МААМ-картинки

Литературно-музыкальная композиция для 9–11 классов «Моим стихам настанет свой черед» о жизни и творчестве Марины Цветаевой

Алдошина Любовь
Литературно-музыкальная композиция для 9–11 классов «Моим стихам настанет свой черед» о жизни и творчестве Марины Цветаевой

Сценарий литературно-музыкальной композиции.

«Моим стихам настанет свой черед».

О жизни и творчестве Марины Цветаевой.

Цели: рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики, развить представление о поэзии Цветаевой, неразрывно связанной с Россией, русской культурой.

Оборудование: портрет Цветаевой, сборники ее стихов, репродукции с изображением Москвы.

Рекомендованный возраст: 9-11 классы.

Публикация «Литературно-музыкальная композиция для 9–11 классов „Моим стихам настанет свой черед“ о жизни и творчестве Марины Цветаевой» размещена в разделах

Автор: составила и разработала педагог-библиотекарь ГБОУ Школа «Спектр» Алдошина Любовь Николаевна

1 вед. Творчество Марины Цветаевой – выдающееся и самобытное явление всей русской литературы.

2 вед. Она принесла в русскую поэзию небывалую глубину и выразительность лиризма.

1 вед. Талант Цветаевой поражает избыточностью и своим многообразием.

2 вед. Благодаря ей русская литература получила новое направление в самораскрытии женской души.

1 вед. В стихах Цветаевой ритмичное богатство, яркая экспрессивность, тонкое лирическое чутье.

2 вед. Марина Ивановна – поэт своеобразный, талантливый и непосредственный.

Стих. Идешь, на меня похожий…

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала- тоже!

Прохожий, остановись!

Прочти – слепоты куриной

И маков набрав букет-

Что звали меня Мариной

И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь – могила,

Что я появлюсь, грозя…

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились…

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед.

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,

Глаза опустив на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли…

И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли.

1 вед. Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года.

2 вед. Детство и юность Марины Ивановны прошли в Москве. Отец поэтессы – Иван Владимирович Цветаев был личностью примечательной: ученый, профессор, педагог, директор московского музея изящны искусств, знаток языков и литературы.

1 вед. Мать Цветаевой – Мария Александровна Мейн была блистательной пианисткой, а также переводчицей художественной литературы с английского и немецкого языков.

2 вед. А вот дед Марины Ивановны – Александр Данилович Мейн, московский городской голова, был знаком со Львом Толстым, бывал у него дома.

1 вед. С раннего детства для Цветаевой характерно ощущение единства жизни и творчества, которое дали и привили ей родители.

2 вед. Музыка сливалась и сплеталась в доме Цветаевых. Природа, стихи, родина, дом – к этому перечню Марина добавляла еще одно – музыку…

Скрипка или флейта

1 вед. Родившись и проведя детство в Москве, Марина Ивановна на всю жизнь сохранила признательность и теплоту к родным местам.

2 вед. Как бы ни было тяжело и горько в отдельные годы жизни, она всегда с любовью вспоминала уютную квартиру, безмятежное счастливое детство.

Стих о Москве.

- Москва! – Какой огромный

Странноприимный дом!

Всяк на Руси – бездомный.

Мы все к тебе придем.

Клеймо позорит плечи.

За голенищем нож.

Издалека-далече

Ты все же позовешь.

На каторжные клейма,

На всякую болезнь-

Младенец Пантелеймон

У нас, целитель, есть.

А вон за тою дверцей,

Куда народ валит,-

Там Иверское сердце

Червонное горит.

И льется аллилуйя

На смуглые поля.

Я в грудь тебя целую,

Московская земля!

1 вед. С шестнадцати лет Цветаева стала печататься, а спустя два года выпустила довольно объемный сборник- «Вечерний альбом».

2 вед. В этом первом сборнике формируется основное жизненное кредо Цветаевой : быть самой собой.

1 вед. Сборник «Вечерний альбом» и далее сборник «Волшебный фонарь» заявили о Цветаевой как о самом ярком романтике, устремленным в будущее.

2 вед. О романтике, жаждущем нового и светлого в мире. И эта ее главная черта будет особенностью на протяжении всего творчества.

Стих. кто создан из камня…

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело- измена, мне имя- Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти-

Тем гроб и надгробные плиты…

В купели морской крещена – и в полете

Своем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти,-

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – веселая пена –

Высокая пена морская!

1 вед. Цветаева – поэт по преимуществу. Тематика ее творчества разнообразна. В ее мире все движется, рвется, рушится.

2 вед. Марину Ивановну не впишешь в рамки литературного течения, в границы исторического отрезка. Она необычайно своеобразна, трудноохватима.

1 вед. Но все написанное ею объединено пронизывающей каждое слово могучей силой духа.

2 вед. В 1913 году Цветаева пишет стихотворение «Генералам двенадцатого года». Примеры жизни и подвигов героев России находят постоянное восхищение у Цветаевой.

1 вед. Война 1812 года была великим бедствием для России, но она же и проявила самые высокие качества русского характера.

2 вед. Марина Цветаева в стихотворении «Генералам двенадцатого года» выразила свое восхищение героизмом участников войны.

1 вед. В 1982 году на телеэкраны вышел телевизионный фильм в жанре трагикомедии Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово»

2 вед. Песня в этом фильме посвящена героям двенадцатого года и генерал-лейтенанту герою Отечественной войны Александру Алексеевичу Тучкову. В Бородинском сражении генерал Тучков был убит, но вместе со своими солдатами удержал высоту.

1 вед. Романс на стихи Цветаевой в этом фильме исполняет заслуженная артистка России Ирина Мазуркевич.

На экране песня из фильма

1 вед. Главным действующим лицом в цветаевских стихах предстает лирическая героиня. Сохраняя индивидуальность, Цветаева, как и Волошин, Гумилев, ранний Маяковский идет в русле «Серебряного века».

2 вед. «Серебряный век» -эпоха, важнейшим свойством которой было лирическое преображение всех литературных и художественных форм.

1 вед. У Цветаевой есть ряд стихотворений, посвященный поэтам Серебряного века, таким как Брюсов, Ахматова, Блок, Маяковский.

По свидетельству Иосифа Бродского – Цветаева – гениальный поэт.

Но кумиром на все времена для Марины Ивановны всегда оставался Александр Блок.

2 вед. В стихотворении, посвященном Блоку «Ты проходишь на Запад Солнца» мы ощущаем сокрушительную лавину цветаевских образов.

Стих. Ты проходишь на Запад Солнца

Ты проходишь на Запад Солнца,

Ты увидишь вечерний свет,

Ты проходишь на Запад Солнца,

И метель заметает след.

Мимо окон твоих – бесстрастный,-

Ты пройдешь в снеговой тиши,

Божий праведник мой прекрасный,

Свете тихий моей души.

Я на душу твою – не зарюсь!

Нерушима твоя стезя,

В руку, бледную от лобзаний,

Не вобью своего гвоздя.

И по имени не окликну,

И руками не потянусь.

Восковому святому лику

Только издали поклонюсь.

И под медленным светом стоя,

Опущусь на колени в снег,

И во имя твое святое,-

Поцелую вечерний снег.

Там, где поступью величавой,

Ты прошел в гробовой тиши,

Свете тихий – свитые славы –

Вседержитель моей души.

1 вед. 1 января 1976 года на телеэкраны страны вышел фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром».

2 вед. Это культовый советский новогодний фильм. Это настоящий шедевр кино, в котором удачно сложилось в абсолютной гармонии все: и подбор актеров, и режиссура, и конечно же, песни на стихи Евтушенко, Пастернака, Беллы Ахмадулиной.

1 вед. И конечно же, песни на стихи Марины Цветаевой.

Песня «Мне нравится, что вы больны не мной…» написана Цветаевой в 1913 году. Контраст лексики усиливает эмоциональный настрой песни.

Песня «Мне нравится…»

1 вед. Марина Цветаева прожила почти 50 лет. Но каких лет! По словам Анненского, у Цветаевой совпала, пусть и не полностью, личность художника и многосмысленность поэтического слова.

2 вед. Цветаева – поэт, который пребывает в бескрайности русского мира. Она поэт, который несчастен и торжествует, она любима и порицаема.

Стих. «Вчера еще в глаза глядел»

Вчера еще в глаза глядел,

А нынче все косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел,-

Все жаворонки нынче – вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О вопли женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала!»

И слезы ей – вода, и кровь –

Вода, - в крови, в слезах умылась!

Не мать, а мачеха – Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая…

И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала!»

Вчера еще в ногах лежал!

Равнял с Китайскою державою!

Враз обе рученьки разжал,-

Жизнь выпала – копейкой ржавою!

Детоубийцей на суде

Стою – немилая, несмелая.

Я и в аду тебе скажу:

«Мой милый, что тебе я сделала!»

Спрошу я стул, спрошу кровать:

«За что, за что терплю и бедствую»

От целовал – колесовать!

Другую целовать, - ответствуют.

Жить приучил в самом огне,

Сам бросил в степь заледенелую!

Вот, что ты, милый, сделал мне!

Мой милый, что тебе я сделала!

Все ведаю – не прекословь!

Вновь зрячая – уж не любовница!

Где отступается Любовь,

Там подступает Смерть-садовница.

Само – что дерево трясти! -

В срок яблоко спадает спелое…

- За все, за все меня прости,

Мой милый, - что тебе я сделала!

1 вед. В 1984 году на экраны вышел фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс» по мотивам пьесы Александра Николаевича Островского «Бесприданница».

2 вед. Безжалостен и жесток мир, в котором правят деньги, где все продается и покупается, в том числе совесть, красота, любовь.

1 вед. Марина Ивановна написала стихи «Под лаской плюшевого пледа» и сама говорила: «Надо, чтобы мы любили, чтобы у нас билось сердце, хотя бы и разбивалось вдребезги!»

2 вед. «Я всегда разбивалась вдребезги, и все мои стихи – те самые серебряные сердечные дребезги» - говорила Цветаева.

Песня «Под лаской плюшевого пледа»

1 вед. Марине Цветаевой было 29 лет, когда она уехала из России. 47 исполнилось через три месяца после возвращения на Родину.

2 вед. Эмиграция оказалась тяжким для нее временем, а под конец и трагическим.

1 вед. Но годы, проведенные на чужбине, стали временем расцвета ее таланта, временем ее возвышенных произведений.

Стих. Моим стихам,

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,-

Нечитанным стихам!

Разбросанным в пыли по магазинам,

Где их никто не брал и не берет,

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед!

1 вед. Наследие Марины Цветаевой велико и труднообозримо, и исследовано еще не в полном объеме.

2 вед. Без стихов и поэм Цветаевой сейчас уже невозможно составить достаточно полное и ясное представление о русской поэзии 20 века.

1 вед. Марина Ивановна Цветаева – «большой» поэт и вклад ее в культуру русского стиха 20 века значителен : она вписала новаторскую, выразительную и исполненную высокого драматизма страницу.

2 вед. Цветаева не могла и не хотела укрощать свои порывы и вольнолюбивое сердце. Шла к людям с открытой душой, отдавая всю себя искусству.

1 вед. Произведения Цветаевой, многогранные и талантливые, пришли к нам поэтическим дневником, рассказывая о трудной, прекрасной и самоотверженной жизни Марины Ивановны.

2 вед. Марины Ивановны, не знающей сомнений, твердо верящей в великую миссию России! Сама же Цветаева погибла «в жерновах истории», но не согнулась, не изменила себе и своему таланту.

1 вед. Оттого ее стихи находят все новых и новых почитателей!

2 вед. Не погаснет звезда Марины. Память о Цветаевой жива!

1 вед. И кажется нам, что Цветаева невидимой нитью благословляет нас.

Вечерние поля в росе,

Над ними – вороны…

-Благословляю Вас, благословляю Вас,

На все четыре стороны…

Список литературы

1. Марина Цветаева. Избранное. 1990

2. М. Цветаева. Стихотворения. 1990

3. А. С. Пушкин. Избранное. 2001

4. А. А. Блок. Стихотворения. 1997

Публикации по теме:

Литературно-музыкальная композиция в старшей группе «8 Марта — мамин день»Литературно-музыкальная композиция в старшей группе «8 Марта — мамин день» «8 марта – мамин день. !» старшая группа 2020г. 5 лет (В зал под музыку входят мальчики.) Мальчик: Скоро праздник! Всё готово? Эй, никто.

Литературно-музыкальная композиция «День Победы» для старшей и подготовительной к школе группЛитературно-музыкальная композиция «День Победы» для старшей и подготовительной к школе групп Литературно-музыкальная композиция «76 лет великой Победы» (для старшей и подготовительной к школе групп) Вход под музыку Н. Чичкова.

Литературно-музыкальная композиция «Ярмарка чудес» (подготовительная к школе группа)Литературно-музыкальная композиция «Ярмарка чудес» (подготовительная к школе группа) Данное мероприятие разработано и приурочено к фестивалю Фёдоровской игрушки. Яркий, цельный номер, в котором дети с удовольствием в игровой.

Литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов «Когда поют солдаты» Литературно-музыкальная композиция «Когда поют солдаты» Учитель: Кудрявцева Лидия Ивановна Цель: ознакомление с песнями самодеятельных.

Литературно-музыкальная композиция «От героев былых времен!» по мотивам художественного фильма «В бой идут одни «старики» Основная часть литературно-музыкальной композиции была найдена в интернете около трех лет назад. После корректировки спектакль был продемонстрирован.

Литературно-музыкальная композиция «Песни, опалённые войной» в рамках проекта «Пока мы помним прошлое — у нас есть будущее» Актуальность: тема патриотического воспитания важна и актуальна в наше время. Форма мероприятия: литературно-музыкальная композиция Цель:.

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню защитника ОтечестваЛитературно-музыкальная композиция, посвященная Дню защитника Отечества 1. С детьми подготовили тематический стенд. 2. Закрепили знания детей о родах войск. 3. Приготовили поделки "Военная техника" У нас.

Литературно-музыкальная композиция «Пожарные» с применением ИКТ Подготовительный этап: Подготовка танца огня, презентации, разучивание стихотворений наизусть. Оформление зала: На центральной стене пожарная.

Литературно — музыкальная композиция «Ты цвети, мой край Донской!»Литературно — музыкальная композиция «Ты цвети, мой край Донской!» Цель: приобщение детей к культуре донского края. Воспитание гордости за свой народ и развитие духовности. Задачи: Образовательные: Формировать.

Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы «Это нужно живым» СЦЕНАРИЙ литературно-музыкальной композиции ко Дню Победы «Это нужно живым…» Цель: формирование гражданско-патриотического сознания, развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Литературно-музыкальная композиция для 9–11 классов «Моим стихам настанет свой черед» о жизни и творчестве Марины Цветаевой
Опубликовано: 5 мая 2022 в 13:09
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД