Получи документы

Сценарий интеллектуальной игры «Морские обитатели» (подготовительная группа)

Инна Вачевских
Сценарий интеллектуальной игры «Морские обитатели» (подготовительная группа)

Сценарий интеллектуальной игры

"Морские знатоки"

(подготовительная группа)

Домашнее задание

Найти ответы на вопросы:

Чем примечательна рыба камбала?

Как узнать возраст рыбы?

Какие рыбы местных водоемов являются долгожителями?

Что входит в рацион акулы, каковы ее вкусовые предпочтения?

Умеют ли рыбы разговаривать?

Правда ли, что существуют "летающие" рыбы?

Предварительная работа по теме "Рыбы" :

НОД по экологии, проводимые воспитателем;

Публикация «Сценарий интеллектуальной игры „Морские обитатели“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

деятельность воспитателей в повседневной жизни;

выполнение детьми домашних заданий с помощью родителей.

Задачи:

- способствовать развитию познавательного интереса к животному миру;

- довести до понимания детей знания (о внешнем виде рыбы, некоторых способах защиты от врагов, способах передвижения рыб).

- развивать умения детей:

- давать развернутое объяснение;

- делать самостоятельные выводы на основе наблюдений;

- делать обобщения.

Оборудование: письмо от Водяного, емкость с водой, геометрические формы, две шишки, иллюстрации рыб, надувные шары, предмет листообразной формы, модели с изображением дна водоемов и силуэты рыб, корм для рыб, изображение спиленного дерева, два самолетика, клей.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо от сказочного героя. А от кого именно, вы догадаетесь сами, послушав его песенку.

(Звучит песня Водяного из мультфильма "Летучий корабль", ел. Ю. Энтина, муз. М. Дунаевского.)

Воспитатель: От кого же это письмо?

(Воспитатель показывает конверт, на котором нарисованы рыбы, крабы, водные растения. Дети высказывают свои мнения.)

Воспитатель: Конечно, это письмо от Водяного. Хотите узнать, что он нам пишет? (Вскрывает письмо и читает его.) «Здравствуйте, ребята. Совсем заскучал я на дне морском. Так хочется повеселиться. Давайте с вами поиграем в интересную игру, которая называется "Морские знатоки". Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет сюрприз». Ребята, хотите поиграть с Водяным? Тогда слушайте первый вопрос: Где легче двигаться: в воде или на суше? И почему?

(Воспитатель выслушивает предположения детей. Затем предлагает проверить правильность этих предположений. Для этого дети вместе с воспитателем выполняют одинаковые движения руками по воздуху и в воде (в емкости больших размеров).)

( Дети делают вывод: воздух прозрачный, незаметный, легко рассекается. Вода плотная, задерживает движения.)

Воспитатель: Следующий вопрос. Почему большинство рыб имеют обтекаемое тело? Ребята, как вы понимаете слова "обтекаемая форма"?

(Воспитатель уточняет, что обтекаемая форма — это когда голова заострена и плавно переходит в туловище.)

(Педагог показывает рисунки разных рыб.)

Воспитатель: Так почему же у большинства рыб тело обтекаемой формы? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами проведем опыт.

( Воспитатель предлагает детям тянуть в воде с помощью веревочки предметы разной формы: кубы, конусы, цилиндры.)

(Дети приходят к выводу, что конус острым концом рассекает воду, поэтому его легче тянуть, а кубу мешают углы, цилиндр также тяжело тянуть в воде.)

Легко протягивать в воде гладкие предметы, имеющие вытянутую форму, рассекающие узкой, заостренной частью плотную воду. Значит, обтекаемая форма позволяет рыбам легко передвигаться.

Воспитатель: Рыба камбала имеет уплощенное тело. Уплощенное — значит плоское.

(Воспитатель проводит хоровое и индивидуальное проговаривание слова "уплощенное»). Плавать камбала умеет по-разному. Может плавать плашмя, а еще она умеет плавать ребром.

(Воспитатель показывает силуэты рыбы в различных положениях и проводит хоровое и индивидуальное проговаривание слова "плашмя".)

Воспитатель: Третий вопрос. В каком положении рыба плавает быстрее?

(Дети высказывают свои предположения. Затем воспитатель предлагает проверить их на опыте: тянуть в воде предмет листообразной формы плашмя и ребром. Дети приходят к выводу о том, что расположенный ребром предмет тянется легче.)

Воспитатель: Правильно, ребята, значит, камбала плашмя быстро не плавает. В случае опасности эта рыба поворачивается на ребро — и плывет быстрее. Но все равно, плыть очень быстро, как рыба с обтекаемой формой, она не может. Но разве на земле все животные одинаково ходят? Нельзя же сравнивать медлительную черепаху и быстро бегающую антилопу. Так и рыбы — одни плавают быстро, другие — не очень.

А теперь четвертый вопрос. Если бегством камбале спасаться трудно, то, что же ей помогает обхитрить своих врагов?

(Если дети затрудняются ответить, педагог предлагает им рассмотреть модели: картинки с изображением дна различной окраски и силуэтов рыб соответствующих цветов.)

Воспитатель: Ребята, давайте найдем каждой рыбке свой домик.

(После нахождения домика для каждой рыбки дети делают вывод, что камбала принимает такую окраску, какого цвета дно.)

Воспитатель: Эта окраска называется "маскировочной".

(Воспитатель проводит хоровое и индивидуальное проговаривание слова "маскировочная".)

Воспитатель: Ребята, а кто еще приспосабливает свою окраску к цвету того места, где находится?

Дети: Менять окраску умеют хамелеоны, раки, некоторые насекомые.

Воспитатель: Правильно. А теперь вопрос 5. На какой картинке допущена ошибка и какая? (Воспитатель показывает рисунки.)

Дети: На второй картинке чешуя нарисована в обратном направлении.

Воспитатель: Тогда вопрос 6. Зачем тело рыбы покрыто чешуей? Почему чешуя не может быть расположена так, как на второй картинке?

(Воспитатель предлагает детям потянуть в воде за нитку две шишки (у одной чешуйки расположены назад, а у другой — вперед) и ответить, какую шишку тянуть легче)

Дети: Легче тянуть шишку, у которой чешуйки распущены назад. Точно также расположены чешуйки на теле рыбы. Они помогают ей скользить в воде.

Воспитатель: Вопрос седьмой. Как узнать, сколько рыбе лет? Ребята, вспомните, как мы узнаем возраст дерева? Посмотрите на эту картинку, и тогда вам не трудно будет догадаться (показывает изображение спиленного дерева или настоящий спил).

Дети: Возраст дерева мы определяем по кольцам, мы их видели на пнях.

Воспитатель: Точно также определяется возраст рыбы, на чешуйках есть кольца. За один год появляется одно кольцо. Эти кольца называются годичными или годовыми.

Воспитатель проводит хоровое и индивидуальное проговаривание слов «годичные» и «годовые»

Воспитатель: Некоторые рыбы доживают до ста лет, т. е это гораздо больше, чем живет человек. щуки живут 60-80 лет, это примерно столько, сколько живет человек, а есть рыбы, которые живут всего два года. А теперь вопрос №8. Вспомните название самой крупной рыбы. Я вам подскажу, о ней пишет К. И. Чуковский в сказке о Бармалее (ответы детей).

Правильно, это акула. Помните, как в сказке:

Вот акула Каракула

Распахнула злую пасть…

Акула- самая крупная рыба. Эта рыба длиной 15 м. как пятиэтажный дом. Весит она 14 тонн, сколько весят двести наших пап. Акулы необыкновенно прожорливы. Живое и неживое, съедобное и несъедобное – все съедает акула. Чего только не находят в желудке пойманных рыб. Здесь были и рога оленя, и мешки с углем, и большущие кастрюли, огромные тыквы и арбузы.

Ребята, а каких еще хищных рыб вы знаете?

Дети: Щука, гурами, петушок, морской окунь.

(Проводится подвижная игра "Караси и щука".)

Воспитатель: Вопрос 9. Люди часто говорят: "Молчит как рыба". Правильно ли это?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Подводный мир богат звуками. Одни рыбы хрюкают, как настоящие свиньи, есть рыба, которая каркает не хуже вороны, а есть такие, которые своими звуками напоминают шум проходящего мимо поезда. Так что, наверное, поговорка "Молчит как рыба" не совсем правильна.

А теперь ответьте на десятый вопрос. Видят ли рыбы?

(Педагог выслушивает ответы детей, затем предлагает подойти к аквариуму, прикоснуться к стеклу, покормить рыбок. Поведение рыб позволяет сделать вывод о том, что рыбы видят.)

Воспитатель: Молодцы. Отвечаем на следующий вопрос. Существуют такие рыбы, которые умеют раздуваться в шар. Для этого у них есть специальный мешок. Одна такая рыбка раздувается в шар и плавает на поверхности, а другая умеет превращаться в шар под водой. Чем наполняет свой мешок каждая рыба, чтобы превратиться в шар?

(Воспитатель предлагает один надувной шарик заполнить воздухом, а другой — водой. Оба шарика следует положить в воду. Шарик с водой утонет, а шарик с воздухом будет плавать на поверхности.)

Дети: Значит, рыба, которая превращается в шар на глубине, заполняет свой мешок водой, а та, которая плавает на поверхности, заполняет его воздухом. Раздутая воздухом, она не может погрузиться в воду.

(Воспитатель опускает шарик с воздухом в воду, он вновь всплывает на поверхность.)

Воспитатель: Как же ей вернуться в свое подводное царство?

Дети: Выпустить воздух.

Воспитатель: Действительно, рыба с шумом выпускает воздух и быстро уходит под воду. Ребята, а зачем рыбе вообще нужно превращаться в шар?

Дети: Так она отпугивает врагов.

Воспитатель: Правильно, ребята, такое превращение — способ защиты от врагов. Переходим к двенадцатому вопросу. Вы, конечно, знаете, что есть летающие рыбы. Чем эти рыбы внешне отличаются от тех, которые не умеют летать?

(Воспитатель предлагает провести опыт. Вместе с детьми изготавливает из бумаги два самолетика, на одном склеивает крылья. Оба самолетика запускают в воздух. Дети делают вывод о том, что самолет со склеенными крыльями не летает.)

Воспитатель: Значит, для того чтобы летать, нужны крылья. Крылья есть у птиц. Но ведь их у рыб нет. Как же они летают?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Роль крыльев выполняют плавники. У летающих рыб плавники больше, чем у обычных рыб. Вам не трудно будет найти на картинке рыбку, которая может летать.

Воспитатель оценивает работу детей. ,

Публикации по теме:

Стенгазета «Морские обитатели»Стенгазета «Морские обитатели» В рамках тематической недели, предложила ребятам создать вместе красивую стенгазету с изображением морских обитателей. Способы раскрашивания.

Фотоотчет о неделе «Морские обитатели»Фотоотчет о неделе «Морские обитатели» Цель: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей. Задачи: - расширять.

«Морские обитатели». Фотоотчёт о занятии по нетрадиционному рисованию в технике «фроттаж» (средняя группа)«Морские обитатели». Фотоотчёт о занятии по нетрадиционному рисованию в технике «фроттаж» (средняя группа) В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность. Д. Лессинг.

Коллективная аппликация из ладошек «Морские обитатели» (средняя группа)Коллективная аппликация из ладошек «Морские обитатели» (средняя группа) Цель: Закрепить умения детей создавать композиции, используя различные приёмы. Задачи: I. Обучающие. 1. Закреплять умения передавать.

Коллективная работа «Морские обитатели»Коллективная работа «Морские обитатели» Цель: Уточнить и расширить представления детей о море и морских обитателях. Учить детей делать объемные поделки из бумаги, работать ножницами.

Логопедические игры по формированию звукопроизношения к многофункциональному пособию «Морские обитатели»Логопедические игры по формированию звукопроизношения к многофункциональному пособию «Морские обитатели» Ольга Кущенко В эти игры можно играть с детьми на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. Игра «Киты» Цель: дифференциация.

Лэпбук «Морские обитатели»Лэпбук «Морские обитатели» Лэпбук "Морские обитатели" Предлагаю Вашему вниманию мой ЛЭПБУК по теме: «Морские обитатели». Это не просто книжка с картинками. Это учебное.

Сценарий математической игры КВН (подготовительная группа)Сценарий математической игры КВН (подготовительная группа) Математический КВН (подготовительная группа). Программное содержание. 1. Активизировать умственную деятельность детей с помощью занимательной.

Сценарий интеллектуальной игры «Умники-знайки»Сценарий интеллектуальной игры «Умники-знайки» Цель: Пробудить интерес к познанию и сотрудничеству. Ценность интеллектуальных игр состоит в том, что дети все вместе, в составе команд,.

Сценарий спортивного праздника «Игры народов России» (подготовительная группа) Цель праздника: Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам. Воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий интеллектуальной игры «Морские обитатели» (подготовительная группа)
Опубликовано: 29 мая 2023 в 11:13
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД