Лучший педагог года

Сценарий мастер-класса для воспитателей «Формирование культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста»

Ольга Дембицкая
Сценарий мастер-класса для воспитателей «Формирование культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста»

Цель: повышение уровня профессиональных знаний, умений и навыков воспитателей в организации работы по формированию культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста.

Материалы и оборудование: выставка дидактических игр на тему «Здоровый образ жизни», трибуна, экран, ноутбук, журнальные столики и стулья для участников, магнитная доска, окна столик с оборудованием для проведения практической части (носовой платок, пульверизатор, офтальмотренажёр, мел цветной, карточки с заглавными буквами слова «ЗДОРОВЬЕ», ёмкости с водой, жидкое мыло, полотенца, зубные щётки, тарелочки с мелкими кусочками белой бумаги, картинки с изображением различных продуктов; для проведения рефлексии четыре листа разного цвета на каждого участника, которые соответствуют цветам четырёх конвертов.

Публикация «Сценарий мастер-класса для воспитателей „Формирование культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Программа проведения мастер-класса

№ п/п Форма организации Тема Методы и приёмы Регламент

1 Сообщение «Формирование навыков здорового образа жизни у детей как одно из основных направлений деятельности педагога» Рассказ 5-7 мин

2 Мозговой штурм «Компоненты здоровья» Объяснение 10 мин

3 Презентация опыта работы «Формирование культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста средствами приобщения к здоровому образу жизни» Рассказ, показ слайдов 20 мин

4 Практические упражнения «Лимон»,

«Нос – обогреватель», «Дружочек – носовой платочек»,

«Как передаются микробы от человека к человеку»,

«Как микробы боятся мыла»,

«Как правильно чистить зубы», «Проведи гномиков по дорожкам»,

«Угости меня, дружок» Игра на расслабление мышц, эксперимент,

беседа, игра, создание проблемной ситуации, вопросы воспитателя

20 мин

5 Рефлексия: интерактивная игра «Четыре конверта» Объяснение 5-7 мин

В музыкальном зале полукругом за столиками сидят воспитатели. На столиках зубные щётки, тарелочки с мелкими кусочками белой бумаги, картинки с изображением различных продуктов. Перед присутствующими расположен экран, сбоку трибуна. Возле окна столик с оборудованием для проведения практической части.

Выходит ведущий (воспитатель, который проводит мастер-класс.

Ведущий: - Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас в нашем учреждении дошкольного образования. Сегодня для вас организован мастер-класс, на котором я представлю вашему вниманию свой опыт работы по вопросам формирования культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста средствами приобщения к здоровому образу жизни. В начале нашей встречи озвучу причины, по которым я выбрала именно это направление в своей работе с детьми.

Ведущий идёт к трибуне.

Ведущий: - Своё выступление начну словами выдающегося польского педагога Януша Корчака: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься» .

Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. Создание здоровьесберегающей среды и формирование навыков здорового образа жизни у детей является одним из основных направлений деятельности педагога. Одним из направлений учебной программы дошкольного образования является социально-нравственное и личностное развитие воспитанника. Особую роль в социальном развитии играет «формирование у ребёнка стремления к самопознанию, позитивного отношения к себе, взрослым и сверстникам, первоначальных представлений о личной гигиене и культуре питания».

Наблюдая за своими детьми в средней группе, я заметила, что основные культурно-гигиенические навыки у них сформированы, но еще не вошли в привычку. Также у детей были недостаточно сформированы представления о функциях организма человека и о бережном отношении, как к себе, так и к окружающим. Беседуя с родителями, я поняла, что зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни, что есть моменты, по которым у них возникают вопросы. Значит, эта тема их тоже интересовала.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу представлений и практических навыков здорового образа жизни.

Когда впервые детям задаешь вопрос: «Что же самое дорогое и ценное, в жизни человека?», то чаще всего слышишь в ответ: «деньги», «машина», «золото» и т. д. Иногда после наводящих вопросов называют «здоровье», «жизнь», а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: «Вы болеете дети?» Все дружно говорят: «Да» - «А чем вас лечат?» - “Таблетками» - «А можно быть здоровым без таблеток - «Нет!» Такие ответы говорят о том, что детям необходимо давать представления о том, как быть здоровыми. Из детства «ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь».

В результате проведенной работы в конце учебного года было выявлено, что навыки здорового образа жизни у детей сформированы на 80%. У воспитанников среднего возраста :

- появился интерес к самопознанию;

- сформировано представление о строении тела, об уникальности и индивидуальности каждого человека;

- сформировано представлений о здоровье и личной гигиене, об уходе за своим организмом;

- сформированы представления о здоровом питании;

- развито умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, умение бережно относиться как к себе, так и к окружающим людям.

Родители, понимая актуальность вопроса, заинтересованы в формировании культуры здоровья у детей и умеют применять на практике некоторые методы и приёмы для сохранения здоровья у своих детей в домашних условиях. Учитывая актуальность данной проблемы, ее значимость в сохранении и укреплении здоровья детей, считаю необходимым продолжить эту работу с воспитанниками дошкольного учреждения.

А теперь, уважаемые коллеги, я предлагаю вам небольшой мозговой штурм «Компоненты здоровья». На каждый стол я даю по две полоски с буквой из слова здоровья, а вы должны придумать и написать маркером рядом с буквой несколько слов, относящихся к здоровью, которые начинаются с этой буквы.

Педагогам раздаются полоски с заглавными буквами слова «Здоровье», они подбирают слова, относящиеся к здоровью, и записывают их рядом с буквой.

Ведущий собирает полоски и вывешивает их на магнитную доску в следующем порядке:

«3» - зарядка, закаливание, зубы, завтрак, зубная щетка, зубная паста.

«Д» - движение, дыхание, доброта, деревья.

«О» - осанка, обувь, одежда, обед, овощи.

«Р» - развитие, радость, режим дня.

«О» - опрятность, осторожность.

«В» - вода, воздух, витамины.

«Ь» - ---

«Е» - еда.

Ведущий: - Ну вот, уважаемые коллеги, мы с вами определили некоторые компоненты и факторы, влияющие на наше здоровье. Мы взрослые знаем и понимаем что нужно для того, чтобы быть здоровым. А как же донести хотя бы элементарные представления о том, как можно сохранить и приумножить здоровье до наших воспитанников? И сейчас я представлю вам презентацию своего опыта работы по этой проблеме.

В рамках образовательной области «Ребёнок и общество» для успешного формирования представлений у дошкольников о ЗОЖ необходима целенаправленная, систематическая работа, как в учреждении дошкольного образования, так и в семье.

Работу по формированию культуры здоровья у детей я построила по следующим направлениям:

- развитие интереса к самопознанию;

- формирование представлений о здоровье и личной гигиене;

- формирование представлений о здоровом питания;

- взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми.

Работу я начала с создания педагогических условий для формирования представлений у детей о навыках здорового образа жизни, о здоровье человека. Для этого создала в группе уголок «Здоровячок», который включает материал для дыхательной гимнастики, атрибутику, дидактические и настольно-печатные игры, плакаты и картинки. При разработке дидактического материала учитывала психолого-педагогические особенности воспитанников среднего дошкольного возраста. Оборудовала «Уголок настроения», работа в котором позволяет определить эмоциональное состояние детей. Большое внимание на современном этапе оздоровления уделяла цветотерапии – науке, изучающей цвета. Так в нашей группе появился «Сухой дождь» – шатер из разноцветных атласных лент, расположенных от теплых тонов к холодным. Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. Проходя через такой “дождь”, три-четыре раза в течение занятия (от теплых цветов к холодным, “шустрики” заметно успокаиваются, а “мямлики” (они ходят по направлению от холодного цвета к теплому, наоборот, - активизируются. Разноцветные “струи” стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства своего тела в этом пространстве. За “струями” можно спрятаться от внешнего мира.

Еженедельно работу по формированию культуры здоровья включала в план образовательной работы.

С целью организации систематической и планомерной работы разработала перспективное планирование работы с детьми среднего возраста.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей осуществляла как в процессе специально организованных видах деятельности, так и в повседневной жизни, ведь они формируются в основном в практической деятельности, во время игр и упражнений. Поэтому работу вела по системе, которая включает в себя занятия по образовательным областям «Ребенок и общество» и «Ребенок и природа», а так же художественно-речевую, познавательно-практическую, игровую и изобразительную деятельность. Чтобы вызвать у детей интерес к данной теме, использовала все доступные формы и методы работы : беседы, наблюдения, опыты, эксперименты, обсуждение проблемных ситуаций, заучивание стихов, чтение художественной литературы, театрально-игровую деятельность, психогимнастику, пальчиковые игры, дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры, тематические конкурсы поделок и рисунков и др. Основная цель – дать детям не только представление, но и научить их думать, размышлять.

Работая над формированием представлений о здоровье и личной гигиене, знакомила детей с понятием «здоровье», с тем, что полезно и вредно для человеческого организма, а также развивала умения ухаживать за собой, заботиться о своём организме, бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих. С этой целью разработала цикл занятий «Где живёт здоровье». Для расширения кругозора детей и закрепления, ранее полученных навыков, использовала настольные и дидактические игры: «Сложи картинку», «Что сначала, что потом», «Чудесный мешочек», «Хорошо-плохо», «Как вырасти здоровым», «Если малыш поранился», «Распорядок дня» и др.

Организовывала вместе с детьми простейшие игры-эксперименты и опыты, такие как «Когда заложен нос», «Мокрые ноги», «Как согреть руки» и т. д.

Одним из эффективных приёмов является использование сюжетных и игровых ситуаций проблемного характера, решение ситуационных задач типа: «Что будет дальше, если…», «Как ты думаешь, если… если есть много сладкого, не чистить зубы, не умываться, не расчесываться» и т. п. ; «Мой день».

В сюжетно-ролевых играх: «Поликлиника», «Аптека», «Семья», «Продуктовый магазин» и т. п. закрепляли с детьми навыки здоровьеформирования.

С целью формирования представлений у детей о способах сохранения своего здоровья применяла воздушное закаливание, хождение по дорожке здоровья, а также дыхательные упражнения и элементы самомассажа.

С целью привлечения воспитанников к здоровому питанию также вела систематическую целенаправленную работу. Кроме бесед из цикла «Разговор о правильном питании», с детьми организовывала дидактические игры «Пирамида здоровья», «Полезные и вредные продукты», «Варим суп и компот», «Витаминная семейка», «Чтобы зубки не болели», «Для чего полезен овощ?» и т. д. Придумали с воспитанниками игру «Угости меня, дружок». Вместе с детьми составляли меню из блюд, которые придумывали сами воспитанники из предложенных продуктов, сопровождая рассказами о пользе этих продуктов для организма человека. Наряду с этими формами работы, использовала такой приём как сопровождение приёма пищи детьми сопроводительными рассказами о продуктах, овощах. Такая работа позволила сформировать представление у детей о здоровом питании, и дети охотно стали употреблять в пищу овощные блюда и салаты.

Нередко физическое здоровье человека зависит от здоровья психологического, от отношения окружающих. Поэтому в работу с детьми включала игры, проблемные ситуации, позволяющие сформировать у воспитанников умение взаимодействовать как со сверстниками, так и со взрослыми. Игры, в которых дети получили навыки сопереживать, поднимать настроение товарищу, видеть эмоциональное состояние другого человека. С этой целью создала картотеку «Психогимнастика» и «Коммуникативные игры».

Проблемы, связанные с формированием у детей дошкольного возраста культуры здоровья, невозможно решить только в рамках детского сада. Сознавая это, я обеспечила преемственность в вопросах формирования культуры здоровья у детей между детским садом и семьей. Для формирования заинтересованности родителей по проблеме здорового образа жизни я проводила следующие мероприятия:

- анкетирование «Путь к здоровью ребёнка лежит через семью»;

- круглый стол с приглашением медицинского работника «Детский сад и семья в сохранении и укреплении здоровья детей»;

- семинар-практикум с участием детей «Академия здорового питания»;

- групповые и индивидуальные консультации;

- стендовая информация.

Привлекала родителей к изготовлению дидактических игр и организации выставки совместных рисунков на тему здорового образа жизни.

Перечисленные мероприятия помогли наладить более тесное и эффективное взаимодействие детского сада с родителями.

Вот таким образом мною организована работа по вопросам формирования культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста средствами приобщения к здоровому образу жизни.

Ведущий: - А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам побыть в роли детей и немного поиграть. Вы согласны?

Воспитатели : - Да! Мы согласны!

Ведущий: - Одной из форм работы с детьми по предупреждению нарушения осанки и созданию благоприятного психологического климата являются упражнения на расслабление мышц. Сейчас мы выполним одно из таких упражнений. Оно называется «Лимон» : опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука. Затем бросьте “лимон” и расслабьте руку:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, овальный он.

С силой я его сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

А теперь выполните это же упражнение левой рукой.

Ведущий: - А знаете ли вы, почему необходимо стараться дышать носом, а не ртом? Давайте проведём маленький эксперимент. Поставьте ладошки напротив рта. Вдохните носом и выдохните воздух ртом на свои ладошки. Какой воздух выходит на ладошки изо рта? (воздух выходит тёплый). А всё потому, что в нос попадает холодный воздух, нос его согревает и в горлышко воздух попадает уже тёплый. Поэтому дышать надо стараться только носом.

Воспитатели-дети выполняют действия.

Ведущий: - Посмотрите, что это? (показывает носовой платок).

Воспитатели-дети : - Носовой платок.

Ведущий: - Да. Сейчас мы с вами посмотрим, что происходит, когда человек чихает или кашляет и при этом не пользуется носовым платком. (Берёт пульверизатор с чистой водой). Представьте, что это нос и он чихает (нажимает на пульверизатор, капельки разлетаются в разные стороны). Видите, что произошло.

Воспитатели-дети : - Бактерии из носа полетели на окружающих.

Ведущий: - А теперь закроем наш «нос» платочком (повторяет эксперимент). Что произошло? (Бактерии остались на платочке). Значит вот для чего обязательно нужно пользоваться носовым платком, чтобы не заразить окружающих.

Ставит пульверизатор на столик и незаметно мажет ладошку мелом.

Ведущий: - А знаете ли вы, каким образом ещё микробы передаются от человека к человеку? (Ответы воспитателей-детей) Давайте с вами поздороваемся.

Ведущий протягивает руку двум воспитателям-детям, при этом плотно сжимает ладошку каждого. После этого ведущий «неожиданно» обнаруживает, что его ладонь грязная и просит воспитателей-детей посмотреть на свои ладошки. Они видят на них следы мела. Делают вывод о том, как точно также при контакте с другим человеком (или с предметом, с животным) передаются невидимые микробы.

Ведущий: - Ой, а как же нам теперь избавится от микробов на руках?

Воспитатели-дети : - Вымыть руки!

Ведущий предлагает пройти к тазикам с водой и вымыть руки с мылом. После этого проверяется, остался ли мел – «микробы» на ладошках. Если остались, то меньше их стало или нет? Тех воспитателей-детей, у кого «микробы» остались, просят снова тщательно вымыть руки. Делается вывод о том, как важно соблюдать простые правила гигиены.

Ведущий: - А сейчас мы с вами будем учиться правильно чистить зубы, чтобы убрать все-все остатки пищи.

