Получи документы

Сценарий исторического праздника для учащихся старших классов «За семью печатями»

Ольга Бурцева
Сценарий исторического праздника для учащихся старших классов «За семью печатями»

Сценарий исторического праздника "За семью печатями".

Вступительное слово ведущего.

За 40 минут нашей игры перед нами пройдет целая жизнь замечательного человека. Над ним время не властно. Имя этого человека знают все, но для нас оно скрыто за семью печатями. Чтобы узнать это имя, нам предстоит провести целое историческое исследование. А помогут нам в этом игроки-команды (представление команд).

Публикация «Сценарий исторического праздника для учащихся старших классов „За семью печатями“» размещена в разделах

Каждой команде выдается послужной формуляр, куда игроки будут записывать ответ на каждый вопрос игры. Всего вопросов – 7. Печати даются командам за каждый правильный ответ. Наряду с послужным формуляром каждая команда получит тайный формуляр, куда игроки будут записывать свои версии имени героя после каждого вопроса.

В течение игры я буду сообщать некоторые сведения о жизни этого замечательного человека, но назвать его имя мне сможет только та команда, которая наберет большее количество печатей.

Если все игроки ответили неверно, то право ответа получают зрители. В случае их верного ответа, печать ставится той команде, чьи болельщики дали правильный ответ.

Итак, мы начинаем наше расследование. Напутствие командам:

“Вам, пришедшим сюда, к состязанию готовым,

Слово привета своё я обращаю.

Честно сражайтесь под сводами храма науки

И благородством блистайте не меньше,

Чем жаждою схватки.

Пусть же дарует Великая Ника

Победу тем, кто достойнее будет

И знанья покажет искусней

Муза истории – Клио –

Вас поздравляет».

I. Время первой печати.

Ветреным осенним днем 7206 года от сотворения мира на Красную площадь вынесли кресло из Кремлевского дворца. В него порывисто сел царь, чтобы посмотреть на самую кровопролитную казнь, которая когда-либо совершалась на Красной площади. Высшая знать России, приближенные царя должны были отрубить головы 330 мятежным стрельцам. Царь рубил головы не только стрельцам, но и ненавистной ему закостенелой России. Отрубив головы одним, царь начал отрезать головы другим и всех переодевать в немецкое платье. В продолжение этого похода на старую Русь в конце 7207 года царь издает указ: “Отныне Новый год в России будет начинаться, как в Европе, с 1 января, а не с 1 сентября, как было до сих пор”. Вот так, в украшенные еловыми ветками ворота (тоже царское повеление) страна вошла в век, который позже назовут “веком Просвещения”. Главным итогом этого века можно считать следующее: Россия была возведена царем-преобразователем в ранг великой европейской державы. Она укрепилась на берегах Балтийского моря, заимела “две руки” : армию и флот, мощную мануфактурную промышленность, воспитала целый слой образованных людей, создала новую культуру.

Этот век отличился обилием дворцовых переворотов, борьбой враждовавших группировок высшей знати:

Тут кротко или строго

Царило много лиц,

Царей не слишком много,

А более цариц, -

писал об этом времени А. К. Толстой.

Закончился этот век, как и начался, - убийством. Разница лишь в том, что в начале века царь казнил свою армию, а в конце гвардейцы убили своего царя – Павла I.

Вопрос первой печати :

Назовите век, в котором родился, жил и творил наш герой. (XVIII век)

Пока игроки совещаются, наступило время обратиться к болельщикам. В течение игры мы будем выявлять лучшего знатока истории среди болельщиков.

1. Как произошло выражение “яблоко раздора”? (Это выражение взято из произведения Гомера “Илиада”. На пиру 3 богини поссорились из-за яблока, на котором было написано “Прекраснейшей”.)

2. В Греции ее называли Гера, в Вавилоне – Иштар. А как ее звали в Египте? (Богиня Исида.)

3. Кто, по мнению греков, принес им огонь? (Прометей.)

4. Как звали хозяина пса Аргуса, возвратившегося домой после долгих странствий? (Одиссей.)

5. Что означает выражение “Троянский конь”? (Это выражение взято из произведения Гомера “Илиада”. Оно означает подарок, преподнесенный со злым умыслом.)

6. Какое прозвище получил английский король Ричард II Плантагенет? (Львиное Сердце.)

7. Какие цветы воевали между собой в ХV веке в Англии? (Розы.)

8. Где появились первые бумажные деньги? (В Китае.)

9. Как в период средневековья назывался город Стамбул? (Константинополь.)

10. На каком языке проводилось обучение в Западной Европе во времена средневековья? (Латинском.)

11. Какой русский князь перед нападением на врага сообщал: “Иду на вы!”? (Святослав.)

12. Кто были первые русские святые? (Князья Борис и Глеб.)

13. Чем занимались жители Таганской улицы в Москве? (Они делали таганы - котлы для бань.)

14. Известный английский гимн призывает: “Правь, Британия…” Но на чем? (На морях.)

15. Москва стоит на 7 холмах, утверждали в ХV веке. А какой еще город может этим гордиться? (Рим.)

16. Чьим символом в России являлась собачья голова и метлы? (Опричников.)

17. Какую войну выиграла всего одна лошадь? (Троянскую.)

18. Что означает поговорка “Остаться с носом”? (В XVI веке слово “нос” означало “взятка”; это выражение значит, что взятка не была принята, и проситель остался ни с чем.)

19. Как звали первого царя в России? (Иван IV Грозный.)

20. В каком государстве проживают только мужчины? (Ватикан.)

(Игроки высказывают свои версии, жюри подводит итоги).

II. Время второй печати.

Наш герой покидает родной северный край и отправляется учиться в город, который влечет его своими школами, библиотеками, учеными людьми. Там он и начинает учебу, выдав себя за дворянского сына.

Вопрос второй печати :

Сейчас вы посмотрите небольшие фрагменты и ответите на вопрос: “ В каком древнем и славном городе получил наш герой первоначальное образование?”. (Москва)

(Игроки высказывают свои версии, жюри подводит итоги).

III. Время третьей печати.

Русское правительство нуждается в специалистах для разработки природных богатств страны, в частности Сибири, поэтому было решено отправить трех молодых людей, отличившихся в учении, за границу для подготовки их по специальности. В числе этих трех и оказался наш герой. Пока он находился за границей в России правила императрица, которая в государственные дела вникала нечасто. Она даже приравняла три подписи кабинет - министров к императорской. При ней придворные нравы были грубы: царица любила слушать простонародные песни и сказки, смотреть на возню дерущихся шутов и карликов, палить из пушек по пролетавшим мимо окон воронам. Её празднества казались иностранным наблюдателям верхом варварства.

Вопрос третьей печати :

О какой императрице, в правление которой учился за границей наш герой, идет речь? (Анна Иоанновна 1730-1740)

(Игроки дают ответы, жюри подводит итоги).

Продолжим разговор об эпохи, в которой жил наш герой. Это было сложное и противоречивое время. Так например, в период жизни героя их произошло в России шесть. Они начинаются после смерти Петра Великого, а последний из них произошел за четыре года до смерти нашего героя. Главным действующим лицом этих событий были гвардейцы.

Вопрос третьей печати :

О каких событиях идет речь? (дворцовые перевороты)

IV. Время четвертой печати.

Наш герой был разносторонне развитым человеком, он любил писать стихи. Среди стихов, написанных нашим героем, большинство принадлежит к определенному жанру. За свою жизнь он написал 20 таких произведений. Это обширные торжественные стихотворения, состоящие из многих строф. Обычно написание подобных стихов приурочивалось и официальным торжествам: дням рождениям царствующих особ, восшествию их на престол, военным победам, рождению наследника в царской семье. Большое место в стихах этого жанра занимала восторженная похвала, прославление царствующей особы.

Вопрос четвертой печати.

Назовите любимый жанр поэзии нашего героя. (ода)

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде…

(Игроки дают ответы, жюри подводит итоги).

Комментируя правильный ответ, ведущий читает фрагмент оды М. В. Ломоносова.

Ведущий: Да, жил герой нашего расследования в далекую, во многом загадочную для нас эпоху. Все тогда было иным, начиная с отношения людей к жизни и заканчивая окружавшими их предметами быта. А о скольких привычных сейчас вещах в те годы на Руси и не слыхивали! Вот разложенные здесь продукты, например. Выберите из них те, которых просто не могло оказаться на столе нашего героя и его современников.

( демонстрируются:

- кусочек черного хлеба,

- картофелина,

- пакет с сахаром, помидоры

- сушеная рыба,

- сдобная булочка с маком, семечки

- пакет с гречневой крупой,

- миска с семечками подсолнечника)

Картофель, помидоры, семечки

V. Время пятой печати.

Что же, мы узнали, каков любимый жанр поэзии нашего героя. Кого же воспевал он чаще и больше всех?

Поэтическая речь нашего героя становилась исключительно патетической, яркой, убедительной, как только она касалась этого человека. Он был для нашего героя образцом для подражания: труженик, работник на троне, посвятивший свою жизнь служению государству, просветитель, реформатор, отрекшийся от старины, прокладывающий для своей страны новые пути. Наш герой посвящает этому человеку ряд стихов, в которых речь идет и о его борьбе с варварством, и о военных победах, и о постройке Петербурга, и о насаждении наук. Величие этого монарха, воспеваемое нашим героем, было для последнего символом величия самой России.

Вопрос пятой печати.

Назовите центральный персонаж поэзии нашего героя. (Петр Первый)

(Игроки дают ответы, жюри подводит итоги).

Комментируя правильный ответ, ведущий зачитывает начало стихотворения М. В. Ломоносова “Надпись к статуе Петра Великого”.

В любом жилище тех времен – и боярском, и крестьянском - увидели бы мы красный угол с иконами. Процесс их создания начинался с выбора доски. Распространено мнение, будто настоящие иконы пишутся только на липе. Но это – заблуждение. Из трактатов XII века следует, что мастер мог брать какие угодно породы деревьев, растущих в его местности. Для царских заказов привозили дорогие кипарисовые доски, ведь считается, что кипарис – одно из древ, из которых был составлен Крест Господен. Вопрос пятой печати.

Почему мастера никогда не писали на осине?

( Ответ: Так как существует поверье, что на этом дереве повесился Иуда.)

VI. Время шестой печати.

Если наш герой воспевал величие России и ее монарха в поэзии, то его тезка отстаивал честь России на полях сражений. Военная деятельность тёзки нашего героя началась в 1765 году. В июле 1774 года он был ранен в голову, в результате правый глаз перестал видеть. Во время русско-турецкой войны служил под командованием А. В. Суворова. Но именно в период Отечественной войны 1812 года полностью проявил себя как стратег, государственный деятель, возглавивший народную войну против иноземных захватчиков.

О главном сражении этой войны другой великий тё зка нашего героя писал:

Однако же в преданьях славы

Всё громче Рымника, Полтавы

Гремит Бородино.

Скорей обманет глас пророчий,

Скорей небес погаснут очи,

Чем в памяти сынов полночи

Изгладится оно.

Вопрос шестой печати.

Назовите великого полководца и поэта, тёзок нашего героя. (М. И. Кутузов, М. Ю. Лермонтов)

(Команды дают ответ, жюри подводит итоги).

Комментируя правильный ответ, ведущий демонстрирует портрет М. И. Кутузова и М. Ю. Лермонтова.

Наша игра близка к кульминации, а потому борьба становиться напряженной. Когда мы читаем старинные документы или художественные произведения, посвященные далекому прошлому, нам встречается множество вышедших из употребления или поменявших свое значение слов и выражений, и для понимания текста просто необходим их перевод на современный русский. Таким переводом мы сейчас и займемся. Прошу объяснить следующие слова.

демонстрируются слова: Ответы:

- поставец, - посудный шкаф,

- десница, - правая рука,

- хоромный лес, - лес, пригодный для строительства дома и хозяйственных зданий,

- хоругви, - войсковые знамена,

- мягкая рухлядь - меха

VII. Время седьмой печати.

Велики заслуги нашего героя перед отечественной культурой и наукой. Он боролся с засорением русского языка иностранщиной, он создал русскую научную терминологию.

Среди русских крестьян часто можно было слышать такое выражение: “Полюби Андреевну – будешь с хлебом!” Какую Андреевну нужно было любить, чтобы с хлебом быть?

(Андреевной крестьяне ласково называли соху)

Поэма А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” начинается со строк “У лукоморья дуб зеленый…”. Известно, что под лукоморьем в XIX веке понимали местность, находившуюся в земле донских казаков. Где же находилось это самое “лукоморье”?

“Лукоморьем” называли Таганрогский залив, береговая северная часть которого своими очертаниями напоминает согнутый лук.

VIII. Пришло время назвать имя нашего героя. Это право предоставляется той команде, которая набрала больше печатей, чем другие.

(Команда отвечает).

Демонстрируется портрет М. В. Ломоносова. Ведущий комментирует:

М. В. Ломоносов – великий деятель русской поэзии и культуры XVIII века, ученый и поэт, о котором А. С. Пушкин сказал: “Он создал первый университет; он, лучше сказать, был первым нашим университетом”.

Замечательный русский литературный критик В. Г. Белинский добавил: “С него начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном: он был ее Петром Великим”.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Сценарий диспута «Спор о вреде курения» для учащихся старших классов «Спор о вреде курения» возраст (14–16 лет) Цель: - Показать учащимся пагубное воздействие никотина на организм человека, развеять миф о.

Литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов «Когда поют солдаты» Литературно-музыкальная композиция «Когда поют солдаты» Учитель: Кудрявцева Лидия Ивановна Цель: ознакомление с песнями самодеятельных.

Прохождение краеведческого веб-квеста «Памятники города Сосногорска». Проект учащихся старших классовПрохождение краеведческого веб-квеста «Памятники города Сосногорска». Проект учащихся старших классов Цель нашего веб-квеста - развитие навыков исследовательской работы, воспитание у школьников патриотических чувств и умения работать с информацией.

Роль дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся старших классов Л. М. Ахремкина Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №26» г. Дзержинск Нижегородской области Если говорить о.

Рождественские посиделки. Сценарий праздника для старших классов «Святки вы, святки, святые вечера» Рождественские посиделки - сценарий для старших классов «Святки, вы святки, святые вечера» 1-й ведущий Ах, сколько гостей! Здравствуйте,.

Сценарий школьной агитбригады для учащихся старших классов «ЗОЖ» Молодежь (песня Трофима) 1. Мы не сделали революции Да мы знаем, что это сложно. Мы изменим нашу жизнь к лучшему, Мы – Россия, мы это.

Сценарий праздника для учащихся 5-х классов «День защитника Отечества» Ведущ. 1 Добрый день наши уважаемые друзья! Ведущ. 2 Здравствуйте наши будущие защитники Родины! Ведущ. 1 Сегодня мы будем проверять вас на.

Сценарий мероприятия «Всемирный день ребенка» для детей старших групп и учащихся начальных классовСценарий мероприятия «Всемирный день ребенка» для детей старших групп и учащихся начальных классов Сценарий мероприятия «Всемирный День Ребенка» для детей старших групп и учащихся начальных классов. Участники: дети и воспитатель детского.

Сценарий праздника «Сердечко для мамы» для учащихся 1–4 классов Сценарий праздника «Сердечко для мамы», посвященный Дню Матери в России Звучат фанфары. Выбегают дети. 1. Есть в нашем мире слово вечное,.

Театрализованная игровая программа для учащихся старших классов «Галерея гоголевских портретов»Театрализованная игровая программа для учащихся старших классов «Галерея гоголевских портретов» Действующие лица и исполнители 1 Ведущая 2 Оксана 3 Солоха 4 Чуб 5 Кум 6 Хлестаков 7 Цыганка 8 Шинкарка 9 Ткачиха 10 Переперчиха 11.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий исторического праздника для учащихся старших классов «За семью печатями»
Опубликовано: 2 февраля 2022 в 19:11
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД