Получи документы

Сценарий фольклорного праздника «Дагестан мой былинный» в подготовительной группе

Юлия Александрова
Сценарий фольклорного праздника «Дагестан мой былинный» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Дагестан мой былинный

Цели: развивать познавательную активность детей, закреплять представление детей о декоративно-прикладном искусстве народов Дагестана.

Участники: дети старшего дошкольного возраста.

Оформление: панно с изображением села на фоне горного ландшафта. В центре сцены реконструкция горной сакли с использованием предметов быта горцев: посуда, ковры, мебель и т. д. На стенах вывешены рисунки с изображением героев из дагестанских народных сказок.

Публикация «Сценарий фольклорного праздника „Дагестан мой былинный“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Предварительная работа: Рассматривание карты Дагестана-страны гор. Беседы о людях разных национальностях, населяющих Дагестан, о декоративно-прикладном искусстве, разучивание малых форм фольклора народов Дагестана. Экскурсии в Дагестанский музей изобразительных искусств,в Дагестанский государственный краеведческий музей. Чтение произведений дагестанских поэтов Н. Юсупова, Р. Гамзатова, Р. Рашидова и др. Рисование, лепка по замыслу детей по мотивам дагестанских сказок, по впечатлениям об увиденном во время экскурсий в музеях.

Ход праздника:

Ведущая: Добрый день, дорогие ребята! Недавно мы с вами посетили Дагестанский музей изобразительных искусств и Дагестанский государственный музей истории и архитектуры. Мы побывали в гостях у мастера по декоративной обработке металла. Мы узнали много нового и интересного о Дагестане, о бытовой культуре разных народов, о предметах быта, национальных костюмах, различных украшениях, которыми пользовались и носили наши предки. Мы любовались работами лучших мастеров декоративно - прикладного искусства. Мы познакомились с работами художников, в которых нашли отражение исторические события, происходившие в Дагестане в далеком прошлом. Все, что мы увидели, о чем нам рассказали экскурсоводы - это наше материальное наследие, оставленное нам нашими предками. Сегодня мы продолжим наше знакомство с традициями Дагестана, но уже с его духовным наследием.

Наш народный поэт Расул Гамзатов назвал Дагестан былинным. Поэтому сегодняшнее праздничное мероприятие мы так и нашали - «Дагестан наш былинный».

Сказки, сказания, присказки, потешки, загадки, пословицы и поговорки слагали народы Дагестана веками. В них людская мудрость, в них любовь к детям, к своему краю, к его людям.

Ребята, давайте вспомним потешки, колыбельные песни, заклички, прибаутки, которые читали и пели вам ваши мамы и бабушки

Первый ребенок.

Первый дождь весенний,

Заячий, олений!

Солнце светит,

Ливень льет,

Лис в лесу Лису зовет. Кукареку! (табас.).

Второй ребенок:

Лейся, дождик по лесу-

Подарю тебе овцу!

Если хлынешь, как река,

Подарю тебе быка! (авар.).

Третий ребенок:

Кисонька- умница,

Смотрит в окно:

Сонная улица, Сыро, темно.

Кисонька - умница Дай нам ответ:

Солнце сегодня Проглянет иль нет? (лезг.).

Четвертый ребенок:

(Девочка исполняет колыбельную песню, качая люльку);

Месяц по небу плывет Песню соколу поет,

Илай-лай, лай-лай, лай-лай,

Спи, мой сокол, засыпай!

Снитесь, сладостные сны,

Ждать недолго до весны,

Илай-лай, лай-лай, лай-лай,

Спи, мой сокол, засыпай!

Вырастает мой сынок,

Расцветает, как цветок,

Илай-лай, лай-лай, лай-лай,

Спи, мой сокол, засыпай! (дарг.).

Ведущая: Ребята, а сейчас я хочу удивить вас хитроумными загадками. Ими славятся народы горного Дагестана. Попробуйте отгадать их.

Загадки:

Не игла, да уколю,

Не огонь, да опалю! (авар.) (Крапива)

До утра глядели в потолок,

Утром уходили за порог (лаке.) (Обувь)

Плавал и плескался А сухой остался (кум.) (Гусь)

Что за чудище ползет, Солнце светлое крадет? (лезг.) (Туча)

Живая плеть

Блестит как медь (лезг.) (Змея)

Посмотрите, синий пруд.

Гуси белые плывут (таб.) (Облака)

Белый камушек катается,

А уронишь - разбивается (кум. (Яйцо)

Длинная-предлинная была,

А достать до крыши не могла. (Дорога)

К реке спустился налегке,

А стал тяжел- Домой пошел (авар.).(Кувшин)

Мост построит в высоту,

Сам же ходит по мосту (лак.) (Паук)

Ведущая: Наступило время спеть и поиграть. Я предлагаю вам принять участие в игре - попевке «Зулейха».

(Исполняется игра-попевка «Зулейха» на слова кумыкские народные, обработка 3. Кабыдовой).

Ведущая: У каждого дагестанского народа свои самобытные игры, переходящие из поколения в поколения. И сегодня мы с вами сыграем в некоторые из них.

«Подними платок».

Игроки становятся в круг, в центр которого кладут головной платок. Звучит национальная мелодия и все танцуют дагестанскую лезгинку. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок,

Правила игры. Нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратит играть музыка.

Следующая игра называется «Надень папаху»

Мальчик-джигит сидит на стуле. На восемь - десять шагов от него отводят водящего и поворачивают лицом к джигиту, чтобы водящий сориентировался, где тот сидит. Водящему завязывают глаза поворачивают кругом, дают в руку папаху, Он должен сделать определенное количество шагов и надеть папаху на голову джигита. Остальные участники игры считают вслух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются другие дети.

Правила игры: Водящий не должен подсматривать; играющие не должны помогать водящему и подсказывать.

Ведущая: Какие молодцы, ребята! Как много вы знаете интересных игр! А сейчас я вам напомню мудрые народные изречения, а вы объясните их значение.

Схватился за рули на двух лодках - упадешь в воду. (дарг.)

Хорошее дело не имеет поражения,

А дрянному - нет победы, (авар.)

Кто с оленем дружит, тот,

Как олень благородным будет, (лезг.)

У лжи хвост короткий, (лезг., авар., дарг.)

Ведущая: Дагестанцы, очень дружный, гостеприимный народ. Дружба дагестанцев скрепляется добром, заботой, умением жить с соседом.

Инсценировка о дружбе и гостеприимстве

1 ребенок - Ассалам - аллейкум, сосед!

2 ребенок - Ассалам - аллейкум!

1 ребенок - Печка топится сосед?

2 ребенок - Топится, сосед!

1 ребенок - Видно, варится обед?

2 ребенок - Варится обед!

1 ребенок - Чую, каша варится?

2 ребенок - Как же, каша варится!

1 ребенок - Каша чем заправится?

2 ребенок - Маслицем заправится! Заходи, сосед, садись, Кашей нашей угостись!

В заключение инсценировки дети танцуют «Лезгинку»

Ведущая: Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. В нем необыкновенные письма и телеграммы - загадки. Эти письма и телеграммы - загадки прислали дети из горных районов Дагестана. Вам предстоит отгадать из каких произведений данные отрывки. Кто начнет первым? Выберем первого с помощью считатки:

На льду барашек танцевал

Барашек рожки потерял

Шел мимо старый хитрый волк

Барашка он зубами щелк. (авар.).

Выходит ребенок, достает конверт, протягивает его ведущему.

Ведущая: Это письмо пришло из горного селения Акуша от девочки по имени Патимат.

Патимат спрашивает:

Рано утром серый волк

Повстречал козленка

И козленка серый волк

Спрашивает громко:

Отвечай мне, козлик серенький,

Отвечай мне, козлик маленький.

Что у тебя на ножках?

Носочки пухов-в-в-вые.

Из какого это произведения?

Ответ: Н. Юсупов «Серый волк и три сереньких козленка»

(следующий ребенок выбирается с помощью считалки)

Считалка:

Я - раз,

Я с тобою - двое нас,

Телка под горою -трое,

Вот осел бредет устало-

Раз, два, три -четыре стало.

Вон корова-пять иль шесть?

Надо снова перечесть! (авар.)

Ведущая: Это письмо пришло из Ахтынского района. Пишет нам девочка по имени Фатима. Послушайте ее задание:

Рано утром голубок прилетел на бугорок.

Видит, чудо целое- маленькое, белое.

Из земли глядит росток- просит он воды глоток;

Голубь, голубь, без воды

Пропадут твои труды.

Ответ: Н. Юсупов «Голубь и пшеничное зерно».

Следующий ребенок выбирается с помощью новой считалки.

Считалка:

Ой-pa, ой-pa,

Ой-ра-да

Не догнать нас никогда,

Мы быстрее козлика,

Верблюжонка, ослика, (лезг.)

Ребенок достает конверт из «волшебного сундучка», протягивает его ведущему.

Ведущая : (читает телеграмму) «Всем! Всем! Всем! Продается хвост удивительной красоты. Прилетайте! Плывите! Бегите! Выбирайте какие хотите!».

Ответ: Н. Юсупов «Почему у лягушки нет хвоста».

Следующий ребенок выбирается с помощью табасаранской считалки.

Считалка:

Размотала я клубок,

Завязала узелок,

Завязала два узла,

Три ковра я соткала.

Красный, синий, голубой - Выбирай себе любой!

Ребенок достает следующий конверт из «Волшебного сундучка», протягивает его ведущему.

Ведущий (читает письмо) : А это письмо пришло к нам из селения Гуниб. Пишет нам мальчик по имени Магомедгаджи. Слушайте внимательно и постарайтесь угадать.

Однажды балхарец - гончар.

Повез на продажу товар

Ходил он с товаром повсюду,

Но люди не брали посуду.

Богатым - подай серебро-

К чему им из глины добро?

Купили бы бедные люди,

Но, что им держать в той посуде..

Ответ: Р. Рашидов «Умный Балхарец»,

Ведущая: И последнее письмо пришло к нам из селения Хучни табасаранского района от мальчика по имени Рамазан. Выбирается ребенок с помощью следующей считалки:

Эбел-бебел, Чина,зара,

Мы ходили по базару,

Две дубинки покупали.

Без заминки испытали.

Почему в глазу рябит?

Эбел,бебел,

Глаз подбит, (с цахур.)

Ведущий зачитывает письмо:

Жила-была в одном ауле женщина по имени Хала - Ава. Злая- презлая. Никого она не любила, всех только обижала и бранила. Соседи даже во двор к ней заходить боялись. Собирала однажды она у себя в саду орехи.». Ответ: «Хала - Ава и петушок».

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете произведения

дагестанских писателей и устного народного творчества народов Дагестана.

Дагестан - это страна гор. На склонах гор лепятся аулы. В каждом из них мерилом человеческого достоинства считались мужество и честь. Каждый аул Дагестана чем-нибудь да славен!

Например, аул Балхар славится гончарным ремеслом.

Первый ребенок:

Самые прекрасные кувшины Делают из обычной глины,

Так же как прекрасный стих Создают из слов простых.

Ребенок демонстрирует произведения мастеров селения Балхар.

Ведущий: Аул Кубачи славится искусной гравировкой по золоту и серебру.

Второй ребенок:

Тайну кубачинского искусства

Не ищите в нитках серебра,

Носят тайну этого искусства В сердце кубачинцы - мастера.

Ребенок демонстрирует изделия кубачинских мастеров.

Ведущий: Аул Унцукуль известен мастерством насечки и резьбы по дереву.

Третий ребенок:

Хоть и веселый на ней узор,

У тех, кто с нею - печален взор.

(Ребенок демонстрирует изделия унцукульских мастеров).

Ведущий: Аул Цумада славен выделкой бурок из белой и черной овечьей шерсти. Четвертый ребенок:

Она хоть черна, не дает тепла тем людям,

Чья душа черна, а не бела.

Ведущий: Дагестанцы очень веселый народ. Любят меткое слово, смех, юмор, но больше всего ценят дружбу. Дружба между народами - самое дорогое и великое богатство Дагестана. Она построена и веками держится на прочной основе. И мы должны дорожить этим богатством, если мы хотим мира и процветания нашего края.

Звучит песня «Приезжайте в Дагестан». Музыка и слова К. Касумова.

Ребенок (обращаясь ко всем присутствующим в зале) :

Давайте будем дружить друг с другом!

Как птица с небом, как ветер с лугом,

Как парус с морем, трава с дождями,

Как дружит небо со всеми нами!

Звучит композиция «Дагестан» в исполнении Д. Гамзатовой. Дети и взрослые запускают воздушные шары.

Ведущий:

Пусть тропинки и дорожки не заканчиваются,

Пусть улыбки, смех и юмор продолжаются!

Потому что радость и веселье с нами не прощаются. Люди добрые пусть на пути встречаются!

До новых встреч!

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Дагестан — мой край родной» Конспект интегрированного НОД в старшей группе на тему: «Дагестан мой край родной» Основная образовательная область: социально - коммуникативная.

Конспект НОД по региональному компоненту «Мой край родной Дагестан» Тема: «Мой край родной Дагестан!» Цель: Воспитать любовь и уважение к родному краю, к традициям и обычаям своего народа. Материал и оборудование:.

Разработка праздника «Горная страна — Дагестан» «Горная страна - Дагестан» В ладони сердце можно уместить, Но в сердце целый мир не уместишь. Другие страны очень хороши, Но Дагестан дороже.

Рождественские посиделки. Сценарий фольклорного праздника для детей подготовительной группы «Рождественские посиделки» (сценарий фольклорного праздника для детей подготовительной группы) ХОЗЯЙКА: Снег ложится белый-белый на пригорки.

Сценарий фольклорного праздника для детей подготовительной группы «Как на масленичной неделе…».Сценарий фольклорного праздника для детей подготовительной группы «Как на масленичной неделе…». Зал украшен соответствующей атрибутикой. Негромко звучит плясовая музыка. Приглашенные гости садятся на свои места. Начинается представление.

Сценарий фольклорного праздника «Осенняя ярмарка» для подготовительной группы Сценарий фольклорного праздника "ОСЕННЯЯ ЯРМАРКА" для подготовительной группы. Цель: Создание условий для приобщения детей и родителей.

Сценарий фольклорного праздника «Уральские Святки» для подготовительной группыСценарий фольклорного праздника «Уральские Святки» для подготовительной группы Сценарий фольклорного праздника «Уральские Святки» для подготовительной группыМузыкальный руководитель Татьяна Вениаминовна Фокина, г. Миасс.

Сценарий фольклорного праздника «Весенняя ярмарка» с детьми подготовительной логопедической группы (регион. Комп) Цель: установление тесного сотрудничества педагогов и родителей для успешного воспитания и развития ребенка; приобщение детей к народному.

Сценарий интегрированного детского фольклорного праздника  «Пришла коляда-отваряй ворота» в подготовительной группеСценарий интегрированного детского фольклорного праздника  «Пришла коляда-отваряй ворота» в подготовительной группе Цель: Приобщить воспитанников и родителей к истокам русской народной культуры, через организацию детских фольклорных праздников (праздники.

Сценарий праздника в старшей группе «Дагестан — мой край родной» Познавательно-развлекательное мероприятие в старшей группе<<Дагестан-мой край родной>>. Цель:формирование интереса к истории.

Автор публикации:
Сценарий фольклорного праздника «Дагестан мой былинный» в подготовительной группе
Опубликовано: 24 мая 2017 в 19:56
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий фольклорного праздника «Дагестан мой былинный» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Александрова (УИ 1193247) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД