МААМ-картинки

Сценарий досуга «Творческая мастерская «Матрешка — символ России» для детей старшей группы.

Галина Заварницына
Сценарий досуга «Творческая мастерская «Матрешка — символ России» для детей старшей группы.
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Познакомить детей с историей русской деревянной матрешки как символа народной культуры.

Учить детей рассматривать, замечать красоту игрушки, отмечать особенности её формы, украшать силуэты матрешки разнообразными узорами.

Вызвать положительные эмоции от встречи с игрушкой с помощью художественных текстов, музыки, песен, игр, рисования.

Ход досуга :

Публикация «Сценарий досуга „Творческая мастерская „Матрешка — символ России“ для детей старшей группы,» размещена в разделах

В зале стоит красочно оформленный теремок, за которым находятся куклы – матрешки, детские книги, иллюстрации с изображение матрешек. Для рисования приготовлены листы бумаги с нарисованными силуэтами матрешек (по числу детей, гуашь, акварель, черный фломастер, поролоновые палочки-печатки, мольберты.

Дети свободно входят в зал.

Воспитатель привлекает внимание детей к теремку и предлагает узнать, кто там живет.

Воспитатель: Ростом разные подружки,

Непохожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Дети: Матрешка!

Из окна теремка появляется большая матрешка.

Воспитатель: Эту куклу-матрешку очень любят дети и взрослые, она особенная, разбирается на две части. Все радуются игрушке. Уж больно хороша! Приветлива, да еще внутри целое семейство сидит. Иногда в одну 60 матрешек помещается. Последняя самая маленькая - с горошину величиной. Есть матрешки и вашего роста. Мы с вами знаем песню об этих игрушках. Давайте споем ее.

Песня «Матрешки», муз. Г. Фрида, сл. Н. Френкеля.

Дети садятся.

Воспитатель: Первую матрешку смастерили более 100 лет назад в старинном русском городе Сергиев Посад. Мастер сделал ее из дерева, а художник раскрасил. Так и появилась розовощекая девочка, наряженная в сарафан или юбку с рубашкой, передник, платочек. В руках она держала петуха или гусочку, а иногда узелочек. Так родился образ крестьянской девочки – милая деревенская Матрена, имя очень распространенное в то время. Вот и прозвали куклу – матрешкой.

Послушайте стихотворение С. Маршака о матрешках.

Ребенок: Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех матрешками зовут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой –

Будет третья во второй,

Половинку отвинти,

Плотную, притертую –

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая.

А внутри пустая,

В ней живет шестая.

А в шестой – седьмая,

А в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд,

Сестры-куколки стоят.

–Сколько вас? – у них мы спросим.

И ответят куклы: «Восемь!».

Воспитатель: Спустя много лет мастера стали вытачивать кукол на токарных станках, мастерицы расписывали красками – «одевали» куклу в пестрые сарафаны, цветастые платки. Самое сложное нарисовать лицо: глаза, пунцовые губы, румянец. Из года в год матрешки менялись.

Педагог показывает иллюстрации.

Вот богатыри, а это персонажи сказки «Репка», вот молодец удалой с балалайкой расписной.

Давайте и мы с вами возьмем в руки балалайку, другие музыкальные инструменты и поиграем для матрешек.

Ребенок: Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к нам пришли матрешки.

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные.

Исполняют русскую народную мелодию «Я на горку шла»

(на русских музыкальных инструментах).

Воспитатель: Производством матрешек сегодня занимаются и в других городах и селах нашей страны. Они отличаются друг от друга формой и приемами росписи.

Педагог сопровождает свой рассказ иллюстрациями

и демонстрацией игрушек.

Ребенок: У семеновских матрешек

Разноцветные одежки.

Поиграли, порезвились –

И одна в одну вложились.

Ребенок: Они и летом, и зимой

Любят жить одна в одной.

Принесите им сапожки

И пойдут плясать матрешки!

Танец «Русский пляс».

Воспитатель: В России есть город Семенов, и оттуда пришли эти яркие матрешки. Ярким цветом окрашен платок, рукава, сарафан. Черные, на пробор, волосы, строго смотрят небольшие глаза, бантиком маленький рот. Самое же главное – крупная цветочная роспись. Она заполняет весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты.

Ребенок: Вот матрешки встали в ряд,

Что-то нам сказать хотят.

Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки:

Всегда раскрашены на диво

Очень ярко и красиво!

Воспитатель: Обратите внимание, какими различными красками расписаны матрешки.

Игра «Подбери краски к матрешке».

Воспитатель: А сами не хотите стать матрешками?

Девочки (надевают косыночки, подвязывают фартуки).

Весь народ глядит в окошко,

Танцевать пошли матрешки.

Восемь водят хоровод,

А девятая поет.

Исполняется песня «Ой, да мы матрешки»,

муз. Ю. Слонова, сл. 3. Петровой.

Воспитатель: А вот матрешки из Сергиева Посада – озорные, расписные. Они более приземистые, верхняя часть матрешки плавно переходит в утолщение.

Четыре Матрены и одна Матренка – не выше опенка! – прибыли из села Полхов-Майдан. Эти матрешки тоньше и выше семеновских и сергиевопосадских. Лицо обрамляют «кудри» и расписано оно только черной краской, а туловище огромными цветами. У них нет конкретных деталей: рук, платка, сарафана.

Сегодня знают матрешку уже во всем мире, и стала она символом нашей страны, традиционным русским сувениром. Родина матрешки-Матрены – Россия. Она и одета в народный русский костюм. Вспомните, как одевались русские женщины на Руси?

Ответы детей.

Воспитатель предлагает детям поиграть.

Игра «Собери матрешку».

Воспитатель: Ребята, перед вами лист бумаги, на котором изображен силуэт матрешки. Сегодня вы будете настоящими художниками, постарайтесь придумать и «одеть» ее в яркий наряд. Подумайте, каков будет основной цвет сарафана, какой цветочный или геометрический узор украсит его. Матрешку можно украсить любой росписью и это станет вашей авторской работой. Сначала нужно нарисовать лицо, затем раскрасить платок, рубаху, сарафан. Далее используйте декоративные элементы (прямые и волнистые линии, точки, круги, цветы) для украшения. Для этого применяйте тонкие кисти и поролоновые палочки-печатки.

Дети работают самостоятельно.

У вас родились яркие и нарядные куклы Матрены, которым хочется погулять, поплясать. Куда может отправиться ваша матрешка?

Ответы детей.

Воспитатель: Возьмите краски, нарисуйте, куда отправилась гулять ваша Матрена.

Дети работают самостоятельно.

Педагог при необходимости осуществляет индивидуальную помощь

для решения изобразительной задачи.

В конце досуга проводится выставка детских рисунков и их обсуждение, выделяются наиболее удавшиеся работы.

Публикации по теме:

«Бабушка и матрешка». Конспект интегрированного занятия по развитию речи в младшей группе Задачи: Формировать интерес к народной игрушке-матрешке и понятие из чего она сделана. Ввести в активный словарь слова-матрешка,деревянная. Воспитывать.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе на тему «Матрешка» Конспект игры-занятия для детей средней группы на тему: «Матрешка». Цель: Познакомить детей с русской деревянной игрушкой в образе девочки–.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий досуга «Творческая мастерская «Матрешка — символ России» для детей старшей группы.
Опубликовано: 27 января 2014 в 13:12
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий досуга «Творческая мастерская «Матрешка — символ России» для детей старшей группы.» (включая файлы) размещена пользователем Галина Заварницына (УИ 184675) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД