Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Поэтические голоса родного края»

Cветлана Базанова
Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Поэтические голоса родного края»

Цель:

приобщать детей к истокам родной культуры, духовным ценностям.

Задачи:

• расширять понятие «малая Родина», развивать личностное отношение к ней как к ценности;

• формировать целостное восприятие окружающего мира детьми;

• развивать речь детей, активизировать словарь: Вологодчина, древняя, поэтическая, прозаики, поэтесса, тихий Север, добрый Север, северные пейзажи, необъятная, малая Родина, отчий дом, визитная карточка, горница, хлебосольный.

• воспитывать уважение к творчеству поэтов-земляков, гордость за таланты Вологодчины.

Подготовительная работа:

Рассматривание фотографий, иллюстраций, чтение книг, стихов о Вологодской земле.

Беседы о родном крае.

Экскурсии по родному посёлку, посещение достопримечательных мест и объектов.

Оформление фотовыставки «Мои родные, милые места».

Отображение всего увиденного в разных видах деятельности (лепке, аппликации, конструировании, рисовании, играх).

Знакомство с биографиями вологодских поэтов, рассматривание их портретов.

Посещение библиотеки, рассматривание книг вологодских поэтов.

Беседы о вологодских поэтах.

Оформление фотовыставки «Поэты земли вологодской».

Разучивание песен, стихов, пословиц, народных игр, хороводов.

Материал и оборудование:

Стол, накрытый в русском стиле (самовар, угощение).

Костюмы для детей.

Музыкальные инструменты.

Фотографии вологодских поэтов.

Фотографии родного посёлка.

Музыкальное сопровождение: ноты, аудиозапись.

(Под песню «Родные места» музыка и слова Ю. Антонова дети заходят в зал, садятся на стульчики.)

Ведущий:

Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята!

Сегодня мы с вами собрались в этом зале, чтобы поговорить об удивительных и талантливых людях - поэтах земли вологодской, которые обращались в своем творчестве к теме малой Родины и посвятили ей свои произведения.

Есть, возможно, уголок красивей,

Есть богаче, шире есть края.

Только мне из всей моей России

Ближе к сердцу Вологодчина моя.

(И. Швец)

Родина, Россия, Вологодчина, родные места…Сколько светлых и тёплых чувств таят в себе эти слова!

(Ведущий обращает внимание присутствующих на фотовыставку «Мои родные, милые места».)

В большой стране у каждого человека есть свой родной уголок - город или деревня, улица, дом, где он родился. Это его «маленький дом» - его «малая Родина». И где бы ни жил человек, он всегда с любовью и нежностью вспоминает свою «малую Родину».

Эта малая Родина со своим особым обликом, со своей самой скромной и непритязательной красотой, со своими людьми открывается человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь.

Рано или поздно, все талантливые люди - писатели, поэты, композиторы, музыканты, художники, всегда обращались в своем творчестве к теме малой Родины.

Повествуя в своих творениях, произведениях о любви к своему родному краю, эти люди помогали всем увидеть, оценить его красоту и неповторимость, раскрыть в окружающих людях лучшие качества: чувство долга и ответственности, благородства и терпимости; учили добру, чести и справедливости.

Издавна наш вологодский край воспевался в песнях, стихах. А знаем ли мы с вами, ребята, их авторов-поэтов, писателей, композиторов, посвятивших свои произведения Вологодчине, Вологодскому краю?

На «поэтической» карте России Вологодская область занимает особое место. Это «малая Родина» таких замечательных прозаиков и поэтов, внесших большой вклад в развитие отечественной литературы, как: Константин Батюшков, Павел Засодимский, Владимир Гиляровский, Игорь Северянин, Варлам Шаламов, Александр Яшин, Сергей Викулов, Виктор Коротаев, Виктор Астафьев, Василий Белов, Анатолий Петухов, Николай Рубцов, Ольга Фокина, Иван Чухин и многие другие.

Все эти люди любили свой край, хорошо знали его историю, жизнь и быт людей, здесь живущих. У многих из них «малая Родина» связана с русской деревней, поскольку почти все они родились в деревне и всё, что связано с ней, им близко, понятно и дорого. Превыше всего ценят наши поэты в человеке его привязанность к Родине: к земле, на которой человек работает, выращивает хлеб, к природе, окружающей человека. Ведь и сам человек - дитя природы. И видят поэты ширь родного северного края, бездонность неба и глубину вод.

Как много в их произведениях тепла, сердечности, доброты! Все они воспевают свой край, и каждый это делает по-своему. Одни-с восторгом, другие-с удивлением, радостью.

Давайте послушаем, как наши современные вологодские поэты с юмором пишут для детей об удивительных зимних явлениях природы!

Анатолий Сергеевич Мартюков

Стихотворение «Снег едят иль не едят?»

Читает (имя, старшая группа

Снег едят иль не едят?

То, что он всегда холодный

Это вовсе не беда.

А вот то, что несъедобный,

Забывают иногда.

Любит снег у нас Серёжка:

Только вышел из ворот -

Снега полная ладошка…

Раз её, и прямо в рот.

Вот уж месяц это длится:

Не видал мальчишку двор…

Потому что он в больнице

Лечит горло до сих пор.

Ведущий:

Эльвира Павловна Челнокова

Стихотворение «Первый снег»

Читает (имя, старшая группа

Первый снег на землю выпал,

Стало всё вокруг бело.

Листья жёлтые засыпал,

Спрятал белочку в дупло.

Раскидал свои снежинки

На деревья и дома.

Эти дивные картинки

Дарит матушка - зима.

Первый снег ещё растает,

Скоро будет и второй -

Заскрипит и засверкает,

И закружит с детворой.

Ведущий:

Никого не оставят равнодушными описания северных пейзажей, созданные знаменитой поэтессой Ольгой Александровной Фокиной!

Она замечает красоту даже там, где не все её заметят.

Природа для Ольги Александровны - родной дом, а деревья - живые, как в доброй сказке.

Каждое её стихотворение наполнено теплом, добротой, искренней любовью к окружающему миру.

Ольга Александровна Фокина

Стихотворение «Здравствуй, зима!»

Читает (имя, подготовительная группа

Ещё дымит и кружится

Свободная река,

Но не растаять лужицам

Уже наверняка.

Ещё в весёлой панике

Снежинки не летят,

Но крыши, словно пряники,

Под инеем блестят.

Ещё пустынны скучные

Закрытые катки,

Но нетерпеньем скручены

«Снегурок» хоботки!

И лыжам снятся кроссы

И снится крутизна.

Да здравствуют морозы!

Да здравствует зима!

Ведущий:

Пусть же эта сказка поскорее войдёт в каждый дом вместе с песней «Зима в России» музыка и слова Н. Куликовой в исполнении ансамбля «Подсолнушки» - подготовительная группа.

Музыкальная пауза.

(Песня «Зима в России» музыка и слова Н. Куликовой, исполняет ансамбль «Подсолнушки» - подготовительная группа.)

Ведущий:

А в стихах известной детской вологодской поэтессы Татьяны Леонидовны Петуховой тоже присутствуют элементы сказочности. Так, вместе с любимой поэтессой мы можем побеседовать с паучком, восхититься его домиком из серебряных нитей, научиться видеть красоту природы.

Просто и доступно Татьяна Леонидовна рассказывает своим читателям об окружающем мире. С большой любовью и теплотой пишет она про солнечного зайчика, веточку тополя, даёт нам уроки доброго и чуткого отношения ко всему живому.

Татьяна Леонидовна Петухова

Стихотворение «Здравствуй, мама-сосна!»

Читает (имя, подготовительная группа

Отшумела метель, опять тишина,

Только скрипит печально сосна:

Пропали малышки - сосновые шишки.

В сугроб шалунишки ныряли, как с вышки!

Ты не волнуйся, мама-сосна,

В мягкий снежок улеглись семена.

Как в теплом домишке, сосновые шишки

Будут спать у сосны.

Под солнышком теплым весны

Взойдут семена там и тут,

И сосны твои подрастут.

Навстречу потянутся сами

Зелеными ветками. К маме.

Ведущий:

Слова в стихах Татьяны Леонидовны радуют, играют, шутят. Картина окружающего мира в них передана настолько ярко, живо, красочно, что мы как будто своими глазами видим красоту природы, слышим голоса птиц, ощущаем дуновение ветерка.

Татьяна Леонидовна Петухова

Стихотворение «Одуванчик-парашют»

Читает (имя, подготовительная группа

Выше сосен. Выше елей

Одуванчики взлетели -

Шарики воздушные,

Всем ветрам послушные.

Выбрав разные маршруты,

Улетают парашюты

Над зелёными лесами,

Над весёлыми лугами,

Улетают семена…

…А когда придет весна,

Зажелтеет там и тут

Одуванчик-парашют.

Ведущий:

Чувство гордости за родные места, желание рассказать об их красоте и величии в любое время года - еще одна сторона лирики Татьяны Леонидовны.

Татьяна Леонидовна Петухова

Стихотворение «Встреча»

Читает (имя, подготовительная группа

Взмахнула пышным рукавом

Волшебница зима,

И засверкала серебром

Снежинок бахрома.

И первый снег - он белый, чистый,

Кружась, как бабочка, порхал.

Одеялом белым и пушистым

Он тихо землю укрывал.

Покрыты мягкими снегами

Кусты, деревья и дома,

Как белоснежными шарфами,

Их всех укутала зима.

В наряде белом древний город,

Усталые расправив плечи,

Он стал красив, он снова молод,

Он радуется встрече!

Ведущий:

Но не только радость, но иногда и грусть, боль за родные места наполняют стихи вологодской поэтессы. Татьяна Леонидовна снова и снова в них напоминает нам о личной ответственности каждого за то, что происходит с Родиной, природой сегодня, призывает к действию.

Татьяна Леонидовна Петухова

Стихотворение «Наша земля»

Читает (имя, подготовительная группа

Весной расцветет вся земля,

Деревья, цветы и поля.

Будут птицы в садах щебетать,

Изумительный мир прославлять!

А мы, что сделать с вами смогли,

Чтоб сохранить красоту всей земли?

Чтоб планет стала светлей –

Это зависит от нас, от людей!

Как хорошо, если каждый из нас.

Куст посадит хотя бы хоть раз.

Цветам поможет расти,

И земля наша будет цвести!

Ведущий:

Давайте все вместе вспомним красоты родной земли с песней «Родная моя сторона» музыка и слова Т. Кривовой в исполнении (имя) - подготовительная группа.

Музыкальная пауза.

(Песня «Родная моя сторона» музыка и слова Т. Кривовой, исполняет (имя) - подготовительная группа.)

Ведущий:

В произведениях Александра Яковлевича Яшина тоже присутствует удивительное чувство родства с жизнью природы - со зверями и птицами, деревьями и травами, цветами. С большой любовью и трепетом Александр Яковлевич передаёт в них своё отношение к травинке и былинке, к кудрявой рябинке и скромной березке, к северной красавице - сосне.

Сердце поэта настолько широко, что он хочет обнять всё, что дорого, согреть и, может быть даже, оживить своей любовью, чем-то помочь.

Александр Яковлевич Яшин

Стихотворение «Покормите птиц зимой!»

Читает (имя, старшая группа

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Ведущий:

А в стихах для детей о природе Лидии Слуцкой много нежности, тепла и света! Её поэтические образы просты и узнаваемы для всех. Их отличает яркость, выразительность. Многие из них поучительны и юмористичны.

Лидия Слуцкая

Стихотворение «Кто согреет солнышко?»

Читает (имя, старшая группа

Всем зимою холодно,

В дом бегут скорее.

Остаётся солнышко.

Кто его согреет?

Раньше согревало,

Были солнцу рады.

А теперь любуются

Танцем снегопада.

Нарисую солнышко

У себя в альбоме,

И как будто станет

Посветлее в доме.

Напишу записку, -

Я уже умею:

Не печалься, солнышко!

Я тебя согрею.

Ведущий:

Любовью к родному Вологодскому краю, краю необозримых лесов и болот, их обитателям проникнуто творчество еще одного нашего земляка, замечательного поэта Николая Михайловича Рубцова.

Лирика, написанная специально для детей, занимает в нём скромное место. Значительная их часть посвящена животным и птицам. Эти стихи учат ребятишек с ранних лет бережно относиться к природе, любить и понимать представителей фауны, помогать им по мере сил и возможностей. Как говорил поэт: «Любовь к природе, забота о ней делают человека добрее, помогают ему осознать чужую боль как свою собственную, а без этого слова о любви, доброте - пустой звук».

Николай Михайлович Рубцов

Стихотворение «Воробей»

Читает (имя, старшая группа

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зернышком бедным,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему.

Ведущий:

Поэзия Николая Михайловича будит в нас самые добрые и чистые чувства. Его стихи необычайно музыкальные, они словно созданы для песен. Так, в самом известном стихотворении «В горнице», ставшем его визитной карточкой, поэт не побоялся раскрыть читателям душу и поделился своими светлыми детскими воспоминаниями. В этой искренности и кроется секрет невероятного успеха его произведений.

Николай Михайлович Рубцов

Стихотворение «В горнице»

Читает (имя, подготовительная группа

В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды…

Красные цветы мои

В садике завяли все.

Лодка на речной мели

Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей

Ивы кружевная тень.

Завтра у меня под ней

Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,

Думать о своей судьбе,

Буду до ночной звезды

Лодку мастерить себе…

Ведущий:

Какие светлые и добрые строки! На душе от них у многих из нас становится теплее.

Вот так и стихи наших поэтов-вологжан, как лучики, рожденные в сердце, несут своё тепло по всей необъятной России и воспевают нашу малую Родину - Вологодчину.

Родина… Родимые места…

Сегодня мы вспомнили и услышали, как наши поэты с большой любовью отзывались о Вологодчине, сумели передать это глубокое чувство в своих стихотворениях. И прав был вологодский писатель, публицист Василий Белов, говоря: «Что кому, а для меня Россия - эти вот родимые места!»

Завершая нашу встречу, мне бы хотелось отметить, что край наш Вологодский - не только щедрый на таланты, но и гостеприимный, хлебосольный, песенный. Вот поэтому, на прощание ансамбль «Звёздочки» старшей группы решил подарить всем свою песню «Приглашаем вас на чай!» музыка и слова В. Шестаковой.

Музыкальная пауза.

(Песня «Приглашаем вас на чай!» музыка и слова В. Шестаковой исполняет ансамбль «Звёздочки» - старшая группа.)

(Угощение детей, фотографии на память.)

(Звучит песня «Вологда моя», дети вместе с воспитателями уходят из зала.)

Публикации по теме:

Встречи в музыкальной гостиной «Ас Соль»Встречи в музыкальной гостиной «Ас Соль» В. А. Сухомлинский, книга "Сердце отдаю детям": "Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - важное средство нравственного и умственного.

Знакомство с природой родного краяЗнакомство с природой родного края На этой недели мы с ребятами знакомились с растениями нашего края. Это очень широкая и интересная тема и для детей и для взрослых. Для того.

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 70-й годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 70-й годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне. Разработка сценария:.

Сценарий выступления детей на конкурсе и на факельном шествии с литературно-музыкальной композицией «Мы эхо нашей войны» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №19 "Яблонька" Сценарий выступления детей.

Конспект литературно-музыкальной гостиной «Весенняя капель» Цель: Приобщать детей к музыкальной культуре, доступной для ребёнка. Накапливать опыт музыкальных впечатлений в процессе слушания. Развивать.

Наш уголок родного краяНаш уголок родного края Мы много раз слышали о важности приобщения ребенка к культуре своего народа. Только зная и уважая культуру и наследие своего края, ребенок.

План-конспект занятия в музыкальной гостиной «Музыка-волшебница» в подготовительной к школе группе План-конспект занятия в музыкальной гостиной «Музыка-волшебница» в подготовительной к школе группе Тема: «Времена года» Цель: сформировать.

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Унылая пора! Очей очарованье!»Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Унылая пора! Очей очарованье!» Соавторы данного мероприятия: Анахина Л. В., Задурова Л. Е., Проскурникова Л. А., Алексеева Ю. Н., Рыбинцева Т. В., Шоль Г. В. Цель: Обогатить.

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной женщине на войне, для учащихся 8–11 классов «Идут девчата по войне»Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной женщине на войне, для учащихся 8–11 классов «Идут девчата по войне» Литературно-музыкальная композиция «Идут девчата по войне».[/b] Введение: Сценарий литературно – музыкальной композиции «Идут девчата.

Встреча в музыкальной гостиной с ИКТ «Спой мне, мама, колыбельную», посвящённая Дню матери Встреча в музыкальной гостиной с ИКТ «Спой мне, мама, колыбельную», посвящённая Дню материМузыкальный руководитель МАОУ "СОШ №4" Структурное.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • День Победы, 9 мая
  • Птицы
Автор публикации:
Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Поэтические голоса родного края»
Опубликовано: 13 декабря 2016 в 19:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Аппликация «Снеговик»
Любой вид творческой деятельности развивает у ребёнка фантазию, восприятие цветов, текстур и форм, способствует формированию пространственного и образного...
Фотоотчёт о выставке совместного творчества детей и родителей «Зимняя сказка»
Фотоотчёт о выставке совместного творчества детей и родителей «Зимняя сказка». В нашей дошкольной организации прошла выставка совместного творчества детей...
Тема: Декупаж как средство развития эстетического вкуса детей
Тема: ДЕКУПАЖ как средство развития эстетического вкуса детей МБДОУ д/с №17 г. Славянска на Кубани Воспитатель Е. А. Землянская . [/h4] Детство —...
Спортивное развлечение на улице «Наши сани, едут сами»
Цель: - укрепление здоровья и формирование у детей интереса к здоровому образу жизни. Задачи: - развивать у детей выносливость, чувство равновесия, силовые...
Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях детей со сверстниками»
Развитие личности ребенка происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, дошкольных учреждений, средств массовой информации ( печать,...