснодарский,
И труд хлебороба,
И песни, и пляски
Сегодня мы поговорим об особенностях труда, быта и традициях родного края.
Как называется страна, в которой мы живем? (Россия) Возникла Россия очень давно, у неё древняя и интересная история.
А как называется наша малая Родина.
Дети. Кубань (Слайд 1,2)
Воспитатель. Хотите узнать, как жили люди на Кубани.
А для этого мы совершим путешествие на машине времени в историческое прошлое.
(Дети проходят в “машину времени”).
Чтобы отправиться в прошлое, нам необходимо повернуть стрелки часов.
Но я забыла, в какую сторону необходимо их повернуть – вперед или назад. Вы мне поможете вспомнить?
Дети. Назад, в обратную сторону, потому, что отправимся в прошлое.
Воспитатель. В нашей машине времени есть секретная каюта, вход в которую разрешен только специалистам по пропускам. Мы сможем их получить, если отгадаем, что находится в этой каюте.
Слушайте внимательно загадку.
Рта нет, языка нет,
А говорит о каждом. (Зеркало)
Молодцы, отгадали. Там находятся зеркала, но они не простые, а волшебные. Они помогут нам рассмотреть картинки из прошлого.
За то, что вы справились с заданием, каждый из вас получает пропуск.
(После выполнения задания дети получают звездочки разного цвета, проходят в каюту)
Обратите внимание, дети, звездочки у вас разного цвета. Это значит, что у вас у каждого будет свое рабочее место.
Ой, ребята, зеркала почему-то рассыпались, наверное, от времени!
Что же нам делать?
Дети. Собрать, склеить.
Воспитатель. Конечно, молодцы, давайте соберем частички нашего прошлого в целую картину.
(Дидактическая игра “Разбитое зеркало” – разрезные картинки. Во время выполнения задания детьми звучит аудиозапись “Во саду ли, в огороде”).
Беседа по картинкам. Что вы видите на этой картинке? На что обратили внимание? Есть что-то непонятное, незнакомое вам? Как вы думаете, что это такое? Есть такие предметы, которые не встречаются вам в обычной жизни)
Воспитатель. Молодцы, как много вы увидели в волшебных зеркалах.
Пришло время готовиться к выходу в прошлое. Дорогу к дому наших далеких предков-казаков укажет нам путеводный клубочек.
Пока будем идти за клубочком, давайте мы с вами поиграем в игру.
Игра «Коварные ворота»
Воспитатель. Ребята, посмотрите, куда клубочек нас привел! Что это?
Дети. Ворота, калитка. (Слайд 3)
Вы знаете как надо вести себя в гостях?
Сегодня мы с вами побываем в гостях у Дуняши, но хозяйка еще не знает, что мы пришли. Что же нам делать? Как подать ей сигнал, что мы пришли?
Дети. Постучаться! Позвать ее!
Воспитатель. Как же мы ее позовем? Как бы вы поступили в этой ситуации?
Дети. Стучат в “ворота”. Дома ли хозяюшка?
Воспитатель. Ребята, а вдруг Дуняша к нам не выйдет, ведь мы гости незваные?
Дети. Конечно, она к нам выйдет, ведь когда гости приходят, становится весело, радостно.
Воспитатель. Послушайте, дети, кто-то нас зовет!
Дуняша. (педагог от имени куклы). Милости просим, гостите-жалуйте.
Воспитатель. У казаков был обычай, по которому входившие в новый дом, должны были взяться за нить клубочка.
(Вместе с воспитателем входят в ворота, держась за ниточку.)
Дети. Хозяюшка, помогай вам Бог. Хлеб да соль.
Дуняша. (Держит ручник с караваем.) “Нежданный гость у нас лучше жданных двух!”. А откуда вы сами-то будете, гости дорогие?
Дети. Из детского сада «Золотой ключик»
Воспитатель. Хозяюшка, ребятам очень интересно, как жили казаки на Кубани, ты нам поможешь узнать.
Дуняша. Проходите, проходите, как живем мы посмотрите.
Воспитатель. Посмотрите, дети, что это за здание?
Дети. Это дом наших далеких предков-казаков.
Воспитатель. Дома строили большие, с учетом прибавления в семействе. “Семья сильна, когда крыша одна”, – так считали казаки на Кубани. Все вместе под одной крышей жили деды и отцы, внуки и правнуки.
Посмотрите, из чего строили жилище.
Дети. Из прутьев, камыша. (Слайд 4, 5,6)
Воспитатель. Казаки строили сами свои жилища, стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землёй. Крыша была камышовая, с отверстием для выхода дыма.
Курень внутри и снаружи обязательно белился. Белый цвет – это символ чистоты и опрятности. Крыши под камышом и соломой. Пол здесь обмазывался глиною. Хату огораживали вот таким плетнём.
Воспитатель. В комнате стоял стол, покрытый скатертью кружевной, связанной крючком. На нём самовар. На стенах развешивались семейные фотографии в рамках. Земляной пол застелали домоткаными половиками. На полу стояла деревянная прялка с веретеном, а рядом люлька для ребенка. (Слайд 7,8,9,10)
Воспитатель. Почти все в хате делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Мебель (столы, лавки, сундуки, люльки) делалась тщательно, с любовью. Ребята, в наше время мы пользуемся такой мебелью? Как называется мебель, которая заменила лавки? Сундуки? Люльки? (Слайд 11,12)
Дети. Кресло, диван, стул. Комод, шкаф. Коляска, кроватка.
Воспитатель. Что еще вы видите в Курене?
Дети. Печь.
Воспитатель. Напротив входа всегда ставилась печь. Войдя в курень на нее сразу обратишь внимание, она занимала почти пол- хаты.
Без печи хата – не хата.
Для чего нашим предкам нужна была печь?
Дети. Обогревали жилище, готовили еду.
Воспитатель. Правильно, ребята, печь не только обогревала хату. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. В народе печь называли “кормилицей”, “матушкой”. В печке было жарко и горшок руками взять нельзя. Найдите в хате предмет, которым можно это сделать?
Дети. Ухват.
Воспитатель. На печи сушили одежду, обувь, мелкую рыбешку. На печи можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для народных сказок.
Какие вы знаете сказки, в которых говорится о волшебной печи?
Дети. Прячет Машу и ее братца от гусей-лебедей в сказке “Гуси-лебеди”, везет Емелю к царю в сказке “По щучьему велению” и др.
Воспитатель. Печь складывали из кирпича, сверху обмазывали глиной. Такой русская печь дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь, - печник – пользовался почетом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.
Воспитатель. Рядом с печкой висела люлька с младенцем. Как вы думаете, почему?
Дети. Чтобы малышу было тепло.
Воспитатель. Что еще интересного вы увидели, чего не встречаете в обычной жизни?
Дети. Украшение на стене.
Воспитатель. Вы знаете, как оно называется?
Дети. Полотенце.
Воспитатель. Как еще называли полотенце наши предки казаки?
Дети. (Если дети затрудняются, педагог предлагает спросить у Дуняши).
Воспитатель. Давайте спросим у хозяюшки. Вы обратили внимание, что Дуняша нас встречала с полотенцем на руках?
Дуняша. Встречают желанного гостя хлебом, солью. Выносят хлеб к гостю на вышитом ручнике. (Слайд 13)
Гости дорогие, вы знаете, от какого слово появилось слово “ручник”?
Дети. От слова руки.
Воспитатель. Дети, я заметила, что ручники украшали узорами, как вы думаете, для чего казаки это делали?
Дети. Для красоты.
Воспитатель. Узору, которым украшали ручник, придавали значение не только, как украшению, но и как оберегу. Что значит слово “оберег”?
Дети. Оберегает, оберегать.
Воспитатель. Казаки верили, что обереги защищали их от болезней, пожара и прочих несчастий.
Дуняша. Люди добрые, коль желаете, и вас научу украшать ручник. Начала я украшать, да не закончила, работы много по дому.
Дети. Желаем.
Воспитатель. Рассмотрите внимательно узоры, которыми наши предки украшали ручники. На что похожи узоры?
Дети. На солнышко, цветочки, листочки, ручейки, веточки.
Воспитатель. Вы правы, позаимствовали узоры наши предки-казаки у природы. На что еще в узоре вы обратили внимание?
Дети. Мелкие и крупные узоры чередуются.
На ваших столах лежат ручники, которые Дуняша не успела украсить. Подберите узоры так, как она начала это делать (аппликация “Укрась ручник”).
(Готовые работы вывешиваются на магнитную доску.)
Воспитатель. Посмотри, как ребята постарались украсить ручники.
Дуняша. Руки да душа – горница хороша.
Воспитатель. Ребята, что это Дуняша нам сказала?
Дети. Похвалила, поблагодарила.
Воспитатель. Она отметила, что вы аккуратно и старательно работали, такими ручниками не стыдно и в хате украсить. (Слайд 14,15)
Приглашаю вас на праздник и предлагаю вам выбрать себе праздничный наряд.
( Дети надевают элементы национальных костюмов: мальчики – рубахи, штаны-шаровары, шапки, башмаки, девочки – приталенные блузы, широкие юбки, бусы, платки, туфли).
Воспитатель. Дети готовы?
Дети. Ой да на Кубани зори ясные а мы споем пеню прекрасную.
(«Ой да на Кубани»)
Дуняша. Ребята, вы так меня развеселили!
Воспитатель. Погостили мы с вами у Дуняши, но как говорят: “В гостях хорошо, а дома лучше!” Пора нам в обратный путь собираться.
Дуняша. На память о нашей встрече я хочу подарить вам кубанские обереги – это подкова на счастье.
(Каждому ребенку вручается оберег.)
Дети. Благодарствуем на хлебе-соли.
Дуняша. Хлеб да соль вам. В долгий век и добрый час. Путь вам чистый.
Дети. Счастливо, Дуняша, оставаться.
(Дети возвращаются в машину времени.)
Воспитатель. Ребята, а теперь в какую сторону нужно повернуть стрелки часов, чтобы вернуться обратно в детский сад?
Дети. Вперед.
Воспитатель. Почему вы так считаете?
Дети. Будем возвращаться в будущее.
Воспитатель. Давайте еще раз посмотрим волшебные зеркала.
(Беседа по картинам.)
Есть что-то непонятное, незнакомое вам? Из чего наши предки строили дома? Как называли казаки свои дома? Зачем казакам нужна была печь? Для чего украшали ручники? Чем вынимали из печки чугунок? Что это за предмет, для чего он нужен)
Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей.)
Вот мы и вернулись из прошлого в наш родной детский сад. Я очень рада, что вам понравилось путешествие. (Слайд 16)