Сценарий фольклорного праздника «Март-грачевник» (приложение к проекту «В краю ста тысяч птиц»)

ольга харитонова
Сценарий фольклорного праздника «Март-грачевник» (приложение к проекту «В краю ста тысяч птиц»)

Фольклорный праздник «Герасим – Грачевник»

Цель: Приобщение детей к русской народной культуре. Знакомство с обычаями, традициями проведения календарных весенних праздников на Руси.

Звучит весенняя музыка. Дети заходят в зал

Ведущий. Что за славный денек! Собирайся народ в хоровод! Станем кругом мы ходить да весну веселить. Хоровод заведем, дружно все запоем!

Встают в круг.

Хоровод весенний

Ведущий Ну вот и проводили мы с вами зиму. Весна вступает в свои права. И все ей очень рады и люди, и животные, и птицы. Особенно радовались в старину жители деревень. На смену метелям и морозам пришли солнышко и тепло. Вот уже и пробились сквозь холодную землю первая травка и первоцветы. А первыми вестниками весны конечно же были перелётные птицы. И люди их очень ждали. Существовало поверье, чтобы весна пришла быстрее, нужно её закликать. Давайте послушаем как в старину закликали весну и птиц.

Слушание рус. нар. песни «Бай качи»

Ведущий :А теперь давай те послушаем заклички, которые выучили наши дети.

Дети говорят заклички:

1. Иди, весна! Иди, красна!

Принеси ржаной колосок,

овсяной снопок,

большой урожай в наш край!

2. Приди к нам весна со радостью,

со великой к нам милостью!

С рожью зернистою,

со пшеничкой золотистою,

Ведущий: Ребята, а скажите – ка вы мне какие птицы возвращаются первыми из теплых краев? (грачи) Правильно, с их прилетом начинается весна. 17 марта отмечали на Руси «День Герасима – Грачевника!.Народная мудрость гласит: «Если в этот день грачи в гнезда сели, через 3 недели можно начинать сев ранних хлебов».

Звучат голоса весенних птиц. Залетает Грач.

Ведущий: Грачик, грачик, добрый грачик, где бывал? Что о весне узнал?

Грач: За морем бывал, весну добывал, несу, несу, весну-красну!

Ведущий: Мой милый грач, вот возьми калач. Мороз и стужу накорми, урожай нам сбереги! Отдает калач, грач забирает.

Ведущий: Грач, дети так ждали прихода весны и так рады, что ты вернулся, даже стихи про тебя выучили. Вот послушай.

Грач на ветке горевал:

Спать грачатам жестко.

Он у Мишки своровал

На подстилку шерстки.

На проталинах грачи —

Белоносые врачи —

Землю ковыряют,

Будто проверяют:

Как здоровье у неё?

Чем и как лечить её?

Грач: Ой и правда всё про меня. Мне так приятно, что меня здесь ждут. И я хочу с вами поиграть.

Календарная народная игра «Грачи летят»

Дети встают в круг или произвольно располагаются на площадке, но обязательно так, чтобы видеть и слышать взрослого ведущего.Взрослый ведущий говорит:

«Грачи летят,

На всю Русь трубят:

Гу-гу-гу,

Мы несем весну!»

Все дети кричат хором: «Летят! Летят!»

Ведущий продолжает:

«Журавли летят,

На всю Русь трубят:

Гу-гу-гу,

Мы несем весну!»

Дети опять кричат: «Летят! Летят!» и размахивают руками.

Так же летят пчелы, комары и т. д.

А потом водящий говорит:

Поросята летят,

На всю Русь трубят:

Гу-гу-гу,

Мы несем весну!

Кто из детей ошибется и закричит «Летят!» или замашет руками — выбывает из игры. Побеждает самый внимательный.

Грач: А ещё я приготовил вам загадки. Вы любите отгадывать загадки?

Дети: Да!

Тогда слушайте

Я проворна, легкокрыла,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит дождик где-то близко. (Ласточка)

На шесте – веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец –

Он и летчик, и певец. (Скворец)

Спрятавшись среди ветвей,

Поёт славно… (Соловей)

Черный, проворный,

Кричит: “Крак”

Червякам враг. (Грач)

Ведущий: А больше всех прилёта птиц конечно же ждали дети. Придумывали игры. Вот в одну из таких игр мы сейчас и поиграем.

Горелки

Перед началом игры нужно выбрать водящего, того, кто будет «гореть»,— отсюда и название игры.

Все участники игры встают парами друг за другом, водящий впереди, на расстоянии двух шагов от играющих.Участники игры говорят нараспев слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле:

Ходят грачи

Да едят калачи.

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Как только пропоют эти слова, водящий должен посмотреть на небо, а дети последней пары отпускают руки и тихо пробегают вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поравняются с водящим,все громко кричат ему:

Раз, два, не воронь.

Беги, как огонь!

Двое детей бегут вперёд, ловко увёртываясь от водящего, стараются взять друг друга за руки. Если они возьмутся за руки, то «горелка» им не страшен, они спокойно идут и становятся впереди первой пары, а водящий вновь «горит».

Ведущий: И мы с вами тоже очень рады. И сейчас повеселимся, станцуем танец.

Танец парный

Грач. Весело тут у вас. Но делу время – потехе час. Пора мне детвора гнездо вить. Не зря народная примета гласит «Если в этот день грачи в гнезда сели, через 3 недели можно начинать сев ранних хлебов». До свидания.

Публикации по теме:

«Мой край — ста тысяч песен, ста тысяч вышивок». Фотоотчет о неделе чувашской культуры«Мой край — ста тысяч песен, ста тысяч вышивок». Фотоотчет о неделе чувашской культуры Хочу вам представить фотоотчет о том, как чуваши приобщают воспитанников к культуре предков в дошкольном учреждении. 25 апреля в Чувашской.

Приложение к проекту «23 февраля — День защитника Отечества» Беседа с детьми в старше - подготовительной группе по теме: «Есть такая профессия – Родину защищать» Цели занятия: • познакомить детей.

Приложение к проекту «Царство цветов» в младшей группе ДОУ. Часть 1 Конспект НОД в I младшей группе Тема: «Ознакомление с комнатными растениями» Виды детской деятельности: игровая, трудовая, коммуникативная,.

Приложение к проекту «Царство цветов» в младшей группе ДОУ. Часть 2 Стихи о комнатных растениях Наталия Нищева «Комнатные цветы» В нашей группе на окне, Во зеленой во стране, В расписных горшочках Подросли.

Приложение к проекту «Царство цветов» в младшей группе ДОУ. Часть 3 Конспект НОД во 2 младшей группе (аппликация) Тема: «Красивый цветок» ЦЕЛЬ: 1. Развитие интереса у детей, передавать в аппликации свои.

Приложение к проекту «Моя малая Родина-Ямал»Приложение к проекту «Моя малая Родина-Ямал» Вы на карту посмотрите И Ямал на нём найдите, Потому что здесь наш дом; Мы на Севере живём. (И. Истомин) Первые годы жизни ребенка – важный.

Приложение к проекту «Организация семейного клуба «Улыбка»Приложение к проекту «Организация семейного клуба «Улыбка» Приложение к проекту "Организация семейного клуба "Улыбка"" Уважаемые коллеги, предыдущая моя публикация - «Проект «Организация семейного.

Сценарий фольклорного праздника «Масленица»Сценарий фольклорного праздника «Масленица» Ведущая. Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Собирайтесь, снаряжайтесь веселый праздник справлять, широкую Масленицу встречать.

Сценарий фольклорного праздника «Жаворонки»Сценарий фольклорного праздника «Жаворонки» Фольклорный праздник «Жаворонки» Вед: Весна на пост свой заступила, Тепло земле всей подарила И солнечным ярким лучом С улыбкой вошла в.

Сценарий экологического праздника «Осень в краю родном» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий экологического праздника «Осень в краю родном» для детей старшего дошкольного возраста Сценарий экологического праздника «Осень в краю родном» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формировать у детей навыки грамотного.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Сценарий фольклорного праздника «Март-грачевник» (приложение к проекту «В краю ста тысяч птиц»)
Опубликовано: 17 марта 2020 в 15:25
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 мая. День божьих коровок на МААМ

Очередной тематический день посвящен божьей коровке, которая у многих народов считается талисманом удачи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом насекомом...

11 мая. День грозы и молнии на МААМ

Очередной тематический день мы предлагаем посвятить чудесным явлениям природы, которые особенно ярко проявляются в мае и июне. Изучаем с детьми особенности грозы, грома и молнии; говорим не только о...


Горячие темочки