Ведущий поднимает вверх кисть с плотно прижатыми друг к другу пальцами, поворачивает ее тыльной стороной к детям. Просит представить, что это зубы. Затем вкладывает у оснований пальцев небольшие кусочки бумаги и удерживает их плотно сдвинутыми пальцами. Это- «остатки пищи». Воспитатель двигает щетку справа налево так, чтобы «остатки пищи» оставались на месте.

Ведущий: - Удаляются остатки пищи? (Нет). А если так? (Двигает щетку вверх-вниз и слегка поворачивает ее, как бы вращает. «Остатки пищи» удаляются) После того этого воспитателям-детям предлагается взять щетки, поставить свои пальчики, как зубы, и показать, как правильно двигать щетку, чтобы зубы стали чистыми. Воспитатели-дети показывают, ведущий внимательно смотрит на каждого, вносит необходимые коррективы, дает конкретные рекомендации. Делают вывод: щеткой хорошо чистить промежутки между зубами, убирать все, что там может задержаться. Жевательная поверхность тоже чистится. После такой чистки зубам не страшны никакие микробы.

Ведущий: - У вас, наверное, устали глаза. Давайте поиграем с нашими глазками и устроим им небольшой отдых.

Ведущий показывает картинку – офтальмотренажёр «Проведи гномиков по дорожкам», и предлагает провести глазами гномика сначала по красной дорожке, потом по синей, затем по зелёной.

Ведущий: - Ну вот, наши глазки отдохнули, и теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Угости меня, дружок». Посмотрите у вас на столах лежат картинки с различными продуктами питания. Каждый стол должен составить из предложенных продуктов какое-нибудь блюдо и рассказать о его пользе.

Участники выполняют задание.

Ведущий: - Ну что же, уважаемые коллеги, вы все молодцы! Принимали активное участие в наших играх! Надеюсь каждый из вас возьмёт что то для себя, чтобы как можно эффективнее организовывать работу с детьми по данной проблеме. И сейчас я предлагаю провести в качестве рефлексии интерактивную игру «Четыре конверта».

Участникам раздаются четыре листа разного цвета, которые соответствуют цветам четырёх конвертов. На конвертах и листах надписи: «Удачным, интересным, полезным было…; «Неинтересным, ненужным было…»; «Мне бы хотелось, чтобы в следующий раз…»; «Мне бы не хотелось, чтобы в следующий раз…». Участники записывают в продолжение этих предложений свои мнения, точку зрения; листы вкладывают в соответствующие конверты.

Публикации по теме:

Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста. Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья.

Формирование основ досуговой культуры у детей дошкольного возраста Познавательно-исследовательская деятельность Формирование целостной картины мира «Отдых в городе»Актуальность В настоящее время актуальной.

Консультация для педагогов «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры» Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры В последнее время резко возрос интерес к экологии.

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста» Зеркало любит чистые лица,.

Консультация для воспитателей «Формирование правовой культуры и законопослушного поведения детей в совместной деятельности» Правовые знания нужны всем людям как основа поведения в разных жизненных ситуациях. Актуальность воспитания законопослушного поведения детей,.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» «Самое дорогое у человека - это жизнь» Н. А. Островский. Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного.

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр» Анализ деятельности ДОУ по развитию математических представлений у дошкольников в организованной и неорганизованной образовательной деятельности.

Рекомендации родителям «Воспитание у детей среднего дошкольного возраста культуры поведения» Когда необходимо начинать учить детей правилам этикета? Умение вести себя в обществе очень важно для вхождения ребенка в это общество.

Сценарий спортивного праздника для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие в страну здоровья» Сценарий спортивного праздника для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие в страну здоровья» Цели: формировать навыки здорового.

Учебно-методический материал для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий мастер-класса для воспитателей «Формирование культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста»
Опубликовано: 14 ноября 2018 в 22:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД