Сценарий фольклорного праздника «День святых Кузьмы и Демьяна»

Наталья Шашкова
Сценарий фольклорного праздника «День святых Кузьмы и Демьяна»

Сценарий проведения фольклорно-обрядового праздника

День святых Кузьмы и Демьяна ”

для детей старшего и младшего школьного возраста.

Народный календарь:

14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”. Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц.

Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать. Кузьминки – куриные именины: отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого каждая приносила кочета – петуха. На пирование приглашались молодцы, которые по сердцу.

В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:

Батюшка Кузьма – Демьян,

Скуй нам свадебку

Крепко – накрепко,

До седой головушки,

До долгой бородушки.

К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы: набивали соломой штаны и рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и непременно разыгрывали так называемые “поцелуйные игры”. После завершения праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздергивали по соломинке, плясали и сжигали куклу.

Гулянье часто продолжалось до утра.

Задачи:

• Способствовать формированию представлений о содержании, структуре русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части музыкального фольклорного наследия.

• Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора, развивать творческое мышление.

• Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и детей.

Предварительная работа:

• Слушание русских народных песен.

• Беседа на данную тему.

• Рассматривание иллюстраций, изображающих народные праздники.

• Разучивание песен и стихов, танцев.

• Изготовление обрядовый кукол – оберегов.

• Организация выставки народного творчества.

Оборудование: стол, лавки, кухонная утварь, прялка, чучело Кузьмы, самовар.

Костюмы: все участники и взрослые и дети одеты в русские народные костюмы.

Музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотки, бубны, коробочка, рубель, ксилофон, дудки, хлопушки.

Действующие лица: Хозяйка, Хозяйка2, Дед Егор- взрослые, Петрушка и купец- дети.

Объявление в группе:

Встаньте рано поутру,

Чисто в доме приберите,

Животинку накормите

Не сердитесь, улыбнитесь

И спешите все на двор

На веселый разговор.

Праздник на селе у нас

Ку-ка-ре-ку, в добрый час.

Начало праздника «На Кузьму- Демьяна» в 10.0

Ход праздника:

Выходят две девочки.

1 девочка.: На завалинках, в светелке,

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

2 девочка: При лучине кто сидел

Иль под светлым небосводом –

Говорили, песни пели

И ходили хороводом.

1 девочка: А играли как! в горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

2 девочка:Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по “сусекам”

Личных дач или квартир.

Вместе.: Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок!

Их бы надо возродить!

(убегают за дверь)

Под русскую народную песню («Калинка- малинка» в исполнении Н. Бабкиной) входят хозяйки.

Хозяйка: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?

Хозяйка2: Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются. Кузьминки – по осени поминки.

Хозяйка: В честь святых Кузьмы и Демьяна, покровителей ремесел. В этот день почитали люд мастеровой.

Хозяйка2: в народе сказывают, что святые эти были кузнецами и за работу денег не брали – отчего и звали их бессребрениками, а угощали всегда кашей, потому иногда их именуют «кашниками».

Хозяйка: Ой, слышу, уже идут гости!

Хозяйка2:Ото всех дверей,

Ото всех ворот

Приходи скорей,

Торопись, народ!

Под русскую народную музыку входят девочки.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!

Проходите, будьте, как дома!

Девочки: Добрый день в вашу хату!

Хозяйка2: Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рада гостям, как добрым вестям! (кланяется)

1-я девочка: Не беспокойся, Хозяюшка. Мы и дома не лежим,

И в гостях не стоим.

Хозяйка усаживает гостей на лавку.

Хозяин: У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

2-я девочка: Гости – люди подневольные,

Где посадят – там сидят.

Хозяйка: Ой, богат будет стол сегодня вссыпчину да вскладчину.

1-я девочка: Тут и каша, и лепешки!

2-я девочка: И пироги, и яички!

3-я девочка: А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму – Демьяна всегда курники пекли.

Хозяйка: Да, Кузьминки – куриные именины.

4-я девочка: А где же ещё гостьюшки наши?

Хозйка2: Скоро, скоро будут!

Хозяйка: А пока их нет, садитесь за рукоделие, принимайтесь зимнюю пряжу прясть. Да попросите Кузьму с Демьяном, ведь они наши покровители, помочь нам не отстать в работе от тех, кто начал её раньше.

Девочки: (хором) Батюшка, Кузьма – Демьян!

Сравняй меня позднюю с ранними!

1-я девочка: Прялка не бог, а рубаху дает!

2-ядевочка: Не ленись прясть, хорошо оденешься!

Девочкиисполняют русскую народную песню «Уж ты, прялица, кокорица моя»

3девочка: У нас девицы – на все руки мастерицы.

И прясть, и вязать, и вышивать умеют.

4 девочка: тянись, ниточка не рвись, да в клубочек соберись!

(танец- игра «клубок»)

Раздается стук в дверь, заходят еще гости: мальчики, исполняют танцевальную сценку под р. н. п. «Барыня» .

Парни: Добрый день, молодки-лебедки!

Девчата: Здравствуйте, коль не шутите, ребята-молодцы, веселые удальцы!

Поют частушки:

мальчики: Дуйте, дуйте ветры, буйные кружитесь,

по деревне мы идем- все посторонитесь!

Девочки: А вы кто такие чьи? Откуда появилися?

У нас нет таких девчонок, чтобы в вас влюбилися!

Мальчики: НУ! Девочки: ДА! Вместе: Вот такие кот дела!

Мальчики: Заиграй-ка балалайка, начинай гуляние,

Пропоем мы вам частушки, для всего собрания!

Девочки: У меня на сарафане косолапы петехии,

я сама не косолапа- косолапы женихи!

Мальчики: НУ! Девочки: ДА! Вместе: Вот такие кот дела!

Мальчики: Запрягу я кошку в дрожки. а котенка в тарантас-

Повезу свою подружку, всем соседям на показ!

Девочки: Я сижу на бочке, румяные щечки-

Говорят, что навилась, а я такая родилась!

Мальчики: НУ! Девочки: ДА! Вместе: Вот такие кот дела!

Мал. 2: Здоровья вам! Нужны ли мы вам?

Дев. 1: у нас гостюшки во дому, словно солнышко в терему!

Дев. 2: Дорогие гости, счастья вам. Просим жаловать в терем к нам.

Дев. 3:Проходите, гости дорогие! Гостю – почет, хозяину – радость!

Дев. 4: Давно вас ждем – поджидаем, праздник не начинаем.

Мал.: дорогим хозяевам бьём челом. И спасибо вам за прием!

(мальчики кланяются)

Мальчик: Мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся, никто в этот день не работает.

Реб. 1:Праздник этот ремесла,

Домашнего очага,

Праздник не безделья –

Праздник рукоделья!

Реб. 2:Как этот праздник наступает,

Весь народ гулять идет.

Очень весело, с задором

Песни русские поет!

Дети исполняют народную песню “На Кузьму – Демьяна”.

Поют: На Кузьму, Кузьму- Демьяна на Кузьму, Кузьму- Демьяна,

На веселый праздник,на веселый праздник.

Выпадала пороша, выпадала пороша,

Белая хороша, белая хороша.

Как по этой по пороше, как по этой по пороше.

Шел Ваня хороший, шел Ваня хороший.

Не путем, не дорогой, не путем не дорогой.

Чужим огородом, чужим огородом.

Он чужим огородом, он чужим огородом.

Катиной тропою, Катиной тропою.

(мальчик с девочкой танцуют, в конце песни все дети объединяются в пары, мальчики провожают девочек на стульчики, потом встают полукругом.)

Хозяйка: милые мальчики, сегодня и ваш праздник, ведь Кузьма и Демьян были ремесленниками и кузнецами.

Мал.: а я знаю, что Кузьма с Демьяном большие работники, кузнецы и плотники. Они куют сохи и плуги и раздают их людям.

Хозяйка2: они и дом охраняют от всякой беды. От всякого лиха.

2 мал.: а еще говорят, они волшебники. Кузнецы могут заковать землю и воду в ледяные оковы.

Хозяйка: ой, вы мои умницы! Все- то вы знаете!

3 мал.: хозяюшка! А вам работнички нужны?

Хозяйка2: а что вы умеете делать?

Мальчики: а вот что!

(песня «Как у нас в мастерской»)

поют: посмотрите, как у нас- то в мастерской,

там работнички трудятся день- деньской.

Как начнут они топориком рубить,

Молоточками по гвоздочкам колотить,

А пилами-то пилят, пилят, пилят

Во все стороны опилочки летят.

Время плотничкам работушку кончать,

И пойдут они вприсядочку плясать:

Ай, люли, ай, люли, люли, люли,

Ай, люли, ай, люли, люли, люли.

1 мальчик: а у меня папка- гончар, во как работает! (показывает)

2 мальчик: а у нас в кузнице не хуже!

(Разгорается спор- кто лучше работает: мы лучше работаем- нет, мы)

Хозяйка: эй, петухи! Сейчас подеретесь!

Мальчик: а мы плотники- вот как работаем. Посмотрите какие инструменты музыкальные смастерили.

Хозяйка: а мы на них сейчас и сыграть сможем!

Мальчик: Вот ложки хохломские,

бубны, трещотки озорные,

Налетай, народ, музыка давно всех ждет!

(русская народная песня «Долговязый журавель», дети подыгрывают на музыкальных инструментах)

Хозяйка:

Ноги, руки размяли, а про голову забыли?

Есть загадки у нас до того мудреные,

Кто загадки угадает, попадет в ученые.

Девочки:

1. Красная девица росла в темнице,

Люди в руки брали, косы отрывали.

2. Стоит Антошка на одной ножке.

3. Нашла я шар, разбила его,

Увидела золото и серебро.

4. Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

5. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а будит.

Хозяйка: Молодцы, ребята, все загадки разгадали!

Хозяйка: Кажется к нам еще гости идут!

(Появляется Петрушка)

Петрушка: Я Петрушка, -развеселая игрушка!

Ноги дубовые, кудри шелковые.

Сам хожу, брожу, шевелюсь,

Никого в мире не боюсь!

Доброго здравия вам, ребята!

Все: здравствуй Петрушка!

Хозяйка: А кто это к нам явился, такой важный и серьёзный?

(появляется Купец.)

Купец: Я купец- в торговых делах удалец.

Петрушка: А зачем вы на ярмарку пришли?

Купец: Торговать.

Петрушка: Воровать?

Купец: да, не воровать, а торговать.

Петрушка: А, пировать! Ну, тогда я с вами пойду!

Купец: Ладно, пировать так пировать. А у тебя деньги есть? Надо иметь двести рублей.

Петрушка: Пять гвоздей?

Купец: Да не гвоздей, а рублей.

Петрушка: да не гонял я голубей.

Купец: Да не смеши, Петрушка людей.

Петрушка: Просишь меня, побей? С удовольствием!

(Петрушка берет палку, купец убегает.)

Петрушка: Пей, купец, чай, головой не качай.

Над деньгами не трясись, а с Петрушкою делись.

Ой, что-то я устал. Потешьте меня, ребята. Спойте мне песню веселую.

(Под музыку выходят мальчики)

Мальчик1: Мы, Мальчишки удальцы, озорные сорванцы,

Приглашаем танцевать, просим нам не отказать.

Мальчик2: Эй, девчонки –хохотушки и ребята-молодцы,

Выходите, не стесняйтесь, семечками угощайтесь!

(песня «Семечки»)

Хозяйка 2: А теперь, мальчики поиграйте с нашими девочками. Делу время- потехе час!

Хозяйка: А вы не забыли про обычай? На этот праздник парни приносят девочкам курочку.

Мальчики: а как же! вот принесли! (достают игрушечных курочек и отдают девочкам.)

Девочки: ну, раз принесли, так и быть, мы с вами поиграем!

(игра «Плетень»)

Хозяйка: Ох, и развеселый вы народ!

Хозяйка: Хорошо потрудились, пора и подкрепиться.

Угощайтесь, гости дорогие, чем Бог послал.

Баранки, да сушки, сладкие пампушки.

(хозяйка вешает сушки и баранки на ведущих)

Хозяйка2: а ну, народ, расходись – кто любит сушки сюда, а кто баранки сюда.

Все: Собирайся, народ, в хоровод, в хоровод.

Кто работы не боялся, тот и пляшет и поет.

(дети встают в два хоровода, ведущие в середине)

(проводиться игра «Бей качи, качи, качи.»)

Поют: бей, качи, качи, качи, глянь баранки,калачи,

глянь баранки, калачи- с пылу, с жару из печи.

С пылу,жару из печи- все румяны горячи,

Прилетели тут грачи- похватали калачи-

Нам оставили бараночки.

(в конце дети садятся, закрывают глаза, ведущие встают на другое место, как музыка заканчиваются дети должны построить круг вокруг своего ведущего игра повторяется 3 раза, на 3 раз ведущие встают рядом, берутся за руки. дети делают один круг)

1-й реб.: в хороводе были мы,

кого надо видели!

2-й реб.: девицу- красавицу,

доброго молодца!

(перестраиваются в полукруг, выходят мальчик и девочка.)

Девочки.: во дворе калиточка поскрипывает.

Ко мне маленький идет, посвистывает!

Мальчик: мимо милкиных окошек

Втихомолку не пройду,

Либо стукну, либо брякну,

Либо песенку спою!

(русская народная песня «Шел со службы казак молодой.»)

Хозяйка: Ух, как здорово у вас получается. Хорошо играете, хорошо поете, а как пляшите?

Хозяйка 2: вот платочки шелковые, алые, голубые, лиловые - подбегайте, выбирайте.

(девочки берут платки)

Девочка: кто с платочком пляшет, да на балалайке играет, тому скучно не бывает!

Девочка 2: Я сшила шаль с каймой,

Бархатистый,расписной!

Девочка 3.: За такую шаль- золота не жаль!

Девочка4: А на моем платочке- мелкие цветочки!

Девочка 5: А вот полушалок- прекрасный подарок!

(Дети исполняют танец с платками.)

(раздается стук в дверь, заходит дед Егор)

Дед:не мало ли вас? Не надобно ль нас?

Все: надо! Надо! заходи, дед Егор!

Дед: Желанный гость зову не ждет, а сам в гости идет.

Хозяйка: а чой-то ты так нарядился?

Хозяйка2: да ты погляди, какой красивый!

Хозяйка: наряди пень, и он красив будет! (шутят, смеются)

Дед: ишь ты! Вы все играете, да танцуете, а про нашего Кузьму забыли- а ведь сегодня его праздник! (выносят чучело Кузьки) давайте его повеличаем.

(все встают вокруг чучела в круг, Дед Егор держит чучело.)

Все поют: Милый наш Кузюшка!

Мы тебя славим, мы тебя славим,

В хоровод поставим. Мы тебя встречаем, тебя величаем! (чучело падает)

Распрощаемся с тобой, ты иди на покой!

Дед: Ох, упал родимый. Знать конец осени!

Хозяйка: пришли Кузьма и Демьян, потешили нас, осень с собой увели, дорогу зиме вымостили.

Хозяйка2: ох, разлюбезные мои гостики! Пришла пора проводить нашего желанного батюшку!

Все: (вместе) прощай, Кузюшка! До новой осени! До нового урожая!

(Дед уносит чучело Кузьмы.)

Хозяйка: а ну, веселая детвора, все пожалуйте сюда! Смотрите, кого я веду!

Хозяйка2: ой, да это Кострома!

(игра «Кострома»)

Поют: Кострома, Кострома, государыня моя, у Костромушки кисель с молоком, у Костромушки блины с творогом.

Все: здорово, Кострома!

Кострома: здоровенько!

Все: а че это вы делаете?

Кострома: кудельку пряду!

Все: ну, прядите, прядите.

Поют: Кострома, Кострома, государыня моя, у Костромушки кисель с молоком, у Костромушки блины с творогом.

Все: здорово, Кострома!

Кострома: здоровенько!

Все: а че это вы делаете?

Кострома: попрела, попрела и вязать собралась!

Все: ну, вяжите, вяжите.

Поют: Кострома, Кострома, государыня моя, у Костромушки кисель с молоком, у Костромушки блины с творогом.

Все: здорово, Кострома!

Кострома: здоровенько!

Все: а че это вы делаете?

Кострома: повязала, повязала, да ткать собралась!

Все: ну, работайте, работайте, Бог в помощь.

Поют: Кострома, Кострома, государыня моя, у Костромушки кисель с молоком, у Костромушки блины с творогом.

Все: здорово, Кострома!

Кострома: здоровенько!

Все: а че это вы делаете?

Кострома: да вот поработала, да спать собралась!

Все: ну, спите, спите.

Поют: Кострома, Кострома, государыня моя, у Костромушки кисель с молоком, у Костромушки блины с творогом.

Все: здорово, Кострома!

Кострома: здоровенько!

Все: а че это вы делаете?

Кострома: да, сплю я, сплю!

Все: а почему разговариваете?

Кострома: да по привычке. А сейчас как встану, да догоню вас.

(дети убегают на стульчики).

Хозяюшка: Звонко музыка играй,

всех на танец приглашай!

Реб.: Разойдись, народ,

Меня пляска берет.

Пойду попляшу,

Себя людям покажу!

(танец «Варенька»)

Хозяйка: Люди добрые, люди честные.

Праздник в избе, с угощениями, играми, плясками.

Пришли Кузьминки – оберег принесли:

для души, для дома, для здоровья, для счастья,

чтобы поросятки- писклятки водились, горшки не бились.

Хозяйка2: Ребятки старались сами мастерили- куклы обережные. Вы их берите, гости дорогие, да храните, они вам много радости принесут.

(Звучит музыка в исполнении казачьего народного хора «Матушка Россия». Дети дарят гостям куклы- обереги, потом встают в полукруг, держась за руки, кланяются гостям- мальчики, потом девочки, потом хозяйки.)

Хозяйка: за такое веселье- наше вам почтенье!

Хозяйка2: и ждет вас вкусное угощенье!

Хозяйка: всем вам, и мастерам, и рукодельницам, и вам, гости дорогие, желаем успеха да радости, смеха и веселья!

Хозяйка2: просим садиться столы дубовые, да отведать курника именинного!

(гости с детьми проходят к столам, угощаются курником, да запивают кваском или компотом.)

Публикации по теме:

Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки» КУЗЬМИНКИФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК ПРОЕКТ «МЫ – СЛАВЯНЕ»ЦЕЛЬ: • Знакомство детей с житием святых Кузьмы и Демьяна • Формирование представлений.

Открытое годовое занятие в старшей группе: «Празднование Кузьмы и Демьяна» Цель: приобщение детей к истории и традициям православной культуры через знакомство с русскими народными праздниками. Задачи: • Способствовать.

Сценарий фольклорного праздника «День Ивана Купалы» (для детей 5–10 лет)Сценарий фольклорного праздника «День Ивана Купалы» (для детей 5–10 лет) Сценарий фольклорного праздника «День Ивана Купалы» (для детей 5-10 лет) Авторы: Быканова Елена Григорьевна, старший воспитатель МБДОУ.

Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки»Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки» «Кузьминки» Сценарий обрядового праздника Цель: познакомить детей с календарно-обрядовым праздником «Кузьминки» Задачи: развивать творческие.

Сценарий фольклорного праздника «Масленица» Сценарий фольклорного праздника "Масленица" составила: Карташова О. А. Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие, И маленькие, и большие. Всю.

Сценарий фольклорного праздника «Масленица»Сценарий фольклорного праздника «Масленица» Ведущая. Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Собирайтесь, снаряжайтесь веселый праздник справлять, широкую Масленицу встречать.

Сценарий фольклорного праздника «Ореховый спас» Цель: доставить радость детям. Задачи: Формировать знания детей о народных праздниках; развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальные.

Сценарий фольклорного праздника «Осенние посиделки»Сценарий фольклорного праздника «Осенние посиделки» Под музыку "Русские матрешки" входят Хозяйка и 5 матрешек. Музыка закончилась, а матрешки продолжают танцевать. Хозяйка: Дуняша! Наташа.

Сценарий фольклорного праздника «Широкая масленица»Сценарий фольклорного праздника «Широкая масленица» "Широкая масленица" (вначале праздника водим с детьми хороводы, под русскую плясовую появляется матрёшка и петрушка) Матрёшка: Здравствуйте.

Сценарий фольклорного праздника в старшей группе Часть зала оформлена в виде русской избы: посередине стол, на нем самовар, чугунки, плошки. По бокам деревянные лавки. В углу скамья, на.

Автор публикации:
Сценарий фольклорного праздника «День святых Кузьмы и Демьяна»
Опубликовано: 19 апреля 2016 в 10:56
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер класс «Снегурочка». Роспись поделки из бумажного теста (часть 2)
Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию заключительный мастер класс по росписи вылепленной фигурки - Снегурочки. Напомню, что расписывала поделки я...
Детский мастер-класс по изготовлению макета «Пингвины в Антарктиде»
Пингвин — единственная птица, которая может плавать, но не может летать. Большинство пингвинов проводит половину своей жизни в океане, а другую половину...
Сценарий проведения мастер — класса «Фруктовый микс» в ДОУ
Сценарий проведения мастер – класса «Фруктовый микс» в ДОУ - Здравствуйте, уважаемые коллеги - Крикните громко и хором, друзья, Помочь откажетесь мне( нет...
Сценарий праздника «День бантика»
«День бантика» Утренник, посвященный 8 Марта в разновозрастной группе. Цель. Создать веселое, праздничное настроение у детей и взрослых, дружеской...
Стенгазета «Яблочный рай — Чебоксары!»
Православные верующие отмечают 19 августа – Яблочный Спас. Праздник является одним из первых праздников урожая. Яблочный спас означает наступление осени и...