Папки-передвижки

Сценарий интегрированной познавательно-речевой деятельности с элементами экспериментирования «Птицы, летите!»

Жанна Каирова
Сценарий интегрированной познавательно-речевой деятельности с элементами экспериментирования «Птицы, летите!»

«Птицы, летите, летите…»

(старший дошкольный возраст)

Задачи:

1. Закрепить знания детей о птицах.

2. Учить детей мыслить логически, делать правильные умозаключения

3. Развивать у детей речевую активность, наблюдательность.

4. Воспитывать интерес к природе.

Словарная работа:

Птицы - перелетные, зимующие, пролетные; перья – полетные, кроющие; стержни – полые; среда обитания

Предварительная работа:

- Чтение рассказов о птицах из книг :

1. Бианки В. «Кто чем поет»

Публикация «Сценарий интегрированной познавательно-речевой деятельности с элементами экспериментирования „Птицы, летите!“» размещена в разделах

2. Бианки В. «Подкидыш»

3. Бианки В. «Лесные домишки»

4. Борков А. «Голоса весеннего леса»

5. Митяев А. «Пингвины»,

6. Снегирев Г. «Лесные домишки»

7. Сладков Н. «Синичкина кладовая»,

8. Штейнбах М. «Птицы рассказывают о себе» и др.

- Разучивание стихотворений

- Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением птиц

- Отгадывание загадок.

- Экскурсия в лесопарк «Александрино»

Материал:

Каркуша – ворона – игрушка би-ба-бо; ширма; иллюстрации птиц; круги Эйлера; макет поле – лес – река – деревенский дом; обручи - 2 шт., таблички с названием птиц; модели – части строения птицы; коллаж с изображением птиц, обитающих в разной среде;

Материал для экспериментирования :

Поднос – 2 шт. ; вода; масло; пипетка – 2 шт. ; кисточка; салфетки; модель пера из бумаги; по 4 листа бумаги форматА4 на каждого ребенка.

Ход занятия

Дети заходят в группу под музыку, здороваются, знакомятся с гостями.

Эколог:

- Ребята, скажите, пожалуйста, какое наступило время года?

Эколог:

- Да, пришла весна, за окном месяц март, но до сих пор февраль спорит с мартом и не хочет уступать весне: то подморозит, то снег пойдет, то ветер холодный задует. Месяц март в народе называют солнечником, утром весны.

Предлагает ребенку прочитать стихотворение:

«Весна».

Полны весенней музыки края-

И сад и лес. И степь невообразимая

У каждой птицы песенка своя,

Своя родная и неповторимая

Поют пернатые - весь белый свет внимает

Весна на дудочке серебряной играет.

Эколог:

- Ребята, давайте поговорим о зиме. Какая была зима в этом году?

Каркуша (ворона би-ба-бо) появляется из-за ширмы:

- Кар- кар- кар, вы все правильно сказали: холодная, снежная, суровая была зима.

Нелегко пришлось моим друзьям пернатым. А вы знайте какие птицы с нами зимуют?

(дети перечисляют зимующих птиц)

Эколог:

- Ребята, давайте вспомним приметы весны.

- Что происходит весной в природе?

- Почему же весной становится больше птиц?

- В парках, лесах, оживление и веселый шум? (возвращаются перелетные птицы)

- Дети, а вы хотите узнать много интересного о птицах?

Хорошо, тогда сегодня наше занятие мы посвятим птицам.

Дидактическое задание с использованием Кругов Эйлера.

Педагог предлагает каждому ребенку взять иллюстрацию с изображением одной из птиц, расположенных на столе. Затем предлагает в большой круг Эйлера положить изображение всех птиц. Затем переложить в левый маленький круг только перелетных птиц, а в правый маленький круг переложить только зимующих птиц. Педагог задает детям вопрос:

- Скажите, пожалуйста, на пересечение двух маленьких кругов изображения каких птиц надо положить? Какие птицы могут быть как перелетными, так и зимующими? (в городах как зимующими, так и перелетными могут быть: утки, чайки)

Каркуша:

Кар-кар-кар, какие молодцы дети. Правильно выполнили такое сложное задание. Ни разу не ошиблись.

Эколог:

Каркуша, и вы дети, послушайте, оказывается, есть птицы, которые живут на севере, а к нам они прилетают только в зимнее время: снегири и свистели – это пролетные птицы.

Эколог:

На Земле птиц очень много и все они различаются по размеру, способам передвижения, среде обитания. Мы знаем с вами, как называются очень большие птицы. Правильно, - это страусы. Знаем, что живут в природе совсем крохотные птички. Правильно, - это колибри. Есть птицы летающие, нелетающие (страус, пингвин, курица, индюк, павлин); водоплавающие (лебеди, гуси, утки, чайки)

Каждой птиц имеет свою среду обитания, и мы сейчас с вами вспомним, где обитают очень нам знакомые птицы.

Дидактическое задание с использованием Блоков Дьенеша:

Детям предлагается взять несколько табличек, на которых написаны названия птиц. Прочитать, затем разложить в два обруча разного цвета, которые пересекаются между собой таблички соответственно условным обозначениям. В обручах уже лежат условные обозначения:

Лес - дикие птицы

Дом - домашние птицы

На пересечении двух обручей лежит картинки с изображением дома и леса.

Дети классифицируют птиц соответственно среде обитания. Раскладывают в обручи таблички с названием диких и домашних птиц. Определяют, какие птицы могут являться одновременно и дикими, и домашними (утки, гуси и т. д.)

Блоки Дьенеша

Каркуша:

- Кар-кар-кар. Молодцы, р-р-ребята, с этим заданием вы тоже справились.

- Скажите, а стихи про птиц вы знаете?

- Да? И рассказать можете? С удовольствием послушаю.

Ребенок читает стихотворение:

«Соловушка» Т. Лазарева.

Песенку, соловушка,

Ты нам подари!

Золотое солнышко

Ты благодари.

Листики зеленые,

Клейкие весной.

И о них, соловушка,

Ты нам тоже спой.

И о первом дождике,

Что на землю льет.

И о первой радуге,

Что весной цветет.

Спой о травке бархатной

И о пчелке спой

Подари, соловушка,

Песенку весной!

Эколог:

Мы с вами вспомнили много интересного о птицах. А теперь я предлагаю вам послушать, как умеют разговаривать птицы. Педагог включает диск «Пение птиц»

Дети слушают голоса птиц.

Каркуша:

Кар-кар-кар, какие дети умные! Как же вы много знаете про нас птиц.

Отвлекается, обнаруживает мяч из ниток, трогает его.

- Ой, какой «волшебный мяч» как дотронешься, сразу хочется произнести название птицы. Дети с Каркушей играют с «волшебным» мячом в игру «Я знаю пять названия птиц»

Каркуша:

Кар-кар-кар, и с этим заданием вы справились, интересно, а загадки вы умеете отгадывать? Да? Сейчас проверим.

Каркуша загадывает загадки.

1. Кто летает и стрекочет рассказать нам новость хочет?

2. Что за птица мороза не боится.

Хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде?

3. Северные гости клюют рябины грозди.

Так нарядны и ярки, на головке хохолки

4. Кто по тропочке идет быстрыми шажками,

Длинным хвостиком трясет, догадайтесь сами.

- Отлично дети справились и с этим заданием. Предлагаю вам новую игру.

Каркуша играет с детьми в игру «Птица-незнайка»

На спину водящего ребенка прикрепляется иллюстрация с изображением любой птицы.

Остальные дети (или один ребенок) рассказывают об особенностях этой птицы, ее повадках, описывают внешний вид. Водящий должен как можно раньше догадаться о какой именно птице идет речь. Игра продолжается несколько раз (меняется изображение птицы и водящий).

Эколог:

Скажите, дети, было интересно? Теперь я предлагаю вам рассмотреть коллаж.

Коллаж.

На листе изображены несколько птиц, обитающих в разной среде.

Задание детям:

Необходимо определить, какая птица на картинке является лишней.

Ребята определяют, какая птица является лишней.

Эколог:

Читает стихотворение

«Лебедь» Николаева.

Солнце озарило белый небосвод,

Лебедь белокрылый медленно плывет.

Тает отраженье в зеркале воды,

Дремлют без движенья светлые пруды.

Капля серебрится в зелени листа.

Может быть, мне снится эта красота?

Педагог берет в руки белое перо от лебедя. Обращает на него внимание детей:

- Посмотрите на перо, у птиц есть пуховые перья для сохранения тепла, они находятся

под другими перьями и называются - полетные, кроющие. Внутри стержни полые,

давайте рассмотрим пух и перья.

- Вы слышали когда-нибудь выражения «Вышел сухим из воды», «Как с гуся вода»

Так говорят, потому что у кур перья намокают, а у лебедей и гусей - нет. У гуся у хвоста есть специальные железы, в которых вырабатывается жир, благодаря чему вода стекает с гусиных перьев. Давайте проверим. Так ли это.

Эколог проводит эксперимент.

Опыт «Как с гуся вода»

Перед нами два листа бумаги. На один из них капаем воду из пипетки.

Затем кисточкой смазываем второй лист маслом и тоже капаем воду из пипетки

Сравниваем, что произошло с капельками в первом и во втором случаях.

Дети делают выводы.

Каркуша:

Кар-кар-кар. Все-то вы знаете. А вот ответьте на мой вопрос. Почему мы птицы в полете

расправляем крылья и хвост, а когда садимся, складываем?

Эколог:

- Ребята, вы можете не только рассказать, но и показать Каркуше почему птицы так поступают.

Опыт «Летает – не летает»

Дети берут в обе руки бумагу, поднимают руки и отпускают ее. Бумага плавно опускается на пол. Затем такие же листы комкают каждой рукой одновременно и бросают. Бумага падает на пол. Дети делают выводы.

Эколог:

Сегодня мы с вами говорили об удивительных существах природы, которые называются

одним словом птицы. Вспомнили, что птицы могут отличаться по величине, окраске, по поведению, месту и среде обитания, способу передвижения. Почему же их всех называют птицами? Что же у птиц общего, чем они похожи?

Оказывается у птиц у птиц много общего (клюв, крылья, перья, строение тела, способ выведения потомства). Педагог предлагает детям собрать макет птицы из деталей.

Работа с моделями

Детям моделировать птицу из следующих деталей:

клюв, крылья, перья, туловище, лапы, яйцо

Каркуша:

Кар-кар-кар. Удивительные дети. И с этим заданием спр-р-равились. Я думаю на сегодня хватит. Загостилась я тут у вас. Пора возвращаться домой. А я вер-р-рнусь в наш лесопар-р-рк и р-р-раскажу всем его обитателям о том, какие умные дети живут в детском саду по соседству. Каркуша прощается с детьми, улетает.

Эколог читает стихотворение:

«Птицы» М. Геттуев.

Над снегом талым

Вереницей

Сквозь облачную пелену

Издалека летят к нам птицы,

По вечерам

В лиловой дымке,

Когда травинки пьют росу,

Поют нам птицы- невидимки

В хмельном березовом лесу.

Часами,

Устали не зная,

Собой украсив небосвод,

Парит над нами птичья стая

И за собою вдаль зовет…

О птицах должно,

Как о чуде,

Слагать стихи.

А между тем

Как часто мы, живые люди,

Не замечаем их совсем!

И мне б хоть раз остановиться,

И вслушаться в звенящий гам,

И, не стесняясь, крикнуть:

- Птицы,

Спасибо вам! Спасибо вам!

Завершается занятие игрой с перьями. Под музыку Ариэля Рамиреса «Жаворонок» дети танцуют с маленькими перышками, дуя на них, пытаются удержать в воздухе.

Публикации по теме:

Роль экспериментирования в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей Описание педагогического опыта по теме: «Роль экспериментирования в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей» Актуальность.

Совершенствование речи дошкольников через организацию познавательно-речевой деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет определенные направления развития и образования.

Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевой деятельности в средней группе «Поиск воздуха» Тема: «Поиск воздуха» Программное содержание: -Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. -Расширять знания о воздухе.

Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Удивительное мыло» с элементами экспериментирования Цель: Познакомить детей со свойствами мыла, его разновидностями назначением. Задачи: Образовательные - Систематизировать имеющие у детей.

Опыт работы «Развитие познавательно-речевой активности посредством театрализованной деятельности» Содержание Основание избранной темы: 1. Условия возникновения, становления опыта. 2. Актуаоьность и перспектива опыта. 3. Теоретическая база.

Перспективное планирование групповых занятий по познавательно-речевой деятельности на февраль — май Перспективное планирование групповых занятий по познавательно – речевой деятельности (февраль – май). Месяц Тема Программное содержание.

Планирование познавательно-речевой деятельности для детей 2–3 лет Месяц Тема Программное содержание Сентябрь Давайте познакомимсясентябрь — январь Познакомить детей друг другом и с педагогами. Учить образовывать.

Развлечение «Сороки-птицы, летите, весну принесите»Развлечение «Сороки-птицы, летите, весну принесите» Развлечение «Сороки-птицы летите, весну принесите» В: Если снег повсюду тает, день становится длинней. Если все заледенело и в полях звенит.

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников посредством экспериментированияРазвитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников посредством экспериментирования Существенные перемены в социальной, экономической и социокультурной сфере вызывают значительные изменения в жизнедеятельности всего общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий интегрированной познавательно-речевой деятельности с элементами экспериментирования «Птицы, летите!»
Опубликовано: 12 декабря 2019 в 09:04
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД