Сухарева Татьяна
Мастер-класс для воспитателей ДОУ на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через математические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физическое развитие детей № 11 «Катерок»
Сценарий мастер-класса для воспитателей ДОУ на тему :
«Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через математические игры»
Подготовила:
Старший воспитатель
Сухарева Т. Ю.
Городской округ город Выкса
Публикация «Мастер-класс для воспитателей ДОУ на тему „Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через математические игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Цель. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через математические игры.
Задачи:
• показать значимость развития кистевой моторики у детей дошкольного возраста;
• познакомить с методами, приемами, способами работы по развитию мелкой моторики рук посредством математических игр;
• поделиться с педагогами своими разработками по данной теме;
• создать условия для педагогического общения.
•
Участники: Педагоги
Форма проведения: мастер – класс
Средства: шестигранные карандаши по количеству участников, набор круп, макаронных изделий, куски линолеума, горлышки от пластиковых бутылок, крышки, картон, цветная бумага, ножницы, клей, прищепки по количеству участников, макет дерева.
Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.
О важности развития мелкой моторики на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста уже говорила моя коллега. Поэтому я только напомню слова В. Сухомлинского о том, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Наверно устали сегодня в пути,
Но все же на мастер-класс вы все пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним с студенческих лет
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
Тема нашего сегодняшнего мастер–класса «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через математические игры».
Для начала я вам предлагаю поздороваться с помощью пальчиковой гимнастики.
Придумано кем-то
Просто и мудр
При встрече здороваться:
- Доброе утро! Пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга подушечками пальцев.
-Доброе утро! –
Солнцу и птицам.
- Доброе утро! –
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым… Пальчика «обнимаются». Принцип тот же, только пальцы не прикасаются друг к другу подушечками, а как бы скрещиваются на первом сгибе – обнимают друг друга
Пусть доброе утро
Длится до вечера. Ладони сомкнуты, пальца сгибаются и разгибаются
Мне очень интересно, с каким настроением вы пришли на мастер-класс. И сейчас я предлагаю вам выложить свое настроение с помощью круп и макаронных изделий. Усложнить данную задачу я вам предлагаю за счет использования прищепки.
Участники мастер-класса выкладывают «Свое настроение».
Использование прищепок в работе с детьми разного возраста не имеет границ. И я не сомневаюсь, что вы все используете этот предмет в работе по развитию мелкой моторики.
Прежде чем перейти непосредственно к изготовлению пособия, я хочу вам предложить несколько игр, которые очень просты в изготовлении, и которые можно использовать с детьми разного возраста в закреплении математических представлений.
Это игра «Узелки». Перебирая веревочку с узлами пальцами, можно закреплять количественный счет, как прямой, так и обратный, дни недели, месяцы и т. п.
Игры с пинцетом и пипеткой
Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику. Это упражнение особенно хорошо тренирует координацию пальцев руки. Оно требует предельной концентрации внимания. Данные игры также можно использовать для закрепления количественного счета.
«Сухие бассейны» можно использовать и для сортировки предметов по размеру, по цвету, по форме и для игры «Определи на ощупь».
Игры со скрепками также являются универсальным средством для формирования математических представлений – это и работа с карточками (выложи столько же, с детьми старшего возраста их можно использовать для решения примеров и задач.
Универсальным средством являются счетные палочки, пуговицы и другие материалы.
Условно все эти пособия можно отнести к пальчиковым играм с использованием различных предметов.
А сейчас я хочу более подробно остановиться на массаже ладоней и пальчиков рук.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Массаж с помощью шестигранного карандаша
Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью гранёных карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльную поверхность ладоней, межпальцевые зоны. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
По материалам Т. В. Пятницы «Пальчиковые игры и упражнения. Массаж карандашами».
ПРАКТИЧКСКАЯ ЧАСТЬ
«УТЮЖОК»
Прокатывание карандаша по поверхности стола.
Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу
Карандаш я покачу
Вправо-влево – как хочу.
«ДОБЫВАНИЕ ОГНЯ»
Прокатывание карандаша между ладонями.
Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?
«ДОГОНЯЛОЧКА»
Вращение карандаша вокруг своей оси пальцами обеих рук.
Возьми карандаш всеми пальчиками. Покрути его. Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга.
Пальчики бегут вперёд,
И никто не отстаёт.
«КАЧЕЛИ»
Прижимание попеременно указательным и безымянным пальцами концов карандаша к поверхности стола.
Положи тонкий короткий карандаш на средний палец прижатой к столу ладони. Указательным и безымянным пальцами попеременно нажимай на концы карандаша.
Покачаю вверх и вниз –
Крепче, карандаш, держись!
«ГОРКА»
Скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки.
Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.
«ВЕРТОЛЁТ»
Вращение карандаша между большим, указательным и средними пальцами.
Возьми тонкий длинный карандаш двумя пальцами. Покрути его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта.
Отправляется в полёт
Наш красавец-вертолёт.
«ЭСТАФЕТА»
Передача карандаша каждому пальчику поочерёдно.
Сожми карандаш указательным пальцем, подержи, передай его указательному пальцу другой руки. А теперь удерживай карандаш средним пальцем. Передавай карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцем.
«ЛАДОШКА»
Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.
Положи ладонь на стол. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша.
Нарисую я ладошку, Отдохну потом немножко.
Мастер-класс «Многофункциональная доска»
Посмотрите на те предметы, которые еще не были использованы. Для начала я предлагаю вам немного пофантазировать и самим предложить варианты пособия, а затем я предложу свой вариант использования данных заготовок.
Варианты игры :
Вариант №1 для развития логического мышления.
Перед детьми выкладываются домики и его будущие жильцы – геометрические фигуры. Им не терпится как можно скорее занять новые квартиры. Но это возможно только при условии - в каждом ряду и в каждом столбце могут жить по одному треугольнику, одному квадрату и одному кругу.
Вариант №2 для развития умений детей ориентироваться на плоскости.
Перед детьми выкладываются домики с пустыми окошками и геометрические фигуры. По просьбе воспитателя дети выкладывают названные геометрические фигуры в названном ряду, столбце, по диагонали, в середине, справа, слева, вверху, внизу, в верхнем правом углу и так далее.
Вариант 3 для детей старшего возраста – игра в шашки.
Но данное пособие с успехом можно использовать и для детей младшего возраста и даже для детей раннего возраста, если мы немного изменим фон нашей универсальной доски.
Рефлексия
Предлагаю участникам мастер – класса оформить дерево цветными ладошками. Рефлексия «Светофор» - зеленый – было интересно, мне понравилось, желтый – не очень интересно, красный – зря потрачено время